О том, что на вокзале станции «Воркута» люди, представляющиеся сотрудниками РЖД, взимают плату за проезд транспорта на перрон для получения багажа, знают многие, как и о том, что это противоречит антимонопольному законодательству. Протестовать же решаются единицы. Большинство предпочитает оплатить известную таксу – 1000 рублей – сумму, которая, как по волшебству снимает оковы запретов.

В течение трех последних лет сотрудники воркутинского вокзала, с маниакальным постоянством, пытались требовать плату за проезд автотранспорта на перрон для получения еженедельного тиража газеты «Заполярье». Однако убедительные доводы главного редактора издания о несостоятельности данных притязаний находили понимание у руководства вокзала. Правда до недавних пор. В частности, 22 февраля, разгрузку газеты прекратила сотрудница вокзала, выбежавшая на перрон с требовательный возгласом: «Не сметь разгружать!»

Начнем с того, что газета «Заполярье» печатается в Кирове и попадает в Воркуту поездом, откуда ее сгружают в машины и отвозят в пункты распространения. Занявшись логистикой по долгу службы, к своему большому удивлению я обнаружил, что проезд на перрон отнюдь не бесплатен. Тысяча рублей со всякого, возжелавшего получить свой законный, оплаченный, долгожданный груз. От предпринимателей всякого толка, перевозчики, распространители печатной и непечатной продукции – жалоб не счесть.

– Причем тысяча рублей за одну машину. А две машины – две тысячи рублей, – впечатляет меня один из водителей фирмы перевозчика, с которой мы сотрудничаем по части распространения газет. Назовем его Валерием. – Мы так делаем, если надо две машины загрузить: одна машина проезжает, платим тысячу. Другая караулит первую машину возле ворот. Те, что уехали, загружаются сами, затем подъезжают к воротам, перегружают товар и снова едут к вагону, загружаться.

«Всякое возможно, но, чтобы так издеваться над людьми, этого просто быть не может», – бились во мне гуманистического толка мысли. Сегодня утром выяснилось – может. И еще как. Мне предстояло встретить почтовый вагон. Если бы он был багажным, я разгрузил бы его по постановке в тупик, но почтовики ждать не станут. Поэтому тянуть с разгрузкой не следовало. Открываю ворота ключом наших контрагентов «Почта России» и прошу водителя въехать на перрон. Не успели мы открыть двери и приступить к разгрузке, как я увидел спешно приближающуюся к нам даму, начальственного вида, схватывающую полы шубы на развевавшем их ветру и вместе с ней, охранника – молодого совсем человека, с невменяемо притороченной к боку дубинкой – семенящего ей вслед. Выражение лица у дамы было решительное.

– Не сметь разгружать! – сиреной кричала она еще на подходе, командуя людьми, которые, по сути, ей не подчиняются. Ведь это не кто иная, как Татьяна Александровна Бархатова, дежурный помощник начальника вокзала. Знакомьтесь, что называется.

«Не иначе, чем-то взволнована», – подумалось мне. Вскоре выяснилось, что предметом беспокойства Татьяны Александровны был я – дерзновенный, посмевший, решившийся. И не заплативший, что важнее.

– Я препятствую вам в разгрузке на том основании, что это территория железнодорожного вокзала, и мы соблюдаем транспортную безопасность! – возмущенно затараторила Татьяна Александровна Бархатова. – Немедленно съезжайте с платформы! Вы не имеете права здесь находиться!

– А за тысячу рублей имею такое право? – поинтересовался я.

 Дежурный помощник отказалась привести мне нормативную базу, на которой основываются ее аргументы, послав вместо этого, за полицейским. Здесь самое время сделать паузу и задаться вопросом: а с чего я вообще так уверен в собственной правоте? Я основываюсь на предписании Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми. И, если быть более точным, на последовавшей за этим предписанием судебной практике. Вкратце история такова: прецедент имел место быть в Усинске. Еще в 2012 году, предприниматель, занимающийся поставками пластиковых окон из Сыктывкара в Усинск и столкнувшийся со схожими проблемами при выгрузке товара на вокзале, подал жалобу в УФАС. В антимонопольном деле читаем:

«Решением Комиссии Коми УФАС России по делу № А 61-12/10 от 29.06.2012 ОАО «РЖД», занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг в транспортном терминале – железнодорожной станции г. Усинск, признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части необоснованного взимания платы за въезд автомобильного транспорта на перрон (платформу) железнодорожной станции г. Усинск, связанный с выдачей грузов, что повлекло (могло повлечь) ущемление интересов хозяйствующих субъектов»

Предписание по делу недвусмысленно гласит:

«…в срок до 15 августа 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: прекратить взимание платы за въезд автомобильного транспорта на перрон (платформу) железнодорожной станции г. Усинск, если въезд связан с выдачей грузов…»

И какова реакция ОАО «РЖД»? Компания обжаловала решение УФАС в суде, но перестать взимать плату даже не подумала. Арбитражный суд Республики Коми принял сторону УФАС и 3 декабря 2012 года отказал ОАО «РЖД» в удовлетворении исковых требований. Общество не унималось и опротестовало это решение в апелляционной инстанции. Впрочем, безуспешно:

«Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 по делу 29-7200/2012 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО «РЖД» без удовлетворения»

Самое печальное в этой истории, что все это – решения суда, предписания УФАС – не помогло. «РЖД», с упорством достойным лучшего применения, продолжало взимать плату за проезд на перрон в Усинске, отрапортовав в УФАС, при этом, следующее:

«с 15.03.2013 ОАО «РЖД» не взимается плата за въезд автомобильного транспорта на перрон вокзала «Усинск», связанного с получением грузобагажа, что подтверждается факсограммой от 14.03.2013 № 112; плата за въезд автомобильного транспорта на перрон вокзала «Усинск» взимается при отсутствии перевозочных документов на грузобагаж, в иных случаях (например, встреча пассажира)»

Все это выдержки из дела об административном правонарушении. Да, люди все же пожаловались в транспортную прокуратуру и в УФАС применили меры реагирования. В таком упорстве ОАО «РЖД», антимонопольная служба рассмотрела очередное нарушение законодательства, постановив, что по вопросу взимания платы за въезд автотранспорта на перрон вокзала «Усинск», ОАО «РЖД»:

«…фактически разделило грузополучателей в зависимости от наличия или отсутствия перевозочных документов ОАО «РЖД» на груз/грузобагаж… Кроме того, установление ОАО «РЖД» подобной зависимости создает неравные условия для грузополучателей, что может иметь в конечном итоге признаки иного нарушения антимонопольного законодательства»

В итоге, в действиях ОАО «РЖД» УФАС усмотрела признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2.2 статьи 19.5 – «невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор». За что Общество и было наказано штрафом в размере 300 000 рублей.

Именно это я и пытался втолковать подоспевшему на помощь дежурной помощнице начальника вокзала, сотруднику ППС. Полицейский отдельного взвода патрульно-постовой службы, старший сержант Тимур Мардамшин доводов моих не оценил:

– Согласно ведомственным инструкциям «РЖД» это посадочная платформа, а перрон вон там, внизу. Посадочная платформа предназначена для проезда спецтранспорта и посадки пассажиров, – огорошил старший сержант Мардамшин.

Я ему про федеральное законодательство, а он мне про ведомственные инструкции.

– Хорошо, – говорю, – если я что нарушил, составляйте протокол…

Собственно, занавес. Чем же дело закончилось? Тем, что половину газет мы все же загрузили в машину. Другая половина укатилась вместе с вагоном на маневры. Успели бы выгрузить все, да вот препирательства эти украли драгоценное время. Кроме того, были потрачены еще два часа рабочего времени на дополнительные маневры и разгрузку.

Теперь нам предстоит узнать, действует ли на территории Арктической Воркуты Федеральный Закон? С этим вопросом редакция газеты «Заполярье» обратилась в УФАС и прокуратуру. Надеемся в истории, которая длится в Воркуте только с нашим участием более трех лет, поставят убедительную точку компетентные органы. О чем мы непременно уведомим многочисленных предпринимателей, которые неоднократно были свидетелями и участниками данных ситуаций.

 

Текст: Артем Орлов
Фото: Шорников Вадим
ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф

 
Распечатать