«Перезимуем. Надеюсь, без серьёзных аварий», – так оценивает перспективы Воркуты на прохождение отопительного сезона Вячеслав Гущин – заместитель руководителя администрации города по вопросам ЖКХ. Чуть больше трех месяцев назад – в середине сентября – он приступил к исполнению своих обязанностей. И за это время успел детально изучить все особенности и слабые стороны изрядно изношенной и сложной коммунальной инфраструктуры Воркуты и всего Воркутинского района, оценить особенности арктического климата и увидеть своими глазами, как люди, которые обеспечивают бесперебойную работу водоводов, котельных и линий электропередачи ежедневно проходят испытание на профессионализм и крепость духа.

– Вячеслав Анатольевич, энергобезопасность города и поселков сейчас на особом контроле. Недавно были жалобы жителей поселка Елецкого на холод в квартирах, школе. Какова ситуация сейчас, в т.ч. в остальных поселках.

– Котельная поселка Елецкого на сегодня действительно самый сложный и проблемный объект теплоснабжения. При подготовке к осенне-зимнему периоду в ней проводились самые масштабные ремонтные работы, и они выполнены в полном объеме: все шесть котлов – сами котлоагрегаты находятся в рабочем состоянии. Они полностью укомплектованы всем необходимым. Два из них – котел №4 и №5 отремонтированы капитально. При подготовке их к запуску обнаружились неисправности в системах дымоудаления. На одном котле нарушена центровка вала на рабочем колесе. На втором – проблемы с электродвигателем. В конце прошлой недели в Елецкий были отправлены два электродвигателя: один для установки в систему дымоудаления на пятый котел, второй – резервный. Одновременно выполнили центровку вала рабочего колеса в системе дымоудаления четвертого котла.

Как только работы завершатся, котельная сможет в полной мере обеспечивать отопление и горячее водоснабжение Елецкого в соответствии нормами и температурой воздуха. До завершения ремонта систем дымоудаления температура теплоносителя на выходе из котельной составляла +65 градусов, на входе +70. Конечно, при нынешних низких температурах этого не достаточно. Но не стоит забывать, что большинство домов в поселке ветхие, их теплоизоляция нарушена и, чтобы сохранить тепло, жителям также стоит приложить некоторые усилия – утеплить двери, обработать герметиками оконные рамы.

Проблем с поставками топлива в Елецкий нет. По предложению работников котельной, мы поставили туда уголь крупной фракции. Но все же его использование вызвало нарекания персонала, в том числе из-за высокой зольности, и мы снова вернулись к поставке мелкого угля марки СШ. Нарушений графика или сбоев в поставках топлива ни в Елецкий, ни в Сивую Маску нет, и мы их не ожидаем.

Чтобы исключить авральные ситуации в котельной Елецкого в будущем, мы планируем провести ее модернизацию и установить там два новых котла. Мощность таких агрегатов в полтора раза выше действующих котлов, и они надежнее. К окончанию отопительного сезона мы рассчитываем доставить котлы в Елецкий и сразу начать их монтаж, с тем, чтобы в следующий отопительный сезон вступить с новыми котлами. Не берусь сказать, во что обойдется их транспортировка и монтаж, а стоимость самих агрегатов порядка 700 тысяч рублей каждый. Заняться выбором конкретной модели и поставщика и подрядчиков мы намерены сразу после утверждения бюджета на 2017 год.

Еще одна проблема – недостаточное количество технического персонала, кочегаров. Сейчас же люди работают в непростых условиях. Мы уже подобрали резерв, который отправится в Елецкий.

– Какова ситуация сейчас на ТЭЦ-2? Существуют ли риски по электроснабжению города?

– Значительные вложения в ремонт и модернизацию оборудования и кардинальная смена руководства станции принесли ощутимый положительный эффект. По данным, которые в ежедневном режиме мы получаем с ТЭЦ-2, станция работает в полном соответствии с диспетчерским графиком. Никаких сбоев или отклонений нет. Изменения, которые произошли в процессе реконструкции, видимы и это, безусловно, изменения в лучшую сторону. Основные работы по ремонту и реконструкции на ТЭЦ-2 завершились до наступления зимнего максимума нагрузок.

Сейчас в самое темное и холодное время года станция в полной мере обеспечивает электроэнергией всех потребителей воркутинского промышленного района. Больше того, несмотря на высокий уровень потребления электроэнергии, стабильность работы ТЭЦ-2 позволит провести запланированные на вторую декаду декабря работы по замене опор высоковольтной линии электропередачи, которая соединяет Воркуту с единой системой энергоснабжения. Все остальные планы по повышению надежности предприятия энергетики выполнят в полном объеме и в плановые сроки.

– Расчистка дорог. На странице мэра Игоря Гурьева в социальной сети в последнюю пургу были жалобы на расчистку отдельных улиц. Скоро будет еще одна. Как осуществляется контроль и насколько город готов к затяжным метелям?

– После получения жалоб мы обсудили ситуацию с дорожниками и убедились, что они отработали по графику. Во время метели вышла вторая смена с восьми вечера и отработала, как положено. Основные улицы были расчищены своевременно, техника работала и в городе, и на кольце. Утром произошла пересменка и техника продолжила работу. Были некоторые нарекания по Тиману и частично по улице Ленина. Но я считаю, что в целом дорожники с поставленной задачей справились качественно и своевременно. Так что у меня претензий к ним нет. Наверно есть нарекания по придомовым территориям, но это вопросы не к дорожным службам, а к управляющим компаниям. Но и они отработали слаженно и в основном своевременно.

Конечно, это была не самая сильная и далеко не последняя метель. Так что дорожные службы все время остаются в состоянии готовности. Мы проработали алгоритм взаимодействия со всеми службами. Городские власти взяли на себя работу по информированию населения о графиках расчистки улиц, чтобы обеспечить снегоуборочной технике максимально комфортные условия работы. Есть предварительные договоренности со всеми крупными предприятиями о предоставлении дополнительной снегоуборочной дорожной техники в случае необходимости. Тем более что и жизнедеятельность структурных подразделений «Воркутауголь» и функционирование отдаленных вахтовых поселков организаций газовой отрасли напрямую зависят от состояния улично-дорожной сети города. Я уверен, что никто нам в помощи не откажет.

– Снежный городок – все ли идет по плану? Какая концепция будет использована в этом году? Будут ли устанавливаться горки и елки в поселках, в жилых кварталах?

– Несмотря на низкие температуры, работы по строительству главного снежного городка продолжаются: елка установлена и украшена, художники вырезают фигуры из снега и льда. Кстати, именно с доставкой льда были проблемы. Мы с трудом только к началу декабря нашли бригаду, которая взялась пилить и возить этот строительный материал. Нужно было выбрать место, где лед чистый и относительно доступный. Сейчас готовят ледяные основания для будущих скульптур. Погода, к сожалению, вносит свои коррективы, художники, которые вырезают фигуры, вынуждены часто делать перерывы и греться, время от времени возникают проблемы с работой инструментов – пилы просто не заводятся от холода. Но работа продолжается, и люди стараются.

Я считаю, что у нас получилась очень удачная горка – решено ее сделать более пологой и безопасной. В процессе ее строительства мы учли замечания и пожелания детворы, подправили съезд и теперь, я думаю, она долго будет радовать воркутинцев.

Новогодние ёлки, снежные горки и фигуры сказочных персонажей будут стоять на Северном, Воргашоре и Заполярном, а также в Шахтерском и Железнодорожном микрорайонах.

К Новому году в Воркуте будет работать четыре катка – в Городском парке, а также благодаря помощи волонтеров – около школ №23, №1, №39.

– Вы приехали работать в Воркуту из другого региона. Чем вам запомнился город в первые дни? В чем отличие Воркуты от других, подобных нам, городов?

– При первом знакомстве с городом самое сильное впечатление на меня произвело количество дорожных знаков, светофоров и пешеходных переходов. К тому же, по освещенности Воркута превосходит даже областные центры средней полосы и может уступить разве что Москве и Санкт-Петербургу. В принципе, это объяснимо, большая продолжительность темного времени суток заставляет предпринимать дополнительные меры для обеспечения безопасности жителей: водителей, пассажиров, пешеходов.

Протяженность дорог здесь меньше, чем в Рязанской области, где я работал раньше. И это тоже понятно: строить дорогу на вечной мерзлоте чрезвычайно дорого. А вот состояние дорог в Воркуте не хуже чем в среднем по России. Хотя дворовые территории выглядят очень удручающе. Понятно, что все зависит от наличия средств, но источники финансирования таких масштабных ремонтов найти не просто. Во всяком случае, ни под какую федеральную программу ремонт дворов не подпадает. Очевидно, что больше средств требуется на содержание существующей дорожной сети. Хотелось бы приобрести более стойкую краску для уличной разметки, чтобы не наносить ее по два три раза за сезон. Но такая краска – это совсем другие деньги. А их сегодня нет.

До того как сюда приехать я много читал о городе, и тогда состояние многих коммунальных объектов, например Усинского водовода, вызывало у меня больше опасений, чем сейчас. Да, сам водовод, водопроводные и канализационные сети, насосные станции и очистные сооружения, безусловно, изношены. Но случается, что вред предприятию наносят случайные люди. И в этой связи, я хочу обратиться к жителям, с просьбой воздержаться от безответственных и откровенно вредительских поступков по отношению к коммунальной инфраструктуре. На прошлой неделе неустановленный пока вездеход проехал по трубе в районе поселка Заполярного и прорвал ее. Вместо того, чтобы сообщить о случившемся, вездеходчик позорно убежал. В итоге всю ночь в мороз аварийные бригады искали место порыва, который оказался в труднодоступном месте. Ликвидация порыва затянулась, а утечка нанесла значительный финансовый ущерб предприятию, которое и так находится в непростом положении.

А в целом, возвращаясь к вопросу, Воркута выгодно отличается от многих подобных моногородов России. Здесь очень отзывчивые люди, требовательные к власти и, одновременно, неравнодушные к своему родному городу. Но есть проблема, с которой на «большой земле» почти не сталкивались – переселение за пределы города и пустующий жилфонд, большая часть которого находится на поселках. Вполне хорошего качества квартиры новой и улучшенной планировки стоят от 60 до 400 тысяч рублей! Со стоимостью такого жилья воркутинцы не могут выехать за пределы самостоятельно. Приходится многое делать и доказывать на уровне Сыктывкара и Москвы, что заполярный город нуждается в особом внимании.

– Сейчас в Воркуте стоят 40-градусные морозы. Как город переживает их?

– К счастью, все системы и сооружения водоснабжения и водоотведения строились в советские времена с кратным запасом прочности. Кроме того, инженерные решения, которые использованы при строительстве, имеют резервы на случай аварийных ситуаций. Например, водовод построен в две нитки, насосные станции оснащены резервуарами с запасом воды, и совсем недавно город получил несколько мощных автономных источников электроснабжения. Так что оснований для панических страхов у воркутинцев нет. К тому же на объектах «Водоканала» работают настоящие профессионалы, на опыте и знаниях которых держится вся система. Возможно, это не совсем правильно. Но проблема в том, что у предприятия нет средств на проведение модернизации, больше того, предприятие, которое в значительной мере обеспечивает жизнедеятельность города, находится в состоянии банкротства.

Такое положение сложилось не вчера. Проблема формировалась десятилетиями, в течение которых никаких средств в реконструкцию и модернизацию не вкладывалось. Поэтому сейчас основную ставку мы делает на то, что весь комплекс сетей и сооружений коммунальной инфраструктуры перейдет в концессию и к нам придет крупный инвестор, готовый вкладывать собственные средства в проект реконструкции водовода и других систем. Сейчас мы ждем заключение о потребности города в воде. Отсюда будет сформирован проект обновления всей системы, в котором будут предложены обоснованные решения по диаметру трубы, по материалам из которых труба изготовлена, по технологии строительства и так далее. Использование новых современных материалов и передовых технологий наверняка позволит удешевить строительство.

БНК

 
Распечатать