12 января системе российской прокуратуры исполнилось 290 лет. В наступившем году сотрудники транспортных прокуратур отметят ещё одну знаменательную дату – пятилетие со дня воссоздания транспортных прокуратур на правах прокуратур субъектов Российской Федерации. Об этом беседуем с прокурором отдела по надзору за исполнением законов, процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью СЗТП Сергеем Ильченко.

– Сергей Николаевич, несколько слов об истории, структуре и задачах транспортной прокуратуры.

– Почти за три столетия своего существования в России органы прокуратуры прошли непростой путь становления и развития.

Вопрос о транспортных прокурорах впервые был затронут в «Положении о прокурорском надзоре», принятом на третьей сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) IX созыва 28 мая 1922 года.

В 1933 году все транспортные прокуратуры железных дорог перешли из системы народных комиссариатов юстиции союзных республик в Прокуратуру Союза ССР, в составе которой была образована Главная транспортная прокуратура, осуществлявшая организационное и оперативное руководство транспортными прокуратурами.

Создание системы транспортных прокуратур обусловливалось рядом факторов, требовавших чёткого разграничения сфер прокурорского надзора и его глубокой специализации. На протяжении нескольких десятилетий система транспортных прокуратур изменялась и реформировалась вплоть до полного упразднения, однако в итоге создавалась вновь – жизнь неустанно доказывает необходимость прокурорского надзора, также как и обоснованность существования такого подразделения, как транспортная прокуратура.

Напомню, Северо-Западная транспортная прокуратура была вновь образована приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 71 от 27 апреля 2007 года. В её состав вошли Архангельская, Буйская, Великолукская, Вологодская, Волховстроевская, Воркутинская, Ивановская, Кандалакшская, Карельская, Котласская, Ленинград-Финляндская, Мурманская, Новгородская, Печорская, Псковская, Санкт-Петербургская, Сосногорская, Сыктывкарская, Ярославская транспортные прокуратуры.

В 2008 году в состав Северо-Западной транспортной прокуратуры вошёл отдел по надзору за исполнением законов, процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью и Калинин-градская транспортная прокуратура.

За последующие несколько лет структура и задачи Северо-Западной транспортной прокуратуры претерпели некоторые изменения, произошла кадровая ротация. В настоящее время в структуру Северо-Западной транспортной прокуратуры входят четыре отдела, составляющих аппарат, два территориальных отдела с дислокацией в Калининграде и Ярославле и 20 районных прокуратур.

В сферу юрисдикции Северо-Западной транспортной прокуратуры входят, помимо областей Северо-Запада, три региона европейской части России: Ярославская, Ивановская и Костромская области. Это связано с тем, что исторически транспортные прокуратуры формировались по принципу принадлежности к определённым железным дорогам и управлениям внутренних дел на транспорте в регионах.

– Какова задача ярославского отдела Северо-Западной транспортной прокуратуры?

– Задача ярославского отдела – процессуальный контроль и координация деятельности районных прокуратур – Архангельской, Буйской, Вологодской, Воркутинской, Ивановской, Котласской, Печорской, Сосногорской, Сыктывкарской и Ярославской. Поскольку они расположены на значительном расстоянии друг от друга, мы избрали такую форму работы, как осуществляемые с определённой периодичностью выезды групп наших работников в районные прокуратуры. На местах оказывается методическая, организационная помощь, проверяется состояние законности на объектах, поднадзорных прокуратурам. Последний такой выезд состоялся в ноябре 2011 года, когда помимо поднадзорных объектов в поле нашего зрения попала и деятельность поездных бригад.

– Как возникла идея проверки работы поездных бригад и каковы её итоги?

– Идея принадлежит первому заместителю Северо-Западного транспортного прокурора Алексею Коропу, который осуществлял непосредственное руководство выездной группой. Группа прокуроров следовала к месту дислокации подконтрольных транспортных прокуратур в составе поездов № 375 сообщением Москва – Воркута Московского филиала ОАО «ФПК». Результат проверки показал, что решение оказалось правильным.

Считаю, подбору персонала для обслуживания непростого контингента, который пользуется этим направлением, должно уделяться повышенное внимание. На деле работа с поездными бригадами поставлена слабо – проводники практически не знают нормативных документов, регламентирующих их работу, правил противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм. Дошло до того, что некоторые из проводников не только не знают, какие действия следует предпринимать при возникновении пожара, как пользоваться огнетушителями, но и где они находятся. Кроме того, работники грубо нарушают правила противопожарной безопасности и курят в рабочих тамбурах вагонов.

Согласно Санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, влажная уборка должна производиться не реже двух раз в сутки, уборка туалетов с обязательным мытьём полов и стен – не менее четырёх раз в сутки. Проверка показала, что некоторые проводники указанного поезда этих правил не знают, уборка туалетов производится в лучшем случае два-три раза в сутки, кроме того, там зачастую отсутствуют мыло и туалетная бумага, что также недопустимо. В одном из вагонов данного поезда в туалете из-за повреждённого оконного стекла была чрезвычайно низкая температура (напомню, что поезд северного направления). Меры для того, чтобы исправить ситуацию, проводник начал предпринимать только после вмешательства работников прокуратуры.

Ещё одно нарушение, выявленное нами, – совместное хранение чистого и использованного постельного белья. Не соблюдаются проводниками и правила хранения чистой посуды, столовых приборов и продукции чайной торговли. В специальные шкафы, предназначенные для этих целей, они также помещают денежные средства, пластмассовые контейнеры, грязную посуду, личные вещи. Более того, проводники допускают хранение продуктов питания в непосредственной близости с использованными вёдрами для уборки помещений. Искреннее удивление вызвал у работников поездной бригады и тот факт, что подавать чай и продукты питания пассажирам они должны в специально предусмотренной для этого одежде. Отмечу, что общая атмосфера, царящая в этом поезде, также оставляет желать лучшего – женщины, дети часто предпочитают лишний раз не выходить из своих купе. Между тем, большая часть пассажиров положительно восприняла факт проводящейся нами проверки, люди охотно шли на контакт, рассказывали о минусах и плюсах обслуживания в поезде.

В порядке методической помощи по прибытии в Воркутинскую транспортную прокуратуру подготовили проекты представлений и дали указание прокурору внести их в Московский филиала ОАО «ФПК». Безусловно, мы будем держать ситуацию под контролем.

– Результаты проверки не радуют. Были ли положительные моменты?

– По ходу следования прокурорская группа также проверила работу поездной бригады поезда сообщением Усинск – Печора – Сыктывкар Северного филиала ОАО «ФПК». Порадовали опрятные проводники в форменной одежде, чистые вагоны и туалеты, даже чай пассажирам подавали в специальных фартуках. Не могу сказать, знала ли бригада заранее о предстоящей проверке. Отмечу начальника поезда Николая Сидорова, от всех пассажиров благодарю его за хорошую работу.

– Результаты проверки заставляют задуматься, почему контролирующие органы, занимающиеся этими вопросами, не принимают необходимые меры.

– Действительно, в идеале подобными проверками должны заниматься представители Государственного пожарного надзора, Роспотребнадзора и других контролирующих органов. К сожалению, их работа зачастую носит весьма поверхностный характер и не приводит к конкретным результатам. Своим примером Северо-Западная транспортная прокуратура показала, в каком направлении необходимо работать.

Отмечу, что в ходе проверок поднадзорных объектов на местах по части железнодорожного транспорта мы проверяли детские дошкольные учреждения, узловые поликлиники и больницы. В их работе также выявлено достаточно нарушений, особенно в сфере трудового законодательства, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, антитеррористических мер.

В следующем году прокурорская группа Северо-Западной транспортной прокуратуры будет производить повторную проверку этих объектов с целью контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков в работе. Думаю, попутно проверим работу и поездных бригад.

Этот пример наглядно показывает, что сегодня в нашей стране без прокурорских проверок в вопросах общего надзора за деятельностью предприятий и организаций не обойтись, хотя и подменять контролирующие органы мы тоже не можем. В 2007 году, когда был образован Следственный комитет, и право возбуждать уголовное преследование перешло в эту структуру, многие предприниматели, думая, что теперь прокурор не представляет особой угрозы, стали допускать больше нарушений. Однако организация проверок, выявление нарушений, внесение представления в соответствующие органы по-прежнему входит в наши функции. Кроме того, в случае необходимости мы направляем собранные материалы в следственный комитет и контролируем ход и результаты проверки.

К сожалению, приходится констатировать, что количество нарушений растёт – как в области трудового, налогового законодательства, так и уголовного. Так что работы много – необходимо держать ситуацию под контролем. Да и граждане активно с нами сотрудничают – как правило, если человек сталкивается с нарушением и не знает куда обратиться, он идёт к нам. Прокуратура обязана проверить факт нарушения, разобраться, определить контролирующий орган и обязать его отреагировать.

В стране ведётся борьба с коррупцией, при этом отдельные представители контролирующих органов могут скрывать выявленные нарушения. Если мы оставим их без контроля – это может грозить тяжёлыми последствиями.

Российская прокуратура сегодня, помимо того, что осуществляет одну из основных функций – поддержание государственного обвинения в судах, также является дополнительным органом, который заставляет контролирующие органы качественно работать.

Когда мы будем уверены, что вовремя придёт представитель Госпожнадзора, выявит нарушения сродни тем, что были в баре «Хромая лошадь» и закроет его, не допустив трагедии, что представитель Роспотребнадзора проверит вагон-ресторан и накажет виновных за наличие продуктов ненадлежащего качества, возможно, тогда прокуратура сможет направить усилия всецело на координацию правоохранительных органов, осуществление уголовного преследования, обеспечение качественного поддержания гособвинения в судах. Пока этого не произошло, прокуратура по-прежнему находится на переднем крае борьбы с преступностью и коррупцией, защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения единства правового пространства.

Автор: Ирина Лебедева     zdr.gudok.ru


 
Распечатать   1 073 просмотров