«Как не хочется идти в школу!» – время от времени вы слышите от своего ребенка. При этом вы уверены, что у Петровых (Ивушкиных) дети такое себе не позволяют. У ваших знакомых (родственников), у одноклассников ребенка вы такого не замечаете. Ваше настроение ухудшается, становится мрачным, особенно тогда, когда те же знакомые по телефону спрашивают: «Ну, как у вас учеба?» И вы, зная, что ребенок как раз сейчас прислушивается к тому, что вы ответите, громко констатируете: «Да так, ничего хорошего». После таких событий, как правило, подкрепленных плохими оценками, вы подумываете о репетиторах, о собственных ресурсах, усиливаете прессинг на ребенка, и так до следующего раза, точнее, звонка… Вместо того, чтобы разобраться в том, что же в действительности происходит с ребенком, мы чаще всего демонстрируем собственные способы снятия раздражения, когда ребенок не оправдывает наши ожидания.

От скуки, разочарования и апатии не застрахован никто, даже старательный, исполнительный и любознательный ребенок. Часто родители спрашивают: где тот предел «нежелания идти в школу». Нужно ли немедленно начать бить тревогу? Детские психологи предлагают отделить обычное нежелание заниматься будничными делами (оно возникает время от времени у любого человека) от действительно опасного.

Обычное нежелание

Опасное нежелание

Снижается первоначальный интерес к школе, учебным предметам Полное отсутствие интереса к учебе
Может время от времени жаловаться, что надоело учиться (обычно к концу недели, четверти), но активен в своих любимых занятиях Ничто не интересно, безразличен ко всему, даже к любимым занятиям, если они требуют хоть какого-то напряжения
Радуется, когда не надо делать домашние задания Делает уроки только из-под палки
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки Постоянное нежелание ходить в школу и вообще учиться. Выражает это активным протестом или болезненными симптомами (кашель, насморк, рвота, понос). Причем симптомы исчезают, как только разрешат остаться дома. Возможно и простое симулирование
Иногда не доволен учителем, полученными оценками. Очень не любит или боится учителя, постоянно испытывает страх получить плохую оценку.

Значит, беспокоиться нужно, если нежелание учиться постоянное, устойчивое, выражается в активном или пассивном протесте. Особенно серьезно нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются невротические реакции. Например, без видимых причин постоянно повышена температура. Или постоянный упадок сил у физически здорового ребенка. Или раньше ребенок был уравновешенным, а теперь у него резко и часто меняется настроение, стал нервозным, непредсказуемым. В таких случаях может понадобиться помощь психотерапевта. Но чаще помочь могут сами родители. Это не значит, что надо усилить контроль и водить в школу за руку. Главное – спокойно разобраться в причинах состояния ребенка.

Вот несколько простых правил, которые помогут родителям и ребенку преодолеть обычное нежелание учиться.

1. Признавать право ребенка на ошибку; научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному.

2. Научить ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.

3. Поддерживать у своего школьника уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности и в то же время всегда может рассчитывать на вашу поддержку.

4. Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учению.

5. По-прежнему уделять как можно больше внимания своему ребенку, даже если вам кажется, что он уже вырос и это его испортит.

6. Не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать, чтобы был отличником.

7. Обязательно наладить собственные позитивные отношения с учителем и помогать в этом своему ребенку.

 

Тренинг-менеджер, семейный психолог Ольга Щерская
ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф 

 
Распечатать