Накануне начала сезона отпусков в Общественной приемной главы республики провели прямую линию по вопросам компенсации проезда к месту отдыха и обратно. На звонки жителей Коми — за час их поступило около десятка — ответили специалисты Пенсионного фонда, Министерства труда и социальной защиты региона и Управления государственной гражданской службы республики.

Фото Николая Антоновского

В прошлом году в трудовом законодательстве произошли изменения, согласно которым в районах Севера и приравненным к ним местностям все работодатели раз в два года обязаны компенсировать своим сотрудникам проезд к месту отдыха и обратно.

– То есть это должны делать даже небюджетные организации, что подтверждает и Конституционный суд РФ. Другое дело, что коммерческие структуры порядок и размер этой компенсации устанавливают внутренними актами: приказами, коллективными договорами и т. д., – уточнила начальник отдела трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Коми Светлана Опарина.

ANT_2301.jpg

Право бесплатного проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха есть и у граждан, получающих страховую пенсию по старости или по инвалидности. Так же, как и работающие жители северных районов страны, они один раз в два года могут получить компенсацию стоимости проезда. Пенсионный фонд возмещает затраты на поездки в плацкартных вагонах пассажирских поездов, в каютах речного судна не выше III класса, автобусах, а также стоимость авиабилетов эконом-класса.

– При этом пенсионеры не должны состоять в трудовых отношениях, – пояснила заместитель начальника отдела социальных выплат отделения Пенсионного фонда России по Коми Ирина Горинова.

Большая часть дозвонившихся интересовалась условиями оплаты билетов для неработающих пенсионеров. Жена пенсионера МВД хотела узнать, где ее супруг может воспользоваться правом на льготный проезд.

– Пенсионеры МВД и силовых ведомств вообще должны обращаться с этим вопросом по месту получения пенсии, то есть в ту структуру, которая выплачивает пенсию, – ответила представитель ПФР.

Жительница Удорского района, откуда пока сложно выехать на железнодорожном транспорте, спросила, оплатит ли Пенсионный фонд билет на самолет.

– Вам оплатят этот проезд только по факту, то есть вам сначала придется приобрести билет самой, потому что авиакомпания не заключила с нами контракт на безналичную перевозку, – сообщила Ирина Горинова. Также она добавила, что в фонд приходит много обращений с просьбой расширить перечень классов перевозки. – Просят включить купе, разрешить провоз домашних животных, но мы работаем строго в рамках постановления и поменять законодательство не можем.

Еще один звонок поступил от пенсионерки, муж которой должен был полететь на похороны матери в Екатеринбург. Билеты на самолет Сыктывкар — Москва и Москва — Сыктывкар супруги приобрели сами, а билеты на рейс Москва — Екатеринбург и обратно через интернет купила их дочь, оплатив стоимость по своей банковской карте. В итоге, Пенсионный фонд компенсировал только проезд из Сыктывкара в столицу и в обратном направлении.

– Проезд должен быть оплачен самим пенсионером, а не третьим лицом, – уведомила женщину представитель Пенсионного фонда.

ANT_2315.jpg

Вышедшая на досрочную пенсию по старости жительница Усть-Цилемского района задала вопрос, вправе ли она претендовать на оплату проезда к месту отдыха уже сейчас. Как выяснилось, досрочная пенсия финансируется от Центра занятости населения, таким образом, гражданин, которому она выплачивается, не является получателем страховой пенсии по старости и, следовательно, воспользоваться правом бесплатного проезда к месту отдыха не может.

Стоимость билетов также не компенсируется для родителей в приемных и опекунских семьях, даже если они достигли пенсионного возраста и не работают.

– Поскольку приемная семья имеет договор с государством и все ее услуги оплачиваются, родители уже не попадают в данную льготную категорию, даже если они себя считают неработающими, – объяснила Ирина Горинова.

Жителям отдаленных районов приходится покупать билеты на поезд в почтовых отделениях, но те документы, которые люди получают на руки, нельзя отнести к бланкам строгой отчетности, утвержденным Министерством транспорта, по которым Пенсионный фонд вправе производить расчет.

– Но почему на почте это не доводят до сведения населения? – спросила за многих односельчан, пострадавших от того, что РЖД и Почта России не смогли друг с другом договориться, Антонина Анатольевна из Усть-Куломского района.

– А разве это в интересах почты? – ответила Ирина Горинова, по словам которой такая проблема действительно существует: в Пенсионный фонд периодически обращаются жители отдаленных районов и труднодоступных местностей, где отделения Почты России становятся чуть ли не единственным средством связи с миром. – В данном случае лучше всего заказывать билеты по интернету, но далеко не все — особенно пенсионеры — в нем ориентируются.

БНК

 
Распечатать