Фото Владимира Юрлова

Традиционные воркутинские оппозиционеры, активисты местного отделения движения «За права человека», провели пикет возле здания администрации Воркуты. 12 пожилых оппозиционеров решили напомнить властям об очереди на переселение.

В назначенный час несколько человек подошли к зданию мэрии с рукописными плакатами с неприглядными для властей лозунгами. Через несколько минут пришли еще столько же человек в гражданской одежде с выражением тревоги на лицах за безопасность страны. Вслед за ними с блокнотами в руках стали подтягиваться силы полицейского реагирования, которые вели себя скромно, лишь записывая приглянувшиеся им слоганы с транспарантов участников пикета. Корреспонденты БНКоми, единственные из местных СМИ, разбавили триумвират своим присутствием и стали очевидцами выяснения отношений между народом и властью.

Не успели пикетчики развернуть свои плакаты, как из здания администрации вышли глава округа Юрий Сопов и заместитель руководителя администрации Александр Литвинов. Не дав малочисленным протестантам как следует поскандировать заготовленные речевки о том, что «власть людей не замечает», чиновники вгрызлись в ряды манифестантов с самым сочувствующим видом.

По словам одного из участников пикета, предпринимателя Андрея Былины, сегодня из Воркуты люди не могут выехать из города.

– Программа переселения реально не работает. Что такое 200 переселяемых семей в год? Мы посчитали, что программа будет полностью реализована через 100 лет. Люди столько не живут. Администрация должна лоббировать интересы местного населения, но она выбрала выжидательную, пассивную позицию, – говорит Былина.

Глава округа Юрий Сопов в свою очередь считает, что местная власть делает все возможное, чтобы количество переселенцев увеличилось в разы:

– Мы постоянно обращаемся в правительство, чтобы на переселение выделяли больше денег. Не один миллиард, как сейчас, а полтора или даже два. Недавно мы совместно с руководством Коми добились, чтобы 30 процентов средств шли не только инвалидам, но и пенсионерам, которые много лет стоят в очереди.

Собравшиеся возле мэрии люди решили поспорить с главой города.

– Мы знаем воркутинцев, которые стали в одночасье инвалидами, получили сертификаты и уехали, – надрывалась одна из пикетчиц. – В 2010 году моя соседка значилась 11-тысячной в очереди на переселение, вдруг она переселяется. На каком основании ее переселили? Они же не инвалиды.

Юрий Сопов, пытающийся сфокусировать внимание то на одной женщине, то на другой, непрестанно повторял: «У вас есть факты? Обращайтесь в прокуратуру, они проверят, у них право такое есть. Давайте и мы все проверим».

Разговор плавно перетек на личности. Обсудив правительство в целом и всех его членов в частности, вспомнили и председателя Госсовета Марину Истиховскую.

– Истиховская в Печоре добилась коэффициента 1,5, – туманно начала одна из правозащитниц. – Она еще в Совете Федерации подпрыгивала, что выбила Печоре такой коэффициент. Потому что она родом оттуда.

Юрий Сопов попытался было объяснить, что спикер родом из Инты, но пожилым и давно оппозиционно настроенным пикетчицам это было уже неважно.

– Нам все равно, откуда она. Мы хотим, чтобы вывесили списки, кого куда переселили и в какой последовательности, – не унималась женщина, обновляя претензии.

– Это противоречит закону о персональных данных, – вновь попытался объяснить глава округа, но получил чисто русский ответ:

– Ой, да прям. Мы же не требуем, чтобы афишировали, сколько у них денег на счету. Скажите, кого и куда переселили. И вообще, что вы делаете по этой проблеме, – пытали контактного Сопова пикетчицы.

Пришлось главе округа вновь пояснять о тех действиях, которые совершает власть. Немного подумав, он решил добавить еще один аргумент в свою пользу:

– Кстати, в этом году принят закон о выделении земельных участков. Правда, по месту жительства. Каждый гражданин Воркуты может обратиться, чтобы получить земельный надел. А мы, в свою очередь, хотим выйти с инициативой, чтобы земельные участки выделялись на юге республики.

– Из каких таких соображений уменьшили сумму средств на приобретение жилья? – поинтересовалась одна из воркутинок.

– Есть люди, которые, получив сертификат, хотят получить жилье в хорошем городе, – начал развивать тему Юрий Сопов. – Но многие горожане говорят: «Не надо нам по 10 миллионов рублей, дайте нам 2-3 миллиона, но чтобы наша очередь двигалась. Под влиянием и давлением этих людей было принято решение о снижении цены за квадратный метр жилья. В итоге получается, что тех же инвалидов мы можем переселить не за 10 лет, а всего за два года.

Пикетчицы внимательно смотрели на Сопова в надежде увидеть тень улыбки на его лице. Поняв, что тот не шутит, одна из них не выдержала:

– Назовите нам хоть одну фамилию из тех, кто получил сертификат, но сказал при этом: «Мне не надо столько денег, дайте мне поменьше».

– Это говорят те, кто включен в список, который заморожен, – попытался пояснить городской глава. – Это они говорят. У них шансов было ноль, а теперь этот шанс появился.

– Дареному коню в зубы не смотрят, – философски изрек Юрий Сопов, после чего беседа c протестующими бабками пошла по второму кругу.

Между тем заместитель руководителя администрации Александр Литвинов пояснил корреспонденту БНКоми, что в следующем году гораздо больше людей получат сертификаты для переселения.

– Мы добились, чтобы средняя цена квадратного метра для переселенцев была одинакова по России. Большинство людей брали сертификаты с учетом переселения в Москву. Перерасход денежных средств был критичный. За бортом оставались очень многие люди, которые давно стоят в очереди и готовы переселиться в южные регионы страны. Больше этого не будет.

БНКоми

 
Распечатать