Пройдет чуть больше месяца и ЖКХ страны окончательно перейдет на новые правила предоставления коммунальных услуг. В квартирных квитанциях с января 2013 года помимо граф по индивидуальному потреблению ресурсов – отопления, горячего и холодного водоснабжения, появится еще одна – общедомовые нужды (ОДН), включающая в себя все те же пункты и электроэнергию, которую нам уже насчитывают. Оплачивать непривычные услуги граждан обяжет федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…», который также предусматривает оснащение многоквартирных домов коллективными приборами учета коммунальных ресурсов. 

Согласно вышеуказанному закону, все коммунальные ресурсы подлежат обязательному учету с применением соответствующих приборов. Однако если реальную финансовую экономию от установки индивидуальных счетчиков все уже ощутили, то приборы учета по ОДН вызывают немало вопросов. К слову, с таким же недоверием на заре 90-х годов люди относились и к водосчетчикам, имеющимся теперь практически в каждой квартире. Тем же, кто предпочел обойтись без них, потребление холодной и горячей воды выставляют по действующему нормативу. Аналогичная ситуация произойдет и с общедомовым прибором учета. Жильцам домов, где до первого января следующего года не установят коллективные счетчики, оплачивать общедомовые нужды придется по нормативу.

Не секрет, что любой норматив – величина довольно условная, и хоть рассчитывается на основе отраслевых методик, от реальности очень далек. Кроме того, он не дает возможности отслеживать вероятные утечки и места нерационального использования ресурсов, а значит, не контролирует ситуацию. Прибор учета, напротив – например, при сильном «переливе» воды отразит это в своих показаниях и таким образом укажет на имеющуюся «брешь». Если перерасход воды случится из-за халатности управляющей компании, которая вовремя не отремонтировала коммуникации и допустила аварию, то все издержки лягут на саму УК. Но самое главное – переход к учету общедомовых ресурсов позволит хоть сколько-то распутать клубок проблем ЖКХ. На местах,  в том числе и в нашем городе, конкуренция на рынке коммунальных услуг практически отсутствует, поэтому генерирующие предприятия устанавливают нормативы, исходя исключительно из своих расчетов и интересов. Сдержать его увеличение можно только путем экономии. В этом и должны быть заинтересованы потребители, тем более что сейчас с помощью коллективных приборов учета у них появляется возможность регулировать потребление ресурсов. Без активной позиции населения и пугающего сегодня всех нововведения – общедомовых счетчиков, платежи за коммунальные услуги никогда не станут посильными для населения. 

Несмотря на то, что стоимость кубометра воды и гигакалории тепла в России в 2-3 раза ниже, чем в Европе в отдельных регионах страны платежи за «коммуналку» уже вышли на европейский уровень, а ведь «у них» реальное потребление ресурсов многократно ниже, чем наши нормативы. Все дело в том, что за границей принято считать ресурсы, следовательно, и экономить. Как только и мы начнем понимать, какой именно объем ресурсов и энергии необходим жилым домам в городе, станет ясно, где «теряется» и вода, и тепло. Таким образом, люди прекратят оплачивать потери коммунальных предприятий.  Очевидно, что после полученных убытков  данные организации будут вынуждены привести сети в порядок и, как следствие, повысить качество предоставляемых услуг. Важно отметить, если жильцы дома честно передают показания индивидуальных приборов учета, а количество проживающих в квартире человек соответствует прописке, то ОДН по холодному и горячему водоснабжению в домах воркутинцев могут появиться только в случае порыва в подвале системы водопроводных коммуникаций.

Что касается электроэнергии, здесь, к сожалению, увеличение суммы в квитанции избежать не удастся. Оплачивать освещение подъездов, подвалов, чердаков и дворов квартиросъемщикам и собственникам жилья придется. Основные причины потерь во внутридомовых электрических сетях – незаконные подключения, в народе называемые «скрутками». Чаще всего этим «промыслом» занимаются потребители, которые не имеют договора с поставщиком электроэнергии. В результате за них расплачиваются жители многоквартирных домов. Чтобы этого не произошло, населению и энергосбытовой компании придется действовать сообща – одним быть бдительными, другим своевременно реагировать на заявления граждан о фактах несанкционированного подключения к энергосетям. 

Ощутимее всего должны стать результаты от установки счетчиков и экономии отопления – самой затратной составляющей в коммунальных платежах. На сегодняшний день в Воркуте начисление по этой статье расходов производят в течение всего года, даже в летние месяцы, когда тепло в квартиры горожан не подается. Причем среднемесячный расчет производится на основании того же пресловутого норматива. Ни о каких стимулах к энергосбережению в данном случае не может быть и речи, именно поэтому основным «регулятором» комфортности в наших домах пока остается форточка. К примеру, в июне этого года за неделю до отключения отопления из-за теплой погоды квартиры в городе превратились в настоящие «парилки», но за ненужную услугу все равно пришлось заплатить. Для сравнения, в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, позволяющими регулировать подачу тепла, отопление можно было бы отключить. Вот она, реальная экономия и ресурсов, и финансов…

 

Текст: Елена Крышмар
ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф

 
Распечатать   2 342 просмотров