Участники парламентских слушаний предложили пути решения проблем в организации медицинской помощи в труднодоступных районах страны.

В Совете Федерации состоялись парламентские слушания «Об особенностях законодательного регулирования обеспечения доступности медицинской помощи населению, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Мероприятие провели заместитель Председателя СФ, член Комитета СФ по социальной политике Галина Карелова, заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов и член Комитета СФ по социальной политике Людмила Кононова.

Как указала Галина Карелова, один из самых острых вопросов организации медицинской помощи – проблема ее доступности медицинской для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Парламентарий выделила основные проблемы в системе здравоохранения в этих регионах – слабое материально-техническое оснащение медицинских организаций, недостаточная укомплектованность медицинскими кадрами, высокая стоимость транспортного сообщения. «Проблемы не новы, но они усугубляются целым рядом факторов, влияющих на ситуацию».

В числе таких факторов вице-спикер назвала сокращение числа фельдшерско-акушерских пунктов и женских консультаций, что создает дополнительные проблемы при соблюдении календаря профилактических прививок, нарушает регулярность диспансерного наблюдения, осложняет патронаж беременных женщин и наблюдение за детьми первого года жизни.

Галина Карелова также отметила, что сегодняшние парламентские слушания являются продолжением работы, начатой сенаторами. Ими была создана специальная рабочая группа по поиску оптимального законодательного регулирования проблемы доступности медицинской помощи населению этих территорий. Заместитель Председателя СФ напомнила, что рабочая группа провела в Республике Саха (Якутия) мониторинг ситуации, выработала рекомендации в адрес Министерства здравоохранения России и Фонда обязательного медицинского страхования.

По мнению вице-спикера Совета Федерации, задача сегодняшних слушаний – на примере региона, где прошел мониторинг, с учетом актуальной информации и сегодняшней экономической ситуации предложить возможные пути решения проблем в организации медицинской помощи, характерных для регионов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.

По словам сенатора, должны быть выработаны практические решения. «Мы должны четко понимать, что гражданин, где бы он ни жил, должен получать своевременную, качественную медицинскую помощь и исполнение данной конституционной нормы должно регулироваться в первую очередь федеральным законодательством».

Александр Акимов сообщил, что в 2016 года Государственной Думой запланировано рассмотрение в первом чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части отдельных особенностей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Документ подготовлен сенатором совместно с членами Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и народными депутатами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Правовой акт, в частности, предусматривает формирование территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом плотности и особенностей расселения населения.

Сенатор также отметил, что в настоящее время идет процесс подписания таких программ. Кроме того, добавил Александр Акимов, разрабатывается модель Арктической медицины. «Сегодня мы должны представлять, какие изменения потребуется внести в федеральное законодательство в части решения и организационных вопросов, и вопросов финансирования».

Людмила Кононова, представляющая в СФ законодательный (представительный) орган государственной власти Архангельской области, выразила уверенность в том, что для эффективной работы системы здравоохранения северных территорий особое значение имеет развитие телемедицинских технологий. «В удаленных территориях отмечена тенденция возрастания потребности в расширении спектра телемедицинских услуг и практического применения медицинской техники в телемедицине».

Законодатель подчеркнула, что в условиях кадрового голода на территориях, подобных Архангельской области, без широкого внедрения этих систем невозможно обеспечить гарантированное государством доступное медицинское обслуживание, добавила парламентарий.

В ходе парламентских слушаний отмечалось, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стационарная медицинская помощь становится недоступной для граждан, проживающих в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах. По словам выступающих, для оказания первичной медицинской помощи населению, ведущему кочевой образ жизни, крайне важно расширение сети стационарных и мобильных пунктов медицинской помощи.

Министр здравоохранения Республики Саха (Якутия) Михаил Охлопков рассказал об особенностях организации медицинской помощи в условиях Крайнего Севера на примере своего региона. По его данным, около 92 процентов территории республики находится в зоне сезонного транспортного обслуживания, 25 районов из 34 не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами, из 629 населенных пунктов 50 процентов — малонаселенные, 44 процента — труднодоступные. «В этой связи бюджетные затраты на санитарную авиацию, которая зачастую является единственным видом транспортировки больного, составляют более 1 миллиарда рублей в год».

Заместитель председателя законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Зленко подняла вопрос использования в районах Крайнего Севера санитарной авиации. Она указала, что подобная служба существует только в Ямало-Ненецком округе. «Например, в Мурманской области, санитарной авиации, как авиационной структуры целевого назначения, оснащенной специализированными воздушными судами, нет. В Ненецком автономном округе также используются гражданские вертолеты, не приспособленные для медицинской эвакуации».

По мнению регионального законодателя, необходимо внести изменения в федеральное законодательство в части, касающейся оказанию экстренно плановой медицинской помощи с использованием авиации. «Только в нашем регионе в тундре проживают четыре тысячи детей, не говоря уже обо всех арктических субъектах, площадь которых занимает 46 процентов страны».

Елена Зленко также попросила обратить внимание на работников, которые приезжают на Север трудиться вахтовым методом, расходы на лечение которых значительны, однако регион не может их возместить из‑за несовершенства механизма ОМС. «Нам нужен закон о медобслуживании вахтовиков на той территории, куда они откомандированы».

В ходе дискуссии был отмечен ряд факторов, сдерживающих развитие телемедицины: отсутствие нормативно-правового регулирования сферы как на государственном, так и на региональном уровне и отсутствие финансирования этой услуги в системе ОМС. Не выработан также механизм мотивации сотрудников медицинских организаций на повседневное использование телемедицины.

По итогам мероприятия подготовлены рекомендации Правительству Российской Федерации, а также соответствующим органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

www.council.gov.ru

 
Распечатать   2 215 просмотров