Журналист «Республики» съездила в Крым на разведку

После возвращения Крыма в состав России его курорты вновь стали пользоваться спросом. Многие наши соотечественники, уже избалованные сервисом заграничных отелей, в этом году устремились туда в желании оценить и сравнить. Именно с этой целью в самый разгар отпусков отправилась туда и журналист «Республики».

Осторожно! Пост ГИБДД

Ехать в Крым решено было на машине: билеты на самолет из Сыктывкара до Симферополя настолько дороги, что проще было бы немного добавить и слетать в Египет или Турцию, где прекрасно можно отдохнуть дней десять со всеми условиями. А путешествие поездом до Анапы, откуда можно потом добраться до Керченской переправы, участники поездки отвергли сразу. Никто не хотел больше двух суток задыхаться в вагоне, который в жару превращается в настоящую душегубку: во многих поездах по-прежнему отсутствуют кондиционеры, а если не повезет, то в вагоне могут быть наглухо забиты окна.

О том, с чем путешественники могут столкнуться в дороге, стоит рассказать отдельно. Выехали мы рано утром, пока на трассе было еще не так много машин. В принципе состояние дороги на всем протяжении пути можно было бы назвать неплохим. До самой Ростовской области можно доехать без особых проблем, не привлекая внимания сотрудников ГИБДД. Машина была оснащена антирадаром, и водитель правил старался не нарушать. Проблемы начались с приближением к югу, на границе Волгоградской и Ростовской областей. Уже на подъезде к Ростовской области машину остановили. Зоркий профессиональный взгляд блюстителя дорожного порядка уловил нарушение: передние номера на машине были прикручены саморезами с красной шляпкой, что якобы строго запрещено. Объяснять, что машина была уже куплена с этим изъяном, было бесполезно. Цена вопроса без оформления квитанции составила пятьсот рублей.

Уже на следующем, первом в Ростовской области пункте ДПС нас остановили вновь – за то, что водитель вовремя не увидел разметки и попытался совершить обгон на строящемся участке дороги. На этот раз возможность продолжать путь обошлась в более солидную сумму – две тысячи рублей, опять же без оформления квитанции. Далее нас остановили еще два раза, и кошелек водителя полегчал еще на пятьсот рублей. После каждого общения со стражем порядка настроение заметно падало, и во время четвертой такой остановки пришлось сотруднику ДПС высказать наболевшее: «Вы что, по цепочке, что ли, нас передаете? Мы уже не одну сотню километров проехали без нарушений, а тут все как сговорились». К великому изумлению, сотрудник в форме неожиданно проявил сострадание, передумал брать деньги и отпустил, пожелав «ехать с миром».

Как позже рассказали бывалые водители, Ростовская область – место наибольшей активности сотрудников дорожно-постовой службы. Въезжая на ее территорию, надо держать ухо востро: ходят слухи, что ростовские стражи порядка весьма поднаторели в преднамеренном создании ситуаций, за которые водителю приходится расплачиваться наличными.

Три тысячи – за ночлег на нарах

Поскольку дорога к Крымскому взморью не ближняя, в пути приходится пользоваться услугами придорожных кафе и мотелей. Удовольствие это не дешевое. К примеру, цены на первые блюда практически во всех кафе и столовых начинаются от ста рублей. На вторые – от 120 и выше. Дешево в дороге не отведать даже обыкновенной молочной каши, которая тоже стоит в среднем около ста рублей.

Что касается ночлега в мотелях, то тут все, видимо, зависит даже не от уровня сервиса, а от амбиций хозяина. Первая ночь в дороге нас застала в Татарстане. Мотель представлял собой здание из калиброванного бревна и внутри больше напоминал баню. Сан-узел и душ – в конце коридора. За ночлег в мрачном трехместном номере на дощатых двухэтажных нарах с тощими матрасами и застиранным, прохудившимся постельным бельем хозяйка запросила по тысяче рублей с человека. На просьбу показать что-нибудь подешевле она провела в соседнее здание, тоже больше напоминающее баню. Правда, щели между бревнами здесь были больше, и в номере было заметно холоднее и неуютнее. Ночлег здесь стоил две тысячи рублей за номер, но уже без душа.

Искать среди ночи что-то другое уже не хотелось, поэтому согласились на первый вариант. К счастью, как выяснилось, завидное единодушие в ценовом вопросе проявляют только хозяева придорожных кафе. А вот хозяева мотелей более демократичны и не все дерут с путешественников три шкуры. Следующая ночь, которую мы провели в одном из мотелей Ростовской области, обошлась уже заметно дешевле. За вполне приличный трехместный номер с евроремонтом заплатили тысячу рублей, а в комплект белья входило даже полотенце.

К вечеру второго дня наконец показалась Керченская переправа. В очереди на паром пришлось простоять часа полтора, не больше. Сейчас через пролив ходят десять паромов, и, казалось бы, многочасовых очередей уже не должно быть. Хотя, по словам одного из отдыхающих, с которым довелось общаться в Судаке, он на своей машине простоял в очереди на паром шесть часов. Возможно, основная масса машин проходит днем, нам же просто повезло, потому что переправлялись мы поздним вечером.

На нашем Черноморском побережье мы не бывали уже с 2007 года. Отдыхали в основном за границей. А поскольку русские сегодня активно осваивают курорты всего мира, то нам казалось, что такого массового паломничества на Черноморское побережье, как в былые годы, уже нет. Как выяснилось, мы ошибались. Все паромы идут загруженные под завязку.

Берите с собой наличные

Всем, кто собирается отдохнуть в Крыму, необходимо напомнить: берите с собой наличные, потому что карты Сбербанка там не в ходу. Последнее место, где вы еще можете снять деньги со сберкарты, это порт, откуда идут паромы в Керчь. Во всем Крыму вы уже не найдете ни Сбербанка, ни банкоматов, где можно снять деньги.

Поскольку с нами были дети, решили остановиться в Судаке, так как это один из немногих городов Крыма, где есть хороший парк развлечений. В целом же в Крыму очень мало забав для детей. Кстати, Судак очень популярен у отдыхающих еще и потому, что там есть прекрасная большая набережная с множеством кафе и магазинов, где вечером можно отдохнуть. В соседнем Коктебеле, например, ничего такого нет. Поэтому туда ездят в основном те, кто после городского шума и суеты жаждет просто моря, солнца и тишины.

Что сразу бросается в глаза в крымских городах, так это плохие дороги и тротуары. Особенно никудышные дороги в микрорайонах с частной застройкой, которые в вечернее время к тому же еще и очень плохо освещены. Как-то, возвращаясь домой поздно вечером, мы просто заблудились в этой кромешной тьме и вынуждены были долго плутать по темным улочкам, постоянно спотыкаясь на неровностях дороги.

Справедливости ради надо сказать, что приморские города сегодня все же очень видоизменились в лучшую сторону. Прежних лачуг с койкой уже почти не найдешь. Вместо них стоят новые комфортабельные частные мини-отели, где могут предложить не только жилье, но и питание за отдельную плату. Номера в частном секторе вполне приличные – с евроремонтом, кондиционером и новой мебелью. За такой трехместный номер мы платили по тысяче рублей в сутки. Это недорого, потому что сравнительно далеко от моря. Чем ближе к морю, тем жилье дороже.

Как правило, все хозяева мини-отелей стараются и двор обустроить так, чтобы отдыхающим было комфортно. У нас было предусмотрено все: в послеобеденный зной можно было отдохнуть и пообщаться под навесом на турецких лежанках, во дворе стояли шезлонги для тех, кому лень идти на пляж. У дверей каждого номера, под навесом, – обеденные столы. Для желающих готовить дома – кухня со всем необходимым. Кстати, для многих отдых в Крыму ассоциируется с отсутствием водопроводной воды. Еще недавно вода там подавалась по времени – утром и вечером. Но в этом году власти Крыма позаботились о том, чтобы в курортный сезон вода подавалась бесперебойно.

Своим ходом – удобнее

Если говорить о ценах на продукты, то они достаточно высокие. Те, кто приезжает в Крым не первый год, утверждают, что в этом году цены на все взлетели в два раза. Местные фрукты и овощи на рынке стоят почти так же, как и в Сыктывкаре. Персики – 250 рублей за килограмм, малина – 150 рублей за трехсотграммовый пластиковый стакан, черешня – 180 рублей, початок вареной кукурузы – 40-50 рублей, помидоры – от 60 рублей. Конечно, фрукты там намного вкуснее и ароматнее, чем те, что продаются на севере, но, учитывая, что этого добра в Крыму навалом, это все же очень дорого.

Для примера, в той же Турции, где часто отдыхают россияне, килограмм клубники стоит два доллара. А в разгар сезона в Судаке – 100 рублей за поллитровый стакан. Скромный обед в столовых или кафе обходится в среднем по 200 рублей на человека. Очень дорогие молочные продукты. При этом сколько бы раз мы ни брали молоко в магазине, вопреки указанному сроку годности оно всегда оказывалось кислым.

О том, что Крым пользуется большой популярностью у россиян, можно судить по пляжам, где в прямом смысле яблоку негде упасть. Если с раннего утра места себе не занял, потом уже вряд ли удастся куда-нибудь пристроиться. Разве что загорать стоя. Все-таки такого столпотворения на пляжах Турции и Египта наблюдать не приходилось.

Пребывание на пляжах – платное. В Судаке лежак стоит 50 рублей за час. Можно, конечно, загорать и бесплатно, если удастся найти свободное место на песке. А свободное место – это узкая полоска вдоль всего берега. К тому же море на городском пляже – грязное. Впрочем, городские пляжи почему-то грязные по всему Черноморскому побережью. Приходится искать место за пределами города – хозяева отелей в этом с удовольствием помогут.

В целом, если не брать в расчет цены и низкий уровень сервиса, впечатление от Крыма осталось очень благоприятное. Без преувеличения можно сказать, что таких красот природы и достопримечательностей ни в Турции, ни в Египте не встретишь. Но сразу стоит оговориться: автобусные экскурсии недешевы. И если ехать семьей, то получается довольно накладно. Поэтому наличие машины очень выручает. Это позволяет быть мобильными и самостоятельно выбирать места, которые хотелось бы посетить, не говоря уже о том, что в отличие от безлошадных отдыхающих можно выбирать себе и лучшие места для купания и загорания. Так что желающим посетить Крым советуем выбирать путешествие на своем автотранспорте. Это удобнее во всех отношениях.

 

Галина Гаева
Фото blog.bnkomi.ru, shagau.ru
respublika11.ru

 
Распечатать