В начале этого учебного года в школе №42 (пос. Северный) открылся Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Прошло всего одно учебное полугодие, но промежуточный анализ его работы, на наш взгляд, уже вполне уместен. Что проект реализуется полных ходом, видно из информаций в разделе «Точка роста» на сайте школы. Здесь рассказывается об открытых уроках, мастер-классах, олимпиадах, исследовательских проектах, экскурсиях и днях открытых дверей для детей и родителей, прошедших в минувшем полугодии.

Коротко работу «Точки роста» прокомментировала руководитель Центра образования, учитель начальных классов школы №42 Наталья Сухорукова:

 – В данный момент, – говорит Наталья Сергеевна, – дополнительным образованием с использованием средств обучения и воспитания Центра «Точка роста» занято 124 ученика с 3 по 11 класс. У ребят появилась возможность участвовать во всероссийских проектах: «Билет в будущее», «Урок цифры», «Код будущего», «Проектория», «Цифриум» и других. 

Под руководством педагогов-наставников ученики школы смогли продемонстрировать свои способности в ХIX республиканской учебно-исследовательской конференции «Я – исследователь. Я открываю мир», в XI межрегиональной конференции «Спиридоновские чтения», в республиканском фестивале технического творчества в рамках республиканского слета юных техников «PRO Север-2023». 

 

– Однако, например, в «Уроках цифры» ученики всех воркутинских школ участвовали и до открытия «Точек роста», в чем тогда разница?

– У каждого ребенка в нашем центре теперь есть персональный ноутбук. Ребята могут прямо на уроке или во внеурочное время выполнять задания, предложенные на «Уроке цифры».

– Как педагоги вошли в работу в «Точке роста»?

– В школе, вообще, трудно работать, а в «Точке роста», кроме программного обеспечения цифровых лабораторий, надо знать методику преподавания с учетом формирования цифровой образовательной среды. Нашим учителям надо было сначала самим овладеть новыми компетенциями, разобраться, как работать с новым оборудованием, и лишь потом внедрять ее в учебный процесс. Для этого педагоги в течение всего прошлого года проходили курсы повышения квалификации в Академии Минпросвещения России. В нашем центре образования работают четыре педагога по предметам химии, физики, биологии, робототехники. Я называю их звездами, потому что на их плечах в данный момент лежит колоссальная ответственность за максимальную работоспособность проекта.

 

– Наталья Сергеевна, «Точка роста» – новое явление для нашего города…. Обычно в таких случаях нужна помощь, совет, пример…

– С «Точками роста» других городов мы пока не общаемся, а с воркутинскими школами уже налажено сотрудничество, например, со школой №23, где работает Кванториум. Мы хотим набраться у них опыта, поэтому наши ученики будут там заниматься. Вместе с тем в рамках сетевого взаимодействия со школами №13 и 26 мы готовы внедрять и такую форму работы, как практикумы. Они предполагают проработку некоторых тем образовательной программы по предмету с использованием оборудования «Точки роста». Что же касается взаимодействия по вертикали, то у нас в КРИРО (Коми региональный институт развития образования) есть региональный куратор – Ирина Дмитриевна Новикова, она помогает нам в разных направлениях работы.

– Как родители учащихся относятся к появлению Центра образования?

– Восхищаются тем, как преобразилась школа. У них есть серьезные ожидания. С удовольствием записывают детей в наши кружки.

 

Взять химию в руки…

Ольга Валентина Оришина, преподаватель химии и биологии, специально приехала в Воркуту из Архангельской области по приглашению директора школы №42, чтобы работать в «Точке роста». Она вела свои предметы в профильных классах в новой, оборудованной и оснащенной по последнему слову школе в Коношском районе, поэтому именно техническая сторона работы в воркутинских «Точках роста» для нее не проблема.

По словам Ольги Валентиновны, перед ней, в первую очередь, стояла задача самой адаптироваться в новом коллективе, наладить контакт с учащимися, заинтересовать их своими предметами.

– Я стараюсь, – говорит она, – делать это через практические и лабораторные работы, через занимательные опыты, чтобы даже у тех ребят, которые не планируют сдавать химию и биологию на экзамене, появился к ним интерес. С биологией немного легче, потому что она ближе к нашей жизни, а химия – предмет очень сложный. Я использую цифровое оборудование и на уроках, и на занятиях по дополнительному образованию. Стараюсь, чтобы дети сами взяли в руки пробирки, реактивы… – так потихоньку и движемся.

Сегодня я уже не ловлю на себе настороженные взгляды детей, как в первые дни работы, а вижу горящие интересом глаза – это для меня большая победа. Ученики 9 и 11 классов выбрали сдавать экзамены по моим предметам. Занятия по дополнительному образованию посещают учащиеся, которым интересна химия, некоторые связывают свою будущую профессию с химией, биологией и у которых есть желание освоить приемы решения задач по химии.

Думаю, «Точка роста» в школе №42 будет результативной в плане профориентации выпускников и качества их подготовки по предметам, которые я преподаю, так как учебные часы расширяются за счет курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Чтобы качественно готовить ребят к поступлению в профилирующие вузы, нужны профильные классы. Знаю, что административная команда школы №42 уже сегодня работает над решением этой задачи.

 

Что дальше?

Открытие центров «Точка роста» – это разовая акция для сельских школ в рамках реализации федеральной программы «Современная школа» национального проекта «Образование». Первое слово в приобщении учащихся к передовым технологиям сказано: помещения подготовлены, оборудование установлено, педагоги прошли специальную подготовку, уроки и дополнительные занятия ведутся… Что дальше? Этот вопрос адресован директору школы №42 Татьяне Козловой.

– А дальше, – отвечает она, – будем действовать по принципу «Спрос рождает предложение». Например, уже первое участие наших юных конструкторов в республиканском фестивале технического творчества «PRO Север-2023», где они заняли призовое место, показало, что им не хватает базового оборудования, имеющегося в «Точке роста», чтобы полноценно составлять конкуренцию в подобных соревнованиях. Что делать? Будем приобретать.

Второе направление развития Центра образования – расширение охвата детей, в том числе и дошкольников. Оборудование в «Точке роста» предназначено для учащихся 5-11 классов, но мы уже используем его и для занятий робототехникой учеников 3-х классов. Первоклассникам тоже нравятся уроки по окружающему миру в школьной «Точке роста».

Сегодня мы также говорим о том, что надо предусмотреть и модернизировать подходы к преподаванию предмета «Технология», чтобы можно было бы максимально использовать для этого оборудование по робототехнике на базе «Точки роста». Сейчас педагоги повышают свою квалификацию и под руководством методистов будут воплощать в жизнь этот проект.

Мы активно формируем положительное общественное мнение о нашей школе, систематически приглашаем гостей, которые общаются с нашими детьми, делятся с ними жизненным опытом. Очень интересной получилась встреча с Людмилой Владимировной Демиховой, исполнительным директором Союза городов Заполярья и Крайнего Севера. Она состоялась во время празднования 80-летия нашего города.

Людмила Владимировна приехала к нам, чтобы лично познакомиться с учащимися из нашего научного общества «Эврика». Выпускница нашей школы София Патокина под руководством учителя истории и обществознания Элеоноры Владимировны Гущиной написала исследовательскую работу, посвященную экс-мэру Воркуты Игорю Леонидовичу Шпектору. Людмила Владимировна не только работала с ним, но и дружила. Работу Софии она прочла в Интернете. Отзывы такого человека о нашем научном обществе, о деятельности «Точки роста», Центра детских инициатив были для нас очень важны, актуальны и своевременны. В свою очередь, Людмила Владимировна пригласила ребят из научного общества в Москву. Трехдневный тур по достопримечательностям Москвы будет оплачен Союзом городов Заполярья и Крайнего Севера.

Еще одно школьное новшество – Центр детских инициатив. Он так же одно целое с «Точкой роста» и органично вписывается в интерьер данного проекта. Здесь проходят встречи, квесты, царит творческая атмосфера, создаваемая советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Анастасией Николаевной Окончук. Здесь же располагается зона коворкинга, где ребята могут заняться своими исследовательскими работами. К этому процессу порой подключается весь класс, поэтому бывает шумно. Это нормально, школы без шума не бывает. Главное, что ребята знают, что здесь все для них, об этом им постоянно говорится словами, действиями, мероприятиями.

Этот год для нас в «Точке роста» как проба пера: пробуют себя дети, педагоги, я как директор школы. Верим, что все у нас получится, и мы будем постепенно набирать обороты. Один из индикаторов, который покажет результативность работы нашей «Точки роста» – качество образования учащихся, подтвержденное государственной итоговой аттестацией и всероссийскими проверочными работами.

 

Информация и фото предоставлены управлением образования администрации МО ГО «Воркута»

 
Распечатать