- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

Арктические державы готовятся к финальной битве за раздел богатств Арктики

Представители России и других стран, территорию которых омывают воды Северного ледовитого океана, регулярно выступают с заявлениями о создании особых арктических войск и о необходимости защиты территорий в Арктике. «Русская планета» рассказывает, как возникла проблема передела Арктики в начале XXI века и какие военно-политические меры Россия планирует предпринять для максимально благоприятного исхода этой геополитической гонки.

Фото: Lucas Jackson / Reuters

Пионеры и функционеры

Со времен первой арктической гонки, времен Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, прошло уже почти сто лет. Для арктических пионеров покорение Севера было делом исключительно аполитичным. Потом ситуация изменилась.

Еще в 1925 году правительство Канады впервые заявило о претензиях на большой кусок Арктики, примыкающий к ее северным пределам, провозгласив так называемый «секторный принцип». По этой концепции, все заполярные территории делятся очень просто — национальные границы в Арктике проводятся по тем меридианам, которые проходят через самые западные и восточные оконечности арктических стран. В 1926 году с таким делением согласился Советский Союз, а в 1930 году — Норвегия.

Рауль Амундсен. Фото: Фотохроника ТАСС

В те времена подобным притязаниям уделяли мало внимания, так как Арктика считалась безжизненной пустыней, ресурсы которой не стоили серьезных политических или военных вложений. Однако после 1946 года в ситуацию вмешалась холодная война, сделавшая Арктику важной зоной конфликта, через которую проходили траектории баллистических ракет, направленных в сторону «предполагаемого противника». Это делало любые серьезные дискуссии по поводу границ в Арктике практически невозможными.

Тем не менее, даже в самый разгар холодной войны некоторые политические эксперты уже осознавали, что Арктика в будущем окажется в центре политических интриг. К примеру, еще в 1960 году в журнале Polar Record, который издается британским Кэмбриджским университетом, американский политолог Оскар Свальен из университета Флориды опубликовал статью, в которой предсказал начало борьбы за Арктику в ближайшие десятилетия. Он предрекал, что это начнется, поскольку наблюдается перенаселение Земли, идет технический прогресс и изменяется климат. Известный американский геолог Лоуренс Смит в футурологической книге «Мир в 2050 году» также писал, что отношение человечества к Арктике начало меняться в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века под действием четырех тесно взаимосвязанных сил — демографии, научно-технического прогресса, глобализации и изменения климата.

Хребты противоречий

Если рассматривать ситуацию в ракурсе международных отношений, то можно говорить о том, что базис для зарождения политического и военного соперничества в Арктике появился лишь в 1994 году, когда в силу вступила Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS). Она была подписана в 1982 году на Ямайке после почти 30 лет дискуссий и ратифицирована почти всеми странами мира, кроме США, Турции и ряда азиатских стран. Данный документ устанавливает четкие границы для территориальных и нейтральных вод у берегов всех государств мира, пределы эксклюзивной экономической зоны, а также объявляет морское дно всеобщим достоянием человечества.

И если принятие этой конвенции почти никак не сказалось на обычных морских рубежах, она серьезно меняла ситуацию в Арктике, разделенной по секторному принципу. В результате вступления UNCLOS в силу арктические державы, по сути, потеряли огромную часть территории Арктики за пределами их территориальных вод и эксклюзивной экономической зоны (ЭЭЗ), простирающейся на 200 морских миль (370 километров). В Конвенции заложено послабление для арктических стран — они могут расширить границы принадлежащих им морских территорий в Северном Ледовитом океане до 650 километров в том случае, если им удастся доказать, что континентальный шельф, морское продолжение материковой земной коры, простирается на более чем 350 километров в сторону Северного полюса.

Хиллари Клинтон (в центре) на слушаниях по ратификации конвенции ООН по морскому праву, 23 мая 2012 года.
Фото: Cliff Owen / AP

По положениям UNCLOS, арктическим странам дается десять лет на оформление подобных претензий и передачу доказательств о распространении континентального шельфа за пределы эксклюзивной экономической зоны в специальный комитет ООН, который будет рассматривать справедливость притязаний таких государств. Строго говоря, подобные морские угодья не являются полноценной ЭЭЗ и не выдаются арктическим странам бесплатно — XI часть Конвенции обязует государства выделять часть прибыли, получаемой благодаря добыче и эксплуатации ресурсов на шельфовых территориях, в специальный фонд, деньги которого равномерно распределяются среди стран-участниц конвенции.

Подобные положения вызвали крайнее недовольство в Конгрессе США, в результате чего Вашингтон отказался ратифицировать UNCLOS, хотя и обязался соблюдать все ее положения, помимо XI части. Все другие арктические страны, в том числе Россия, ратифицировали конвенцию в середине — конце 90-х годов XX века и в начале текущего столетия, что ознаменовало начало политической гонки в Арктике.

Главной площадкой для обсуждения территориальных претензий и правил эксплуатации богатств Арктики стал так называемый Арктический совет, изначально созданный Канадой в 1991 году для обсуждения проблем защиты окружающей среды и прочих не связанных с политикой материй. Но после вступления в силу Конвенции по морскому праву политика все же прокралась в круг дискуссий Совета и каждый год ее доля в повестке дня растет.

Сегодня в Совет входят восемь стран — Россия, США, Канада, Норвегия, Дания (вместе с Гренландией и Фарерскими островами), Швеция, Финляндия и Исландия, а также 15 стран-наблюдателей. С мая 2013 года председателем Арктического совета является Канада, которую в 2015 году сменит США.

За все время существования Арктического совета его участники так и не пришли к консенсусу по поводу границ в Арктике и распространения суверенитета на шельфовые территории и открытые части океана. Арктические державы предпочитают действовать самостоятельно, что было официально отражено в так называемой Илулиссатской декларации 2008 года, и за последнее десятилетие Россия, Канада и другие страны региона уже предпринимали попытки расширить свои арктические владения.

Политическая география

Первопроходцем в этом деле выступила Россия — она ратифицировала Морскую конвенцию ООН одной из первых, в марте 1997 года, из-за чего срок подачи «шельфовой декларации» истекал уже в 2007 году. Интерес властей к Арктике подстегивали растущие цены на нефть, ускоряющееся сокращение полярной ледовой шапки, приобретающий все большие перспективы Севморпуть и многообещающие прогнозы по запасам нефти и газа на шельфе, чей совокупный объем сегодня, как пишет портал Бюджет.ру, оценивается в 1,6 триллиона тонн, что составляет около четверти от предполагаемого объема всех «морских» углеводородов Земли.

Сергей Лавров (слева) на встрече министров иностранных дел стран Арктического совета, 15 мая 2013 года.
Фото: Charles Dharapak / AP

Первый шаг на пути к переопределению полярных границ Москва сделала в декабре 2001 года, направив в ООН документ, в котором Россия представила новые границы своего арктического шельфа и заявила права на огромный сегмент Арктики, чья совокупная площадь составляет свыше 1,2 миллиарда квадратных километров. Основанием для этого, как считали российские дипломаты, является то, что две крупнейших подводных горных цепи в Северном Ледовитом океане, хребет Ломоносова и хребет Менделеева, являются продолжением Сибирской континентальной платформы. Подобные аргументы не устроили Комиссию ООН по границам континентального шельфа, полномочные представители которой попросили Россию представить дополнительные доказательства «континентальности» этих подводных хребтов.

Остальные участники Арктического совета, за исключением США, отреагировали на претензии России достаточно вяло — к примеру, МИД Канады заявил, что «(Канада) не способна дать комментарии по этому вопросу без дополнительных геологических данных, и одновременно и не одобряет, и не осуждает этот шаг Российской Федерации».

Аналогичные высказывания сделали внешнеполитические ведомства Дании и Норвегии, а в Вашингтоне посчитали российскую декларацию «глубоко ошибочной» и рекомендовали комиссии повременить с рассмотрением претензий Москвы до того момента, когда будут сформированы общепринятые геологические критерии того, что является континентальным шельфом.

Недовольство США не остановило Россию и в 2007 году, в рамках Международного полярного года, в глубины Арктики отправилось научно-исследовательское судно «Академик Федоров», на борту которого находилась экспедиция академика Артура Чилингарова. За шесть недель работы ученые успели совершить несколько погружений на дно Северного Ледовитого океана, получить множество образцов пород хребта Ломоносова и установить на его поверхности капсулу с российским флагом.

Как и ожидалось, во время этой экспедиции ученым удалось собрать необходимые доказательства того, что хребет Ломоносова и другие части российского арктического шельфа являются продолжением Сибирской платформы. Об этом Русское географическое общество и профильные министерства заявили уже в середине сентября 2007 года, буквально через пару недель после завершения круиза. В 2008 году Владимир Путин присудил Чилингарову звание Героя России «за мужество и героизм, проявленные в экстремальных условиях, и успешное проведение Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции». Однако внимание мирового сообщества, в том числе и политиков и официальных лиц самого высокого ранга, привлекли не геологические данные, а символический жест российских полярников.

Спуск батискафа «Мир-2» во время научной экспедиции «Арктика-2007», 8 августа 2007 года.
Фото: Сергей Хворостов / ИТАР-ТАСС

К примеру, министр иностранных дел Канады Питер Маккей сразу после появления новостей о погружении аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» заявил в интервью каналу CTV, что «сегодня не XV век, нельзя просто так отправиться в путешествие, понатыкать флаги и заявить “Эта территория — наша”. Мы не считаем, что канадскому суверенитету над нашей частью Арктики что-то угрожает, и мы совсем не обеспокоены этой экспедицией. Но если говорить по сути, Россия поступила так исключительно ради политического спектакля». Через несколько недель премьер-министр Канады Стивен Харпер сообщил журналистам о том, что Канада планирует построить арктический военный флот для защиты своих владений на севере. Как сообщает CNN, аналогичные сентенции высказывали и представители Госдепартамента США и внешнеполитических ведомств других арктических стран.

Несмотря на подобные высказывания, многие приполярные державы еще до экспедиции Чилингарова последовали примеру России и подали свои заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, или сделали это уже после «Арктики-2007». Норвегия подготовила и отправила пакет всех необходимых документов в 2006 году и в 2009 стала первой обладательницей «расширенного шельфа», Дания начала проводить исследования морского дна у берегов Гренландии и других арктических владений в 2006 году и отправила их итоги в ООН в 2013 году. Канада подписала UNCLOS одной из последних, в 2003 году, и начала задумываться о расширении своей зоны влияния в Арктике лишь после российского круиза 2007 года.

В 2009 году правительство Канады разработало и приняло «Северную стратегию», одним из ключевых пунктов которой была защита суверенных владений Оттавы в Заполярье. Ее логическим продолжением стала подача заявки в комиссию по шельфу в декабре прошлого года. Кроме того, в это же время министр иностранных дел Джон Бэйрд, как сообщаетGuardian, заявил о том, что Канада планирует предоставить свидетельства того, что Северный полюс должен принадлежать ей.

Соединенные Штаты пока официально не участвуют в процессе раздела Арктики, так как Вашингтон до сих пор не подписал UNCLOS. Тем не менее, как пишет Смит в «Мире в 2050 году», это не мешает США проводить свои собственные геологические исследования дна Арктики и отправлять военные корабли в ее воды.

В августе 2007 года, примерно в то же время, когда в российской Арктике работала экспедиция академика Чилингарова, в северные воды отправился ледокол береговой охраны США USS Healy. Как сообщало американское интернет-издание Christian Science Monitor, официальные представители Вашингтона отрицали связь между этими событиями, ссылаясь на то, что данные маневры военного ледокола были запланированы за месяцы вперед до начала работы «Арктики-2007».

За последние пять лет все приполярные державы успели принять новые концепции арктической безопасности, в которых центральная роль уделялась охране суверенитета и защите владений в заполярье. Дмитрий Медведев подписал подобный документ еще в сентябре 2008 года, в его рамках постулировался главный национальный интерес России — использование Арктики в качестве стратегической ресурсной базы.

Артур Чилингаров, 9 апреля 2014 года.
Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

Новая «Арктическая региональная политика» США, изложенная в президентской директиве №66 в январе 2009 года, перевела «вопросы национальной и внутренней безопасности» с шестого на первое место в списке приоритетов, тем самым возвращаясь к арктической политике Вашингтона времен холодной войны.

Ярким примером изменившегося отношения арктических держав к своим владениям, как считает Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации, служит инцидент с активистами движения «Гринпис» на нефтедобывающей платформе «Приразломная», к действиям которых российские власти отнеслись максимально жестко.

По его словам, «многие страны сегодня пытаются доказать, что Россия не имеет прав на большую часть ее арктического шельфа. Для решения этой проблемы Центр политической информации и я, в частности, выступили с проектом создания особого министерства по делам Арктики, которое будет заниматься интересами России в этом регионе».

Первого июля о создании подобного министерства, главой которого должен был стать Артур Чилингаров, сообщала «Независимая газета» и целый ряд других СМИ. Через несколько часов Наталья Тимакова, пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева, как передавал «Интерфакс», опровергла эту информацию, заявив о том, что таких планов у правительства нет.

Соперничество и борьба за Арктику перешли на новый виток на рубеже десятилетий, когда правительства России, Канады и многих других стран объявили о создании, расширении или тотальном переоснащении арктических группировок войск. Известный канадский политолог Роберт Хуберт из университета Калгари отмечает, что сегодня мир начинает воспринимать Арктику будущего в качестве «нового Ближнего Востока». У них много сходств — огромные запасы углеводородов, открытые круглый год Северный морской путь и так называемый Северо-Западный проход, северные аналоги Суэца и Ормуза.

Экипаж военного корабля HDMS Vædderen устанавливает датский флаг на острове Ганса, 13 августа 2002 года.
Фото: Polfoto / AP

Сам Хуберт достаточно скептически относится к возможности возникновения военного конфликта в Арктике. Тем не менее, он признает, что растущая милитаризация региона повышает его стратегическую значимость для всех приполярных держав, что создает все условия для начала настоящей гонки вооружений в Заполярье. По его словам, подобные процессы можно наблюдать уже сегодня — к примеру, расширение военного присутствия Дании в Арктике привело к резкому усилению трений с Канадой вокруг принадлежности острова Ганса.

До 2002 года остров Ганса был предметом вялотекущих споров между Оттавой и Копенгагеном, которые, как выражается Хуберт, почти никогда не выходили за рамки дипломатического «обмена алкоголем». В начале нового тысячелетия властные круги Дании осознали, что данный клочок суши площадью в несколько квадратных километров является ключом к присвоению большого куска шельфа у берегов Гренландии, в связи с чем к нему было отправлено судно HDMS Vædderen, экипаж которого установил флаг Дании в центре острова Ганса.

Как и в случае с российским флагом на хребте Ломоносова, это действие Копенгагена вызвало массу недовольства в Оттаве — в последующие годы канадские вооруженные силы неоднократно высаживались на острове Ганса, устанавливали свой собственный флаг и проводили морские военные учения неподалеку от Гренландии. И по сегодняшний день данный конфликт остается неразрешенным — несмотря на спутниковые и геологические данные, свидетельствующие в пользу датской принадлежности острова, Канада отказывается менять границы.

Заброшенная полярная станция на Земле Франца-Иосифа, 22 октября 2013 года.
Фото: Алексей Филиппов / РИА «Новости»

По словам канадского исследователя, существуют потенциальные источники конфликта между другими арктическими державами, связанные с морскими границами — Норвегией и Россией, Канадой и Россией, Канадой и США. Как считает ученый, по мере дальнейшего сокращения ледовых шапок и роста стратегической важности Арктики трения между этими державами могут перерасти в нечто большее, если приполярные державы не усилят кооперацию в рамках Арктического совета. Тем не менее, пока предпосылок к этому не имеется, так как все государства региона продолжают наращивать военное присутствие и буквально каждый месяц объявляют о новых планах по ремилитаризации Арктики.

Арктический камбэк России

Яркий пример таких планов — развертывание в этом году российской группировки полярных войск.

В марте и апреле в арктических широтах были проведены две десантные высадки частей ВДВ. 14 марта на Новосибирских островах высадился батальон из 350 человек — это первые арктические учения такого масштаба в мире, заявлял командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. Через месяц свыше 50 десантников на парашютах спустились на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана рядом с Землей Франца-Иосифа. Парашютно-десантная операция такого рода — первая в истории освоения Арктики, передавало РИА «Новости».

Толчок к усилению военной активности дал лично президент Путин в декабре 2013 года. «В будущем году надо закончить формирование новых соединений и воинских частей, входящих в перспективный боевой состав вооруженных сил. При этом особое внимание прошу уделить развертыванию инфраструктуры и воинских частей на Арктическом направлении», — приказал военным руководителям Путин.

Учения отдельной мотострелковой бригады Северного флота, 16 февраля 2014 года.
Фото: Лев Федосеев / ИТАР-ТАСС

В рамках наращивания военного присутствия ведутся работы по восстановлению заброшенных советских аэродромов и причалов на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Как пообещал глава Минобороны Сергей Шойгу, будет отстроено как минимум семь арктических аэродромов в поселениях Темп, Тикси, Нарьян-Мар, Алыкель, Анадырь, Рогачево и Нагурская.

Новая группировка войск, по сути, будет пятым военным округом России. Ее основой станет военно-морской Северный флот, которому, возможно, будут приданы 200-я отдельная Печенгская мотострелковая бригада и 40-я бригада морской пехоты Тихоокеанского флота на Камчатке.

Минобороны обещало в ближайшем времени развернуть на арктическом побережье авиационную группировку из 12 вертолетов и двух самолетов. Они будут дислоцированы на аэродромах Мурманска, Воркуты, Норильска и Анадыря. Холдинг «Вертолеты России» уже разрабатывают специальный вертолет для работы в арктических условиях, подчеркивает РИА «Новости».

Морские силы являются основной силой для ведения боевых действий в Арктике, рассказал «Русской планете» вице-президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков.

«Арктический регион характерен островной зоной, развитыми океанскими и морскими пространствами. Там чрезвычайная сложная географическая среда, отсутствие или крайняя ограниченность наземных коммуникаций. Безусловно, основой группировки будет флот, способный действовать в тяжелой ледовой обстановке главным образом подводными силами».

Как отмечает Сивков, вторая важная компонента арктических войск — ВВС: штурмовая и истребительно-бомбардировочная авиация. Летчикам придется столкнуться с серьезными проблемами, отмечает эксперт: «Встает вопрос полетов при очень низких температурах, могут возникнуть сложности с системами наведения ракет и другой авионикой. В таких условиях специальные требования выдвигаются к горюче-смазочным материалам».

«Сухопутные арктические войска будут относительно небольшими по численности, — резюмирует Сивков, — они будут представлены несколькими бригадами, подготовленными для действий в особых климатических условиях. Их главные задачи — десантная и противодесантная оборона. А именно — высадка в составе морских и воздушных десантов, а также отражение аналогичных действий со стороны вероятного противника».

Действительно, в экстремальных полярных условиях наиболее эффективны небольшие мобильные группы подготовленных бойцов. Подготовка специальных арктических бригад пока еще только планах военного командования. О создании таких соединений говорил еще в 2011 году бывший министр обороны Анатолий Сердюков. Как сообщало РИА «Новости», местом дислокации бригад могли стать Мурманск или Архангельск. Специально для них была разработана утепленная форма, а основным средством передвижения полярных солдат должен был стать бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБВ. Главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников отмечал, что первая бригада будет создана не ранее 2015 года, когда армия примет на вооружение специальную технику, «отвечающую всем требованиям».

Канадские рейнджеры, 23 августа 2009 года.
Фото: Andy Clark / Reuters

В 2013 году в одном из военных училищ страны набран первый курс будущих офицеров арктических мотострелковых подразделений, писала «Российская газета». В течение пяти лет их будут готовить к ведению боевых действий в Арктике. Стажировку курсанты будут проходить в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты.

Планы по созданию боевых полярных частей обсуждались еще в 2009 году — тогда речь шла о передаче российской Арктики в ведение ФСБ. Впрочем, издание Guardian связывает планы России по милитаризации с реакцией на действия Канады — другого ключевого государства региона.

«Кленовые рейнджеры» и отстающие янки

Претензии Канады вполне объяснимы, ведь арктические области занимают 40% территории страны. Они также отражают бескомпромиссную позицию правящей партии консерваторов. После прихода к власти Харпера, был взят курс на расширение территориальных претензий — к примеру, в 2010 году гражданство Канады получил самый известный вымышленный житель Северного полюса Санта Клаус.

«Нередко российскую политику в Арктике описывают как одностороннюю, агрессивную и националистическую, но точно так же можно описать поведение канадцев. Харпер называет Канаду арктической нацией и часто посещает канадские владения в Арктике, где проводятся широкомасштабные военные учения», — приводит Guardian слова директора центра изучения России при Обществе Генри Джексона Эндрю Фоксалла.

С 2008 года Канада постоянно проводит военные учения в Арктике с участием других государств. Так, в феврале этого года 2350 военнослужащих канадской армии в течение двух месяцев участвовали в учениях вместе с представителями вооруженных сил США и Польши.

Основой арктических сил Канады являются отряды рейнджеров. Около 5000 бойцов этого формирования патрулируют самые удаленные территории на севере страны. Они носят красные толстовки и вооружены винтовками Ли-Энфилд — они сняты с вооружения канадской армии еще в 1950-х годах, но отлично подходят для суровых условий Арктики. Военные обещают к 2015 году оснастить рейнджеров новыми винтовками, которые разрабатываются оружейной компанией Colt Canada.

В отрядах рейнджеров преимущественно служат эскимосы и другие индейские народы Крайнего севера. Их опыт и знание местности делают канадских рейнджеров, пожалуй, одним из самых эффективных военных подразделений Арктики. Кроме того, Канада одна из немногих стран, имеющих небольшой, но действующий флот ледоколов.

Фестиваль ледоколов в Санкт-Петербурге, приуроченный 150-летию основания ледокольного флота в России, 3 мая 2014 года. Фото: Руслан Шамуков / ИТАР-ТАСС

Именно нехватка ледоколов для переброски войск в арктических условиях является проблемой всех стран, кроме России, уверен глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.

«Хотя Канада, Дания, Норвегия, США сейчас создают тактические группировки арктических войск, у них гораздо меньше ледоколов, чем у России. Канадцы, американцы, даже датчане пытаются восполнить этот пробел и активно строят новые ледоколы. Впрочем, Россия имеет возможность доставлять силы и воздушным путем», — сообщил «Русской планете» эксперт. Российской ледокольный флот самый большой и мощный в мире, это подтверждают данные американских военных. В него входит 37 кораблей, шесть из которых — атомные. Еще четыре ледокола строятся и восемь находятся в проекте.

На втором месте Швеция и Финляндия, у них на плаву находится по семь ледоколов. Канада имеет только шесть дизельных ледоколов, а США — пять. Обе страны строят по одному кораблю такого типа.

Геополитический гигант США отстает в «арктической гонке». В рабочем состоянии находится всего один ледокол Береговой охраны, а большинство кораблей военно-морского флота не готовы к плаванию в полярных широтах. Зато американцы лидируют по числу атомных подлодок, способных действовать в любой точке мира, включая закованные льдами морские пространства Арктики.

Арктика последнее большое «пограничье» в мире, затрагивающее каждый аспект национальных интересов США, полагает госсекретарь Джон Керри. В феврале 2014 года он пообещал создать пост специального представителя Госдепа в Арктике и уделять больше внимания американским интересам в регионе. Пока США действуют в рамках дипломатических процессов, не акцентируя вопрос создания отдельной группировки войск.

Заполярные амбиции викингов

Иначе дела обстоят с Данией, вслед за Канадой, претендующей на Северный полюс. Ее флот состоит из четырех ледоколов, кроме того в октябре 2012 года в Гренландии было создано арктическое военное командование. Его формирование было одним из ключевых пунктов национальной стратегии обороны на 2010–2014 годы, пишет Defense News.

Основой датской группировкой будет спецназ — подразделения «Охотник» (Jægerkorpset) и «Водолаз»(Frømandskorpset) принимали активное участие в операции союзных войск в Афганистане, а теперь тренируется для миссий в экстремальных погодных условиях. Они отрабатывают задачи по захвату вражеских кораблей, а также по противодействию террористам в случае захвата датских платформ по добыче нефти и газа в Северной Атлантике.

Сейчас в элитных отрядах служат всего 130–150 человек, но их численность планируется увеличить в два раза. Во флотскую составляющую группировки должны войти три недавно заказанных фрегата типа «Ивар Хуитфельдт» и уже стоящие на вооружение хладоустойчивые патрульные корабли типа «Кнуд Расмуссен». В 2016–2018 годах из США датской армии поставят девять противолодочных вертолетов MH-60R Seahawk, который серьезно увеличат оперативный радиус датских военных в Арктике, отмечает издание.

Всего один ледокол у другого важного околополярного государства — Норвегии. Зато в июне через Босфор проплыл «таинственный корабль», на поверку оказавшийся шпионским норвежским судном. Как сообщало агентство Associated Press, военная разведка Норвегии раскрыла предназначение корабля стоимостью $250 млн. Напичканное сенсорами и другой электроникой судно будет следить за активностью России в Арктике.

«Наше политическое руководство хочет знать, что творится в регионе», — подчеркнул глава разведки Хьелль Грандхаген. В одной из норвежских газет были приведены выдержки из документа американской секретной службы АНБ за апрель, напоминает агентство. В нем утверждается, что норвежские разведчики помогли АНБ с доступом к «русским целям на Кольском полуострове» — именно там базируется российский Северный флот.

«Таинственный корабль» в Босфоре, 2 марта 2014 года.
Фото: Norwegian Military / AP

Один ледокол есть и у Китая, более того, далекая от полярных широт страна строит еще один. Новый корабль будет больше и мощнее «Снежного дракона» построенного на Украине в 1993 году, передает индийский телеканал NDTV. Ледокол будет использоваться для научных исследований в ходе запланированных полярных экспедиций.

Сейчас в Арктике заинтересованы даже такие страны, как Южная Корея и Малайзия, говорит в беседе с РП военный эксперт Анатолий Цыганок.

«Да, там масса минералов, нефть и другие полезные ископаемые, но вопрос не в этом. Через Арктику идет Северный морской путь, над прокладыванием которого работали с 1936 года. Он сокращает путь из Европы в Америку на целых две недели! Сейчас тает лед, и через 20–30 лет вопрос о контроле над путем станет чрезвычайно жестко», — резюмирует эксперт.

 

Александр ТелишевАлексей Аликин
«Русская Планета»