Игорь Гончаров хорошо известен читателям по ряду статей, опубликованных в нашей газете в разные годы и связанных с его профессиональной правоохранительной деятельностью. О второй, не менее интересной, стороне его жизни вы узнаете из эксклюзивного интервью.

– Игорь Олегович, расскажите, пожалуйста, о себе.

– В Воркуту наша семья при­ехала в 1973 году. Здесь я окончил восемь классов и продолжил обучение в горном техникуме. К тому времени я уже активно занимался спортом. По окончании техникума поступил на спортивный факультет Ижевского университета. Проучился там год и был призван в армию. Служил в Германии, где и остался на сверхсрочную службу, продолжая все это время заниматься спортом. После демобилизации продолжил обучение заочно, но уже в Челябинском университете. Окончив его, приехал в Воркуту. В горном техникуме еще работали педагоги, которые меня знали, мне удалось устроиться туда преподавателем физкультуры и заняться тренерской работой.

– Что подтолкнуло вас перей­ти на службу в органы правопорядка?

– Изменилась ситуация в стране, и прожить на зарплату учителя физкультуры было практически невозможно. С учетом того, что у меня уже была семья, ребенок. Опять же свою роль сыграло мое увлечение спортом. Мы с моим воспитанником бежали марафон в Сыктывкаре. Там меня увидел начальник воркутинского участка инкассации и пригласил на работу. Я приглашением воспользовался и перешел на работу в инкассацию. Проработав четыре года, стал задумываться о будущем, возраст все-таки – шел 35-й год, а это порог, выше которого в милицию уже не берут. В отделе кадров воркутинского УВД у меня работал приятель, вместе с которым мы занимались спортом с детства. Он сказал, что вакантна должность инспектора по делам несовершеннолетних. Зная о том, что я постоянно как-то связан с детьми, что мне удалось многих с улицы привести в спорт, что дало им возможность вести нормальный образ жизни и пре­успеть в ней, он предложил мне занять эту должность. Так в 1998 году я перешел в милицию, в отдел по делам несовершеннолетних.

– И, так понимаю, задержались здесь надолго. Почему?

– Честно говоря, думал – заработаю себе пенсию и вернусь обратно на тренерскую работу, но уже с материальным подспорьем и солидной прибавкой к зарплате тренера. Но вышло совсем не так – уже пошел 17-й год, как я работаю в полиции. Все это время я продолжаю заниматься спортом. В 2003 году был перерыв, связанный с командировкой в Чечню. По возвращении мне удалось попасть в сборную команду республики по кроссу и служебному двое­борью. С тех пор и по сей день меня приглашают принимать участие во всех соревнованиях в возрастной группе старше 35 лет. Кроме того, раз в три года у нас проводится конкурс профессионального мастерства среди инспекторов ОПДН. В 1999 году я впервые принял в нем участие. Мне удалось одержать победу в республике и поехать выступать на Россию, где я занял 12-е место. На этих конкурсах решающее значение имеет боевая и спортивная подготовка, так как все сотрудники выступают на одном уровне. Нельзя сказать, что кто-либо обладает колоссальным перевесом по специальной подготовке – все идут наравне. Поэтому все решает физическая подготовка.

– Тема спорта красной нитью проходит сквозь всю вашу жизнь. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к спорту? К бегу, если быть более конкретным.

– В детстве я много болел, поэтому ребенком был не особо здоровым, но подвижным. Когда я учился в шестом классе, нам необходимо было пробежать кросс – 500 метров. Я пришел на финиш не первым, но и не последним. Важно другое: чувствовал я себя просто ужасно. Дистанция далась мне очень тяжело. Немногим позже я поехал в пионерский лагерь, где и встретил, кстати говоря, своего будущего тренера. Он спросил у меня: «Бегать будешь?» И я ответил: «Буду», потому что не хотелось больше так мучиться, как на том кроссе. Так я начал бегать, даже не подозревая о том, что впоследствии это станет моим занятием на всю жизнь. Если бы я тогда знал, что легче бегать мне все равно не станет (смеется)! Мы даже шутим иногда: кто придумал назвать легкую атлетику легкой?

– И как в дальнейшем развивалась ваша спортивная карьера?

– Я бегал средние дистанции в школе, потом в институте. Мне бег на эти дистанции не очень-то нравился: это было быстро и болезненно, как посещение кабинета стоматолога. В армии упор делался на кроссах – километр, три и больше. У меня получалось выигрывать армейские соревнования и показывать высокие результаты. В 1989 году мне удалось одержать победу на соревнованиях в Германии и познакомиться там с выдающимся марафонцем, двукратным олимпийским чемпионом Вальдемаром Церпински. Там же, во время службы в армии, я прочитал в одном журнале статью про «сотку» – в Одессе проводился забег на 100 километров. И я загорелся. «Сот­ка» стала моей навязчивой идеей. Вскоре я демобилизовался, но заниматься и выступать продолжил. В институте бег мой стал более осмысленным – появились результаты, и мне стало интересно.

– Вам удалось реализовать свое стремление? Пробежали заветную «сотку»?

– Впервые попытался в 1993 году, в Королеве. Но организаторы изменили время начала забега, и я стартовал на час позже основной массы бегунов. И, тем не менее, я побежал. Преодолел 50 километ­ров и понял, что не готов. После я много консультировался со спорт­сменами. Общался с проживавшим в Котласе Громовым – выдающимся мастером-международником по бегу на 100 километров. Консультируясь с профессионалами и тренируясь, я пришел к тому, что в 1995 году все же пробежал сотню. Это был открытый чемпионат страны, и проводился он в Москве. Я показал результат 8 часов 7 минут, с которым занял 22-е место.

– Насколько я понимаю, результатом вы недовольны. Но разве пробежать 100 километров – это само по себе не успех?

– Этот забег стоит для меня особняком, ведь неспроста легендарный и прославленный сверхмарафонец Константин Санталов сказал однажды: «После каждой «сотки» я даю себе зарок, что это был последний мой заход». Конечно, я ожидал, что результат будет выше. Когда я бегал километр за 4 минуты, мне казалось, что 100 километров вполне можно пробежать на уровне если не мастера спорта, то кандидата в мастера или первого разряда. Я к тому времени уже выполнил норматив кандидата по легкой атлетике, но хотелось и здесь добиться значимого результата, именно в сверхмарафоне. Но когда я пробежал 70 километров, понял, что это еще то занятие. Там работает психология – одна крамольная мысль может все испортить. Но все сложилось хорошо – крамольные мысли я от себя гнал, погода способствовала бегу, и вообще, все прошло удачно.

– Улучшить результат не пытались?

– Пытался. Позже, в 1996 году, я предпринял еще одну попытку покорить «сотку». Но подкачала погода. Условия были очень тяжелыми, и финишировать мне не удалось – я сошел на 60-м километре. Организм перегрелся. Я не так давно наткнулся на интервью все того же Санталова и с удивлением прочел его признание в том, что та московская сотня 96-го, которую бежал и я, была самой сложной в его жизни. Чего уж говорить обо мне.

– Так или иначе, цель была достигнута – «сотку» вы пробежали. Что дальше? Как развивалась ваша спортивная судьба?

– В конце 90-х произошел дефолт, и я стал меньше ездить на соревнования. В 1998 году – перешел в милицию. По этим причинам моя соревновательная активность снизилась. Все вернулось на круги своя, когда в 2000 году я стал выступать за сборную МВД. Сейчас мне 52 года, но я продолжаю активно работать над собой. Я стараюсь далеко от спорта не уходить и не жалею, что занялся спортом и именно легкой атлетикой.

– Кстати, почему именно легкой атлетикой? Что в ней особенного, с вашей точки зрения?

– В легкой атлетике получаешь удовольствие не только и не столько от того, что приходишь первым, сколько от самого процесса, от того, что смог побороть себя, заставить, дотерпеть.

– Давайте предположим, что вы занялись бы другим видом спорта. Каким?

– Если бы я остался жить в Белоруссии, то занялся бы велоспортом. Он мне тоже очень нравится. Хотя какой именно спорт, не так уж и важно. Я призываю всех заниматься любым спортом, хотя бы потому, что занятия им будут полезны в любой жизненной ситуации. Спорт всегда поможет: закалить организм, преодолеть жизненные неурядицы, держать себя в рамках и справляться со стрессом.

– Какой забег запомнился вам больше всего?

– Первый. Это было в 1977 году. Я пробежал 30 километров и пришел третьим. Еще очень хорошо помню старт, когда мне удалось выполнить «гроссмейстерский» результат – разменять 2 минуты в забеге на 800 метров. Это было в институте, и я помню, что мне забег очень понравился, потому что удалось выбежать из двух минут. Еще помню марафон в Архангельске, где мне удалось разменять 2 часа 30 минут на марафоне. Для меня, непрофессионального бегуна, выполнить норматив КМС (пробежать меньше, чем за 2 часа 28 минут) было очень большим достижением. С учетом того, что я тренировался сам и спарринг-партнеров у меня на тот момент уже не было. Ну, и сто километров само собой.

– Свой первый марафон помните?

– Да, это было в Королеве. Соревнования прошли скомкано, побежали сразу как-то быстро, я еле-еле добежал. При этом все время боролся с желанием перей­ти на шаг. Вроде бы и результат был неплохим – 2 часа 44 минуты, но это был очень тяжелый марафон.

– Интересует ли вас что-то еще, помимо спорта?

– В детстве у меня был товарищ, радиохулиган. Тогда необходимо было регистрировать станции, получать разрешение в
ДОСААФ на использование радиоточки. В то время была группа людей, которые на средневолновых передатчиках общались между собой. Меня это очень увлекало. В то же время полуподпольно стала появляться рок-музыка. Я имею в виду тяжелый рок. Альбомы появлялись с задержкой в год-полтора. Мы переснимали иллюстрации из польских и чешских журналов, и у меня был целый ворох картинок с разными исполнителями. С той поры я люблю музыку. К сожалению, на вдумчивое прослушивание времени у меня практически не остается, и, тем не менее, музыка у меня никогда не выключается.

– По окончании карьеры в полиции вернетесь на тренерскую ниву?

– Да, подумываю об этом. Пенсия у меня должна быть хорошая, и я могу позволить себе поработать тренером в свое удовольствие. Но в первую очередь мне хотелось бы уделить время себе – поездить на соревнования, покататься, посмот­реть и поучаствовать.

 

Беседовал Артем Орлов
Фото из архива Игоря Гончарова
ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф

 
Распечатать