- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

Заслуженный тренер РК по классической борьбе Ровшан Асадов: «Мечтаю, чтобы начальство повернулось к детям лицом»

Еженедельник “Молодежь Севера” продолжает цикл интервью с известными спортивными специалистами. На этот раз наш собеседник – заслуженный тренер РК по классической борьбе Ровшан Асадов. Многие его воспитанники из Воркуты побеждали на детских республиканских и всероссийских соревнованиях. Сейчас Ровшан Асадов уехал из Заполярья и продолжает работу в Ухте.

Фото "Молодежи Севера"

– По каким причинам вы решили сменить место жительства и работы?

– Из Воркуты люди уезжают, там осталось всего полгорода. Поэтому когда мне предложили работу здесь, я подумал: если я нужен, то почему бы и нет? Ректор Ухтинского государственного технического университета Николай Цхадая помог получить квартиру и работу в Ухтинском горно-нефтяном техникуме.

– Вы родились в Азербайджане. Расскажите, как оказались в республике?

– Отслужив в армии, я вернулся в родной город Ленкорань и решил продолжить занятия спортом. Кроме меня, у нас в семье еще два старших брата занимались борьбой, но я оказался самый титулованный (в 1981 году стал мастером спорта), а братья так и остались кандидатами в мастера. Выиграл первенство Азербайджана. Когда участвовал в первенстве Союза, получил травму плеча. Сначала перебрался в Астрахань, потом в Москву, в Питер. В 1987 году ехал в поезде вместе с пожилой парой, и они рассказали про Воркуту: мол, город хороший, спортсменов там уважают, да и рубли длинные… Подумал и через год махнул туда.

– Почему выбор пал именно на классическую борьбу, а не на другой вид спорта – бокс, например?

– Понимаете, любой человек может подойти к вам и стукнуть по голове. А борьба – это искусство. Не надо думать, что если сила есть, ты можешь всех поломать, у всех выиграть. Нет. Если головы не будет, ничто не поможет. Силы одной мало, надо быть ловким и умным. Я всегда пацанам говорю: «Руки работают, а где голова? Голову подключайте!»

– Перейти из выступающих борцов в тренеры было трудно?

– Да нет, я мечтал стать тренером еще в детстве. Когда мы боролись, нас вес заставляли сгонять, кушать не давали, и я все думал: «Блин, когда я вырасту, тренером стану, скажу всем: «Не кушать! А мне можно» (со смехом). Мечта сбылась. В Воркуте устроился учителем физкультуры в обычную среднюю школу №39. Там я организовал борцовский клуб. Получил подвальное помещение, сделал в нем ремонт, в котором и родители помогали, и сами ребята. Наши пацаны, обыкновенные школьники, дошли до первенства России. Начиная с 2000 года, я со своими ребятами объездил почти всю страну – от Калининграда до Ижевска. Два раза выиграли в Калининграде международный турнир, где боролись спортсмены из Польши, Германии, Латвии, Литвы, Эстонии, а также местные. Каждый год как минимум трое – четверо ребят из нашей школы попадали в сборную Коми. В 2008 году два человека из республики выиграли первенство Северо-Запада, один – наш Алексей Козицын – попал на первенство России и дошел до финала.

– Как находите общий язык с детьми?

– Иногда обычными борцовскими приемами и хитростями делу не поможешь, важны психология и настрой. В 2008 году мы ездили на международные соревнования в Калининград. Там немцы, поляки, прибалтийцы выступали. В то время прибалтийцы как раз убрали памятник нашему солдату, и меня это очень задело. Мои два деда воевали, один не вернулся с войны. И я своим ребятам так и сказал: «Они наших дедов не уважают. Если им проиграете, считайте, что меня убили». И ребята как начали бороться! Из шести кубков пять забрали! И, конечно, детям нельзя врать, они это сразу чувствуют.

– От вас когда-нибудь уходили ученики?

– Так, чтобы разругаться в пух и прах, никогда. Только если уезжали жить или учиться в другой город. Многие мои ребята женились, но все равно приходили бороться и своих маленьких детей приводили. Я ребятам сказал: «Если хотите, чтобы я долго жил, каждый год приезжайте ко мне в гости, когда я в Азербайджан поеду жить. Приезжайте с женами, с детьми – я буду рад». Я сейчас на родине начал строить дом и ребятам пообещал, что на одной комнате будет написано «Воркута». Главная награда – когда мои ученики, и нынешние, и бывшие, меня «батей» или «дядей Ромой» называют, когда они борются и выигрывают.

– В чем, по-вашему, должна выражаться государственная помощь детскому спорту?

– Тут просто – все упирается в деньги. Из Ирана, когда мы там были с семьей, я тащил два баула с трико борцовскими. Здесь они стоят очень дорого, и не каждому родителю по карману. У нас все было бы, если бы начальство лицом к детям повернулось! Вот говорят, что на севере дети слабые, и из них никогда чемпионов не будет. Это неправда! Если ребенок кушает хорошо, если тренируется, то и результаты показывает. У меня мечта взять ребят 10 – 15 и поехать на сборы в Азербайджан – там природа, воздух. С утра – море, вечером – ковер! Я в Воркуте попросил для этого тысяч по двадцать на человека перечислить, а мне в ответ: «Нет-нет! Только по России». Если будут тренировки и сборы хорошие, я на 99,9% уверен: года через три – четыре в Ухте будут свои чемпионы России, Европы запросто. Нужны только финансы, чтобы ребята тренировались, отдыхали и кушали хорошо.

Была одна история. Илья Клебанов (бывший полпред президента в Северо-Западном округе – МС) подарил нам борцовский ковер. Когда он приезжал в Воркуту, то побывал в нашей школе, которая в то время 3-е место заняла по России. Подошел ко мне, спросил, чем помочь нужно. Говорю: «У нас ковер борцовский старый». Клебанов на Торлопова (Владимир Торлопов, бывший глава Коми – МС) посмотрел. Тот меня спрашивает: «Сколько стоит?» Я говорю: «Сто тысяч». Он мне: «Будет сто тысяч!» Через десять дней директор меня вызывает – деньги перечислили. Нашли в Питере ковер – 24 метра на 6. Привезли, постелили.

– На работе с детьми можно заработать?

– Когда ты тренируешь детей, все твои мысли все время только об этом. Я в Воркуте 15 тысяч в школе получал и иногда, каюсь, мечтал, чтобы тренировка быстрее закончилась, чтобы поехать на машине калымить – надо же было семью содержать. Я так и сказал начальству: дайте мне 20 – 25 тысяч – и я спать буду в борцовском зале.

Наверное, кто-то может на этом заработать, но я из шкуры не могу вылезть. Это же дети – как можно на них что-то зарабатывать?! Я не могу им сказать или родителям: несите деньги. Конечно, когда надо на соревнования ехать, приходится родителей о помощи просить, но я за каждую их копейку отвечаю.

– Какие у вас отношения с экс-мэром Воркуты Игорем Шпектором? Многие воркутинцы до сих пор жалеют, что он уже не руководит городом.

– Мы как-то ездили на соревнования в Питер, а Шпектор тогда уже там жил. Команды против нас выступали сильные, и я опасался, что не выиграем, и не стал ему звонить, чтоб не расстраивать. А надо было – ребята боролись хорошо. Остался день до отъезда, мне наш директор звонит: «Ты Игорю Леонидовичу позвонил?» Нет, говорю, засомневался. Он мне: «Звони сейчас же – он ждет». Звоню, а Шпектор на меня: «Ты, такой-сякой, почему не сообщил? Когда поезд? Немедленно ко мне!» Мы к нему домой приехали, переночевали у него. Он нас накормил, напоил, с утра на вокзал отвез и на дорогу дал два пакета бутербродов. Вот такой он человек.

– А как у вас складываются отношения с земляками-азербайджанцами?

– Пока здороваются двумя руками. Есть такой уважаемый человек, Рагим Керимов, – он мой земляк, тоже из Ленкорани. Я когда переезжал, он несколько дней со мной возился, помогал. А вообще для меня нет разницы, кто какой нации. У меня есть близкие друзья и среди русских, и среди азербайджанцев, и дагестанцы, и армяне. Мы – простые люди, и нам нечего делить.

– А национальные традиции в вашей семье соблюдают?

– Конечно. Дома между собой мы говорим по-азербайджански, все мусульманские праздники чтим. Сына назвали Мухаммедом Али – в честь наших пророков. Он нам очень тяжело дался – еле откачали, когда родился, маму два раза оперировали. И во сне мне сказали: назови сына в честь пророков Мухаммеда и Али. Сейчас нашему сыну уже восемь лет, он тоже борец, чемпион Воркуты в своем возрасте.

– Кроме спорта, у вас есть увлечения? Как вы отдыхаете?

– Я охотник и рыбак (это у меня от отца, к сожалению, уже покойного), привез с собой из Воркуты в Ухту три ружья, удочки. Там охота и рыбалка очень богатые – гуси, утки. За четыре дня мы с другом как-то наловили 160 килограммов хариуса. А здесь – тайга, все по-другому, но, надеюсь, ребята не оставят, покажут места. Еще грибы люблю собирать. В общем, отдыхать умею.

БНКоми