Шумейко Евгений Александрович, руководитель администрации муниципального образования городского округа «Воркута» Республики Коми. Заслуженный работник Республики Коми. Награждён знаком «Шахтёрская Слава» I, II и III степеней. Аннотация. В рамках проекта «Первые лица Российской Арктики», отвечая на вопросы интервью, Евгений Шумейко рассказывает о тех позитивных изменениях, которые происходят к его родном городе Воркуте, где он родился, работал шахтёром, а сейчас возглавляет его администрацию. Вхождение в состав АЗРФ — новый арктический статус для Воркуты означает дальнейшее его развитие. Чтобы развиваться в сложившихся условиях, городское хозяйство нужно привести в соответствие с сегодняшними реалиями, то есть оптимизировать инфраструктуру. Миссия Воркуты в разработанной в 2014 году стратегии социально-экономического развития городского округа определена как стратегический форпост освоения Арктики на Европейском Севере России.

1. Расскажите о своём опыте, своих профессиональных достижениях в управлении регионом, МО в АЗРФ. Как давно Вы работаете в качестве управленца в Арктике, что Вам помогает?

В качестве руководителя администрации Воркуты я работаю с октября 2012 года. Но и до этого, работая в Государственном Совете республики в должности вице-спикера, в Совете Федерации в качестве сенатора, в Правительстве региона, я занимался проблемами Воркуты, и они для меня были первоочередными. Принимая решение стать руководителем города, я знал, что ситуация в Воркуте не простая. И в такой ситуации находятся многие северные моногорода. Воркута строилась в расчёте на 300 тысяч жителей с соответствующей социальной инфраструктурой, дорожным хозяйством, тринадцатью жилыми микрорайонами — по числу действовавших угольных шахт. После реструктуризации угольной промышленности в 90-е годы большинство шахт закрылись. А вот вся инфраструктура осталась. И бремя по её содержанию несёт на себе муниципалитет и бюджет города. Прежде всего, чтобы развиваться в сложившихся условиях, городское хозяйство нужно привести в соответствие с сегодняшними реалиями, то есть оптимизировать инфраструктуру. Важно сделать это так, чтобы город оставался комфортным для жителей. Закрытие или реорганизация любого социально-культурного объекта — это стресс не только для его сотрудников, но и жителей данного района. Такой негативной реакции необходимо по возможности избегать. Ведь Север и без того является экстремальным местом проживания и оказывает серьёзное воздействие на человеческий организм. Отмечу, что сокращая отдаленные инфраструктурные объекты, мы создаём условия для создания комфортных условий в тех районах города, которые компактно заселены и будут развиваться. Открываются современные банковские и почтовые офисы, развиваются сети телефонной и интернет-связи, в Воркуту приходят крупные финансовые структуры, негосударственные медицинские и страховые компании, не говоря уже о развитии торговых сетей. Всё это формирует современный облик Воркуты.

2. Назовите, пожалуйста, успехи, достижения возглавляемого Вами региона, муниципального образования в прошедшем 2014 году. Какие проблемы удалось решить, как Вы добились успешных результатов?

Несмотря на то, что бюджет 2014 года меньше бюджета в 2012 году почти на 1 млрд. рублей, мы сумели сделать немало. Объёмы выполненных работ по благоустройству, ремонту дорог, ремонту объектов социальной сферы, переселению, проведению на высоком уровне культурно-массовых и спортивных мероприятий напрямую доказали, что эффективный и грамотный подход к распределению и контролю за расходованием бюджетных средств открывает дополнительные возможности и резервы. Меня радует, что во время моего руководства в городе новых проблем не появилось, и мы сосредотачиваем усилия на решения тех проблем, которые не решались десятилетиями. Из интервью 31 октября 2013 года: «Что для Вас самая большая головная боль?

– ЖКХ. Сам город, его структура были когда-то рассчитаны на трехсоттысячное население. Сейчас в Воркуте зарегистрировано около 100 тысяч человек, но реально проживает меньше, порядка 80 тысяч. И вот стоит в посёлке обычная пятиэтажка, в которой живут всего три-четыре семьи. А дом этот нужно полностью содержать, отапливать. Это огромные затраты. Все выпадающие доходы управляющих компаний компенсирует местный бюджет. Мы провели инвентаризацию всего жилого фонда, муниципального имущества, следующий шаг — диалог с населением». Жизнь каждого человека на Крайнем Севере не ограничивается только производством. Поэтому мы большое внимание уделяем сохранению традиций, в том числе, массовых народных гуляний, общегородских спортивных и национально-культурных праздников. Воркуту не случайно называют «Столицей Мира», потому что в этом городе никогда не делили людей по национальному признаку. Сейчас, когда события на юго-востоке Украины заставляют нас особенно ценить добрые дружеские отношения и мирное небо над головой, мы возродили и провели в Воркуте фестиваль украинского народного творчества «Червона рута», который собрал в Заполярье десятки творческих коллективов из городов и районов республики и соседних регионов. Праздник из общегородского превратился в межрегиональный и прошел на высочайшем уровне. На всех сценических площадках в дни фестиваля звучали не только украинская и русская речь, а также слова поддержки и приветствия на языках других народов, дружно живущих в нашем городе.

Мы возродили в Воркуте два замечательных спортивных турнира: «Кубок Арктики» по зимнему картингу и «Кубок Арктики» по карате среди мужчин, в котором приняли участие 12 спортсменов из России, Казахстана и Германии. Ну и, конечно, «Заполярные игры»! Городской фестиваль спорта, впервые организованный в 1999-м году Игорем Леонидовичем Шпектором — экс-мэром Воркуты, бессменным Президентом Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, а ныне еще и членом Общественной палаты Российской Федерации. Этот ежегодный замечательный праздник, включенный в календарь главных спортивных событий страны, собирает в нашем городе до двух тысяч гостей из городов и районов Севера и уже 17-й год остается визитной карточкой спортивной Воркуты.

Нас упрекают за то, что в Воркуте слишком много праздников, а я считаю, что это не роскошь, а жизненная необходимость. Жизнь человека на севере напрямую связана с дополнительными нагрузками на организм, недостачей кислорода, солнечного света, тепла и зелени. В результате чего человек подвержен депрессии, подавленности и стрессам. Поэтому яркие краски и хорошее настроение горожан — самое главное.

Больше того, в этом году мы выделили дополнительные средства на то, чтобы в зимнее время, в период полярной ночи, когда солнце не поднимается над Воркутой, дополнительно украсить разноцветными гирляндами и фонарями не только главные городские улицы и площади, но и основные транспортные развязки и мосты.

Считаю правильным решением в 2014 году — расселение и отключение от инженерных сетей 42-х многоквартирных домов и 25-ти подъездов в МКД, 20 брошенных домов мы снесли и вывезли. Напомню, некогда многолюдный город, сегодня кардинально изменился. Население Воркуты сократилось втрое. И сегодня в некоторых микрорайонах и поселках дома заселены на 5—20 процентов. Нетрудно понять, во что городу обходится содержание таких микрорайонов и домов, так как муниципальный бюджет вынужден компенсировать ресурс снабжающим и обслуживающим компаниям выпадающие доходы за пустующее жильё. Это даже не десятки, а сотни миллионов рублей, которые можно было бы тратить с большей эффективностью и пользой для воркутинцев! Так вот, первой моей инициативой, с приходом на должность мэра, стало проведение тотальной инвентаризации жилого фонда. А следующим шагом стала работа по переселению граждан из малозаселённых домов и микрорайонов в те районы города, которые в ближайшие годы будут активно развиваться. Это в конечном итоге позволит нам уйти от такого явления, как «неперспективные» посёлки или микрорайоны. Дальнейшая планомерная работа по расселению малозаселённых многоквартирных домов с последующим отключением их от инженерных сетей уже принесла существенное сокращение нагрузки на бюджет города. Ещё одно достижение — сокращение очереди воркутинцев на улучшение жилищных условий. И это при том количестве пустующих квартир, которые мы выявили! На конец 2013-го года в очереди нуждающихся состояло 669 семей, сейчас их осталось 149. И эту работу мы продолжаем. В процессе переселения жителей из малозаселённых домов мы проводим ремонт пустующих квартир и предоставляем людям жильё, готовое для проживания.

 К достижениям могу отнести масштабную работу по ремонту улично-дорожной сети города. Мы выполнили беспрецедентный объём ремонтов и впервые за всё время существования Воркуты нанесли дорожную разметку, установили дорожные знаки, заменили светофорное оборудование, оборудовали пешеходные переходы и установили перильные ограждения. И эта работа сразу привела к снижению уровня аварийности и травматизма на дорогах города. Нам удалось отремонтировать спортивные комплексы, памятники культуры и городские площади.

Но всё же главным достижением 2014 года я бы назвал включение Воркуты в сухопутную часть Арктической зоны России и ту работу, которую мы провели совместно с Главой республики В.М. Гайзером и Правительством Республики Коми.

3. Что не получилось у Вас как регионального арктического топ-менеджера и почему?

Планы были масштабные, в том числе и по капремонтам, и по модернизации угольных котельных, замене ветхих трубопроводов, но как всегда свою роль сыграло недостаточное количество средств в бюджете, вызванное значительным снижением поступления налогов в городской бюджет. Главным неуспехом года, считаю то, что не удалось завершить расселение жителей микрорайона Советский. Денег на эту программу было необходимо 58 миллионов, экономия по году составила бы 64 миллиона. Эту работу мы продолжаем, стараясь максимально учитывать интересы и пожелания жителей при подборе нового места жительства. Не получилось обновить парк крайне необходимой в Арктике снегоуборочной техники.

Ещё одно направление работы, которое пока не дало ожидаемых результатов — это решение вопроса о перевозке багажа и личного имущества в мало- и среднетоннажных контейнерах при переселении северян за пределы Крайнего Севера. Переход РЖД на работу только с 20-тонными контейнерами создает значительные неудобства переселенцам и ложится на людей тяжёлым финансовым бременем.

4. Ваши планы на 2015 год. Что необходимо сделать в первую очередь?

В 2014 году была разработана стратегия социально-экономического развития городского округа «Воркута» до 2020 года, по которой город будет жить и развиваться в течение этого периода. Этим документом определена миссия Воркуты как стратегического форпоста освоения Арктики на Европейском Севере России. Стратегия направлена на содействие развитию в таких важнейших сферах, как промышленность, малое и среднее предпринимательство, туризм, социальная, инженерная и дорожная инфраструктуры, жилищное строительство и так далее.

Необходимо создать благоприятные условия для инвесторов и развития промышленности. Воркута — это не только уголь, это и золото, марганец, месторождения баритов и ряд других направлений, их надо развивать. Компания «Шелл» ведет нефтегазовую разведку. Другое дело, что есть проблема с кадрами и принято очень правильное и своевременное решение о создании в Воркуте филиала Ухтинского государственного технического университета, который будет готовить не только угольщиков, но и нефтяников, газовиков, строителей, геологов.

2015 год будет непростым, но если получится последовательно реализовывать те задачи, которые мы перед собой поставили, убежден, что избежим потрясений. В планах продолжать ту работу, которую мы успешно ведем по оптимизации городской инфраструктуры. Еще больше усилий постараюсь приложить к разрешению тех проблем, справиться с которыми пока не получилось. Очень хотелось бы возобновить в Воркуте жилищное строительство, чтобы переселить воркутинцев в современные дома и квартиры, которых они, безусловно, достойны. Сейчас мы начинаем эти работы в отдалённых железнодорожных посёлках — Елецком и Сивомасскинском, так как последний дом был построен в Воркуте в 1996 году.

Из интервью 31 октября 2013 года: «Что же касается будущего Воркуты, то сегодня есть не только мечты, но и экономически обоснованные перспективы дальнейшего развития города. И они говорят о том, что мы будем строить новые угольные предприятия, развивать газовую, нефтяную и другие виды промышленности. Поэтому разговоры о том, что Воркута превратится в рабочий поселок, – очередная попытка сыграть на психике населения. Воркута была и будет городом».

5. Каким Вы видите будущее Российской Арктики на период до 2020 года? Что должно измениться в лучшую или в худшую сторону, останется на прежнем уровне?

По предварительным данным некоторых геологических исследований, на территории Арктики находится около 30% неоткрытых, технически извлекаемых мировых запасов газа, 20% газового конденсата, 13% нефти. Согласно прогнозам международного энергетического агентства, спрос на газ в ближайшее десятилетие будет расти. В Китае ежегодно спрос будет расти на 7%, в Индии — на 4,7%, а в целом на мировом рынке — на 1,8%. Арктика как территория, потенциально имеющая колоссальные запасы полезных ископаемых и стратегическую транспортную артерию — Северный морской путь, притягивает взгляды многих стран, в том числе и не имеющих арктического побережья.

Геополитическая обстановка складывается таким образом, что оставаться на прежних позициях либо возвращаться в недавнее прошлое недопустимо. Необходимо приложить максимум усилий для преодоления последствий «кризисных 1990-х». Будущее Арктики определено в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

Воркутинский район обладает запасами природных ресурсов, является надежной логистической базой в Арктике, располагает существенным инфраструктурным и кадровым потенциалом и в перспективе может обеспечить достижение стратегических целей и решение основных задач государственной политики России в Арктике. Необходимо не только добывать полезные ископаемые из недр Воркутинского района, но и осуществлять их переработку, что в перспективе даст мощный толчок для развития территории.

Я выражаю искреннюю признательность от всех воркутинцев Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину и Главе РК Вячеславу Михайловичу Гайзеру за настойчивую и убедительную позицию, что в итоге позволило Воркуте войти в состав сухопутных территорий Арктических зоны РФ. Соответствующий Указ Владимир Путин подписал 2 мая 2014 года. Это дало Воркуте и воркутинцам экономически обоснованное будущее, в котором Воркута будет транспортным узлом освоения Арктики с развитием промышленности, экономики, социальной сферы города.

Для Воркуты новый арктический статус означает дальнейшее его развитие, создание новых производств и новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса, рост заработной платы и, следовательно, дополнительные доходы в городской бюджет, привлечение новых специалистов и новых. Возрастёт качество предоставления услуг ЖКХ, улучшится социальное обслуживание. Появятся новые перспективы развития транспортной доступности.

Уже сегодня есть проект строительства железной дороги до Усть-Кары, что обеспечит выход к Северному морскому пути, и строительства автодороги с подъездом к Воркуте, что экономически важно при существующей монополии ООО ДРД. Это позволит привлечь в наш город инвесторов. Также в этом году начинается строительство стратегически важных объектов по линии Минобороны, МЧС. В стадии реализации находятся проекты освоения Печорского угольного бассейна, в том числе не только добычи угля, но и его глубокой переработки (углехимии).

6. Что необходимо сделать в модернизации управления на федеральном уровне?

Считаем необходимым для арктических городов предусмотреть налоговые послабления на период проведения модернизации объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, обеспечения снегоуборочной техники.

Кроме того, считаем целесообразным провести аудит реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» и определить объём и источники финансирования. Осуществить переход к проектному менеджменту, формированию портфеля арктических проектов, их отбору, инвестированию и реализации в краткосрочной перспективе.

7. Какое влияние на социально-экономическое развитие субъектов АЗРФ окажет, по Вашему мнению, финансово-экономический кризис 2015—2016 гг.?

Сказать однозначно, какое влияние окажет кризис, сложно, так как различные факторы влияют на вектор развития экономики России и регионов. Прогнозы кризисной ситуации имеют как негативные, так и оптимистичные сценарии развития. Однако уже сейчас понятно, что не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Для российской экономики, как и для нас на местах, этот кризис является своеобразным вызовом для того, чтобы пересмотреть свои возможности и эффективность использования имеющихся возможностей и резервов. В настоящее время идет формирование целостной государственной политики в арктической зоне. Пришло понимание того, что освоение северных территорий — важная стратегическая задача, нацеленная на обеспечение развития и безопасности Российской Федерации, которую невозможно осуществить вахтовым методом. И это даёт надежду на возрождение социальной инфраструктуры, создание условий, которые бы обеспечили действенную систему мотиваций, высокое качество жизни, включая развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта. Арктика становится долгосрочным стратегическим национальным проектом.

8. Следует ли вести в настоящее время разведку и добычу углеводородных ресурсов на континентальном шельфе Арктики, в море, а не на суше?

Всё возрастающие потребности в углеводородах и исчерпание традиционных легкодоступных месторождений ведут к необходимости разрабатывать новые источники газа и нефти, значительные запасы которых находятся на арктических территориях, включая шельф. Континентальный шельф Арктики — это последний крупный нефтегазовый ресурс, который в перспективе может стать одним из основных источников энергоресурсов на планете. Для укрепления конкурентных позиций России на мировом рынке углеводородов необходимо продолжить геологоразведку, так как временная приостановка этих работ из-за снижения цен на нефть может затормозить продвижение России в Арктику.

9. Каким Вы видите будущее развития перевозок по Севморпути в ближайшие годы?

Северный морской путь — это один из самых экономичных и дешевых путей транспортировки грузов. Согласно оценке специалистов Северный Морской путь способен сократить время транспортировки грузов от 7 до 22 дней. Поэтому нет сомнений, что значение этой транспортной артерии с каждым годом будет возрастать. По словам Президента России, необходимо ускорить строительство судов ледового класса, новых атомных и дизельных ледоколов, подготовить современную инфраструктуру навигации, техническое обслуживание, связь, а также создать всё необходимое для оказания экстренной помощи на протяжении всего пути.

В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года предусмотрено развитие единой Арктической транспортной системы Российской Федерации в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование, включающей в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему речные и железнодорожные коммуникации, а также сеть аэропортов и действующих авиалиний.

Некоторые мероприятия по развитию транспортной доступности вошли в проект региональной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Коми на период до 2020 года». Это, прежде всего проект, который настойчиво и правильно в интересах дальнейшего развития экономики страны и ее северных территорий реализует наш глава Республики Коми Вячеслав Гайзер. Это строительство межрегиональной железнодорожной магистрали «Белкомур», которая соединит Урал с Арктикой. Реализация данного проекта обеспечит развитие единой Арктической транспортной системы РФ, качественно усовершенствует транспортную инфраструктуру, диверсифицирует основные маршруты поставки ресурсов на мировые рынки и позволит достичь роста объемов грузоперевозок по Северному морскому пути.

Строительство железной дороги «Воркута — Усть-Кара» даст возможность разработки обнаруженных севернее Воркуты залежей каменного угля, которые можно добывать карьерным способом, и появится возможность выхода железнодорожной ветки к побережью Карского моря. На сегодняшний день одной из основных проблем развития Заполярья является отсутствие автомобильной трассы, связывающей Воркуту с другими регионами России, что в свою очередь затрудняет экономическое и социальное развитие всего региона.

10. Расскажите о себе, что считаете нужным сказать. Как Вы оказались в Арктике, как Вы в целом оцениваете свою жизнь в Арктике?

Воркута — моя родина. Я родился в 1966-м году в шахтёрской семье. Отец приехал на север с Брянщины, мама — из Кубани. Как и большинство моих сверстников-воркутинцев, я вырос в бараке. До сих пор тепло вспоминаю то время и считаю, что у меня было счастливое детство. Думаю, основным источником такого счастливого состояния был тот факт, что город строился. Условия жизни в то время были достаточно суровые, но все работали и жили одной дружной семьей, по-другому нельзя было построить этот город. Я хорошо помню, как горели глаза родителей: они были молоды, они строили наш замечательный город и чувствовали свою причастность к его судьбе, а потому они были счастливы! Думаю, что сейчас, с включением Воркуты в Арктическую зону, начнётся новый этап интенсивного развития нашего города, и такой же счастливый блеск в глазах появится у тех, кто работает в городе сегодня, и тех, кто будет строить Воркуту завтрашнюю.

Ещё раз подчеркну, что Воркута — моя родина. И для меня это лучший город на земле. Город, в котором живут прекрасные открытые добрые люди. Из интервью 31 октября 2013 года:

«То, что Воркута — мой родной город, где живут близкие мне люди, это лишь дополнительная ответственность и моральная нагрузка. В этом случае нет права на ошибку, хотя без ошибок невозможно. Приходится тщательно продумывать каждый шаг, чтобы не совершить какой-то оплошности. Гораздо проще, наверное, начинать с нуля на малознакомой территории. А если говорить в целом, то работа довольно сложная, нужно искать современные подходы и способы решения городских проблем. Дорогу осилит идущий».

Я твёрдо знаю, что Воркута — это город сильных и очень дружных людей, другие здесь просто не выживают. 13 лет работы под землёй привили мне чувство локтя, работа в Независимом профсоюзе горняков научила твёрдости в отстаивании интересов рядовых горняков. Я горжусь тем, что принял участие в разрешении одной из острейших проблем, которая существовала десятилетиями в Воркуте — переселение семей погибших горняков за пределы Крайнего Севера. Помочь этой категории семей удалось при личном участии Президента Владимира Владимировича Путина. Я участвовал в разрешении этой проблемы с самого начала и вплоть до отъезда последней такой семьи к новому месту жительства.

 Жизнь в Арктике закалила меня. Люди, с которыми мне посчастливилось работать на шахте и в профсоюзе, стали моими учителями на разных этапах жизни и непосредственно повлияли на формирование моего характера и личностных качеств. Я бесконечно благодарен им и бесконечно предан своему родному любимому городу.

 

Журнал Арктика и Север. 2015. № 19

 
Распечатать