Во второй день визита в Сыктывкар столичный кутюрье Алиса Толкачева посетила археологический музей Коми научного центра и мастерскую художника-этнофутуриста Юрия Лисовского, работами которого восхитилась и нашла им практическое применение.

Фото Николая Антоновского

Встретившись с Юрием Лисовским в дверях его мастерской, Алиса Толкачева сообщила, что уже познакомилась с работами художника в альбоме и заявила: «Вы фантастический!». Также она отметила, что графика – очень близкий для нее стиль, поскольку образование она получала именно как график, а с детства любила преображать книжки с черно-белыми картинками. Более того, в основе любого изобразительного творчества всегда лежит графический рисунок.

Этнофутурист рассказал, что сейчас он рисует черным не выцветающим маркером на ватмане, а потом переносит работы в компьютер и если нужно, раскрашивает их. Хотя начинал с карандаша и иногда работает в цвете.

ANT_2720.jpg

Столичной гостье художник показал несколько десятков работ на сюжеты коми мифологии в его собственном представлении. 

- Я люблю смотреть в небо – только когда смотришь в небо, видишь сразу все части света, – объяснял перспективы в своих картинах Юрий Лисовский, заметив, что многие из них можно рассматривать с любой стороны.

Рассматривая картины, Алиса вспомнила работу студентки Института культуры и искусств СГУ имени Питирима Сорокина, которую видела накануне - вышивку по натуральным материалам пейзажей у Кылтовского монастыря, и предложила объединить усилия художника и мастера декоративно-прикладного искусства. 

- Девочка сделала подобные вещи вышивкой. Это было невероятно красиво. Вам нужно объединить их! – обратилась она к представителям компании «Ыбица продакшн», перебирая листы с этнофутуристичскими изображениями и подыскивая наиболее подходящие для представления в новой технике. – Нужно выбирать такие, где побольше белого – они будут смотреться легче. 

Также изображения она порекомендовала размещать на подушках – вещах, которые можно было бы использовать в быту. Еще одно применение, которое пришлось по душе и самому Юрию Лисовскому – украшать его рисунками посуду. 

- Можно сделать целый сервиз, не одинаковый, а чтобы на тарелках была представлена целая история, – подхватил мысль модельера художник. 

- Очень важно, когда у человека прослеживается стиль, это говорит о целостности натуры. Эпос, которому он привержен, осовременен, переработан, подан с доброй иронией и в этом есть большая трогательность. Видно, что человек уважает историю и эпос, но верно и то, что фанатичная вера во что-то очень сужает рамки восприятия и делает человека очень кондовым, тяжелым. Я всегда боюсь художников, вообще творческих людей, которые к своему творчеству относятся очень драматично. В этом проявляется закостенелость. Вообще, юмор в ведах и философии буддизма считается высшей формой таланта – когда ты можешь немного иронизировать над тем, что происходит с тобой и другими. В его работах есть очень милая декоративность, дань традициям примитивизма при очень грамотном композиционном решении – такой сплав очень радует. Это особый талант, когда человек может придать работе качественную лубочность, не уходя при этом в кич и пошлость. Это прекрасно, что у вас есть такой художник, – поделилась впечатлениями с корреспондентом БНК модельер, добавив, что видит его работы и в большом масштабе – на фасадах зданий. 

Эту тему столичный модельер развила чуть позже на пресс-конференции.

KBV_0951.jpg

- Лисовский делает кружева из легенд. Графика – это «карандашно-тканность», это очень красиво. Было бы здорово в центре города квартал объединить его графикой – торцы домов связать этой графикой. Люди были бы очарованы этим ажуром. Когда ты не можешь сломать что-то, ты можешь это декорировать. Дом декорировать графикой не так уж и сложно, тем более ребята с баллончиками изнывают от тоски, потому что им хочется себя выразить, а Сыктывкару нужно создавать свое лицо,- резюмировала она.

KBV_0971.jpg

Следующим пунктом в насыщенной программе московской гостьи стал археологический музей Коми научного центра, где экскурсию провела доктор исторических наук, профессор Элеонора Савельева, очень впечатлившая Алису Толкачеву рассказами о традициях и жизни древних людей, обитавших на территории республики Коми.

Неожиданно среди присутствующих на экскурсии ученых – сопровождал делегацию Павел Лимеров – завязался спор о легендарной первой коми-лыже с головой лося. 

Элеонора Савельева заявила, что в то время – около 6-7 тысяч лет назад лыжи могли быть не только в Коми, но и в Финляндии. 

- Лось – священное животное, по легенде считалось, что он придавал скорость этим лыжам. Но наши предки были прагматиками, иначе бы они не выжили, – также прагматично заметила она, – Голова лося использовалась для торможения.

ANT_2745.jpg

Павел Лимеров с утверждением не согласился, аргументировав это тем, что для торможения лыжи обивались мехом – камусом. 

- Если бы был мех, мы бы обнаружили волокна, но никакого меха на лыже мы не нашли, хотя и не исключаем этого, – закончила научный спор экскурсовод. 

Впечатлили Алису и рассказы о тотемных и ритуальных элементах быта древнего человека. К примеру, о бронзовом зеркале с иллюстрацией сотворения мира.

ANT_2752.jpg

- Универсальная модель вселенной: верхний мир, средний мир и нижний мир. Олицетворением нижнего мира является условно названное в науке понятие «ящер», но это фантастическое, неземное подземное существо. Я его сравниваю с ящерицей, потому что мне моя бабушка в детстве говорила – не ложись на землю с открытым ртом – ящерица зайти может. Она не говорила, к чему это приведет, но сейчас я понимаю, что это символ хтонического подземного, неведомого страшного мира, – рассказала о передаваемой через поколения мудрости Элеонора Савельева.

ANT_2754.jpg

В завершение экскурсии модельеру показали украшения финно-угорских женщин – они предпочитали блестящие и шумящие подвески, серьги и кольца, которые определяли и защищали голову, грудь и лоно, а также выступали оберегами от злых сил.

БНК

 
Распечатать   1 314 просмотров