В Коми оленеводам тундры будут оказывать социальную и медицинскую помощь. К такому решению пришли участники круглого стола «Коренные народы как объект воздействия чужеродной культуры на Русском Севере», который на деле почти свелся к обсуждению негативного влияния баптистов на оленеводов Воркутинского района.

ANT_7671.jpg

Фото Николая Антоновского

Круглый стол, проходивший в главном корпусе СГУ, начался с фрагмента фильма Александра Пивкина «Как я провел лето». На экране ижемские оленеводы встречали прибывших на каникулы из города в тундру детей.

После показа модератор дискуссии, начальник управления по международной деятельности СГУ Ольга Алексеевич рассказала о том, как в Воркутинском районе оленеводы-частники незаконно используют арендуемые оленеводческими хозяйствами пастбища. И в этом деле, по ее словам, не обходится без влияния «чужеродных культурных компонентов», в частности деятельности христиан-баптистов.

ANT_7675.jpg

Проблема баптистов и пастбищ подробней разрабатывалась в зачитанном ею докладе председателя СПК «Красный Октябрь» Георгия Пасынкова. В нем сообщалось, что количество земель, пригодных для пастбищ, сокращается, а оленеводческие хозяйства, арендующие земельные участки под них, не в состоянии кормить даже имеющееся у них поголовье оленей. В таких непростых условиях арендуемые земли по собственной воле используют оленеводы-частники, уничтожая кормовую базу.

Как следовало из доклада, к этой проблеме имеют отношение обосновавшиеся в Воркуте украинские католическая и баптистская церкви. У них, как отметил Георгий Пасынков, есть техника, позволяющая перемещаться по тундре.

ANT_7651.jpg

– При этом они финансируются из-за рубежа и ведут пропаганду среди оленеводов, направленную на полное отрицание необходимости соблюдения законов, под предлогом, что те принадлежат к малочисленным народам Севера. Под влиянием проповедников оленеводы заявляют, что тундра принадлежит им, и жалуются на несоблюдение прав коренных народов, – рассказал Пасынков.

Депутат Архангельского областного собрания, в прошлом президент ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» Владислав Песков заметил, что затронутая проблема – скорее, спор хозяйствующих субъектов. При этом он отметил и положительную сторону баптизма: обратившиеся в него оленеводы завязывают с алкоголем, хотя и начинают задавать «нестандартные вопросы» – о праве на землю.

С ним согласилась директор «Издательского дома Коми» Надежда Быковская. Она заявила, что это – не религиозная, а экономическая проблема.

ANT_7724.jpg

Однако дискуссию в религиозную плоскость вновь перевел доклад настоятеля Свято-Иверского храма в Воркуте отца Рафаила, зачитанный отцом Иоанном. Он начинался со слов: «Кочевые народы Севера, несомненно, нуждаются в духовном просвещении и постоянном окормлении».

Отец Рафаил устами отца Иоанна сообщил, что в Воркуте есть культурные оленеводы, посещающие церковь, но их – всего несколько семей. Основная же масса оленеводов проживает не в городе, а в тундре, где построить храм и привлечь к этому спонсоров проблематично.

– Оленеводы и их старейшины должны взять строительство православной церкви в тундре на себя, – делал вывод отец Рафаил и тут же задавался вопросами: – Нужно ли им это? Хотят ли они этого и возьмут ли на себя финансирование?

Докладчик предположил, что из-за сильной занятости и страстей оленеводы не будут посещать богослужения. Выходом из этой ситуации ему представлялось миссионерство, к тому же длительное, поскольку оленеводы, даже крещеные, остаются язычниками.

ANT_7641.jpg

В докладе упоминался баптистский миссионер Гончаров, который выучил ненецкий язык и большую часть времени проводит в тундре, при этом получая финансирование из-за рубежа и беря с оленеводов десятину. В то же время автор доклада утверждал, что, поскольку нужно жить с оленеводами и говорить на их языке, свет православной веры может донести до них лишь коренной ненец, который хочет просветить свой народ, имеет среднее образование и стремится получить духовное в православном училище или семинарии.

Отец Рафаил также сообщал, что семьям оленеводов были пожертвованы выписанные из Москвы диски с переводами евангелий на ненецкий язык. Текст завершался упованием:

– Можно лишь надеяться, что кто-то из детей, которые общаются со священником, воспитываются в православных семьях, слушают проповедь на CD-дисках, вырастет и захочет стать проповедником, миссионером православной церкви.

В заключение отец Иоанн, уже от себя, отметил, что в скором будущем миссионеры все же будут посещать эти края.

ANT_7730.jpg

На вопрос Ольги Алексеевич, как относиться к засилью сектантов и нужно ли при этом быть толерантными, он ответил:

– Я как гражданин не хотел бы, чтобы с Запада шло финансирование и влияло на разложение нашего общества. Западный менталитет вносит в нашу русскую жизнь разброд и шатание. Конструктивного диалога с ними (сектантами – БНКоми) не получится, это уже опытным путем доказано.

Между тем впечатленная докладом Надежда Быковская упрекнула православных священников в консерватизме и пристыдила их активностью миссионера Гончарова. В ответ на критику отец Иоанн пояснил, что священники чересчур загружены и не могут оторваться от своих приходов. Присутствовавший на мероприятии отец Пафнутий парировал:

– Мы, в отличие от свидетелей Иеговы, не ходим по квартирам.

ANT_7634.jpg

– Может, это и плохо, – предположила Надежда Быковская.

Уже вне религиозной тематики Владислав Песков рассуждал об интеграции оленеводов в межрегиональные и даже международные рыночные отношения. А в очередном зачитанном Ольгой Алексеевич докладе (профессора кафедры географии Псковского государственного университета Андрея Манакова) со ссылками на Льва Гумилева утверждалось, что чужеродные культуры могут разрушить суперэтнос и государство.

ANT_7721.jpg

Подводя итоги, Ольга Алексеевич предложила разработать при участии НАО и Архангельской области программу по социальной, медицинской, образовательно-просветительской и духовной поддержке оленеводов. Однако Владислав Песков настоял на исключении духовного компонента. Оленеводов, заметил он, может отпугнуть человек в рясе, они могут воспринять это как насаждение религии. В ответ посыпались возражения, что православная культура интегрирует многочисленные народы России в единое целое. Но он напомнил, что православие – это не часть культуры оленеводов, «не их родное».

ANT_7676.jpg

– Надо понять, чем живут эти люди, и сделать так, чтобы им нормально жилось, – пояснил он, заметив, что духовностью можно озаботиться потом. К программе было решено привлечь ассоциацию «Ясавэй» и движения «Коми войтыр» и «Изьватас». Но прежде программы, как отметил Владислав Песков, нужно запустить социальный проект, к примеру, передвижной чум. И при этом предупредить о нем самих оленеводов – чтобы не отвернулись.

БНКоми

 
Распечатать