Введение социальной нормы потребления электроэнергии не покроет расходов на ее администрирование, которые даже по расчетам двухлетней давности составляли 86 миллионов рублей, а сам механизм в пилотных регионах пока вызывает лишь массу вопросов и неудобств, в том числе и для потребителей. Такие выводы прозвучали сегодня на заседании «круглого стола» в Государственном Совете республики, в итоге депутаты выступили против введения нормы и пообещали отправить соответствующее обращение в правительство России.

Фото Ивана Федосеева

Как разъяснил заместитель председателя комитета по бюджету, налогам и экономической политике Иван Медведев, первое постановление о переходе на социальную норму потребления электроэнергии вышло в 2013 году, в соответствии с которым с 1 июля 2014 года социальные нормы расчета должны были начать действовать. Но Коми стала первым регионом, который этому порядку воспротивился, поднял ассоциацию депутатов Северо-Запада и получил их поддержку. В результате на январской сессии 2013 года было принято решение не вводить в Коми эту норму, затем вышло постановление, которое отодвинуло введение социальной нормы на два года до 1 июля 2016 года. Сейчас парламентарии снова активизировали работу, чтобы полномочия по решению о переходе на новый механизм были переданы на уровень субъекта.

Первый заместитель председателя регионального парламента Александр Макаренко напомнил, что по федеральному закону «Об электроэнергетике», а также правительства утвержден порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии.

– Основная цель введения социальной нормы – снижение уровня перекрестного субсидирования электроэнергии при одновременной социальной поддержке отдельных категорий граждан, – пояснил он, добавив, что сейчас работа по пилотному внедрению норматива идет в шести регионах страны.

Заместитель руководителя республиканской службы по тарифам Павел Секретарев сообщил, что за время реализации проектов сам механизм уже вызвал массу критики, так как обслуживание нормы требует высоких организационных и финансовых издержек, что ставит под сомнение главную цель – снижение перекрестного субсидирования.

– Уже было отмечено, что по пилотным проектам в шести субъектах до сих пор не выработана согласованная позиция. Оптимальным вариантом разрешения проблемы была бы передача на уровень субъекта РФ полномочий по принятию решения о целесообразности, самом механизме и порядке введения этой социальной нормы. На одном из последних заседаний правительства председатель правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что подобный вариант развития событий уже можно рассматривать как один из наиболее целесообразных, – заверил он.

По словам референта республиканской службы по тарифам Олега Рябинина максимальное снижение перекрестного субсидирования по самым позитивным расчетам может достигнуть только 30 процентов причем не менее, чем через 10 лет.

FED_76158.jpg

– Есть проблемы в части администрирования социальной нормы. Вроде бы, все должно администрироваться в штатном режиме, обмен информацией должен осуществляться в электронном виде между полномочными органами и организациями, но на практике такого не бывает. Как показал опыт Ростовской области, администрирование, по сути происходило в ручном режиме, населению лично приходилось подтверждать свой статус для того, чтобы к конкретному домохозяйству была правильно применена нужная социальная норма, – привел не самый успешный пример реализации инициативы представитель службы республики по тарифам.

Также он сообщил, что по расчетам двухлетней давности в Коми расходы на администрирование составляли 86 миллионов рублей в год.

– Кроме того, само введение социальной нормы не ставится в зависимость от тех или иных особенностей субъекта – разная нагрузка, разные тарифы. У нас не такая большая проблема с перекрестным субсидированием, чтобы обязательно нужно было вводить социальные нормы в ускоренные сроки, – высказал точку зрения республиканской службы по тарифам Олег Рябинин.

Заместитель министра строительства, ЖКХ и дорожного хозяйства Алексей Завьялов заявил, что в республике имеет место факт завышенного тарифа на электроэнергию, который по мере следования до региона возрастает в три раза и сообщил, что способы решить проблему имеются, для чего депутатам нужно поставить перед ведомством соответствующий вопрос.

FED_76159.jpg

– Федеральная сетевая компания передает мощность «Россетям», которым один киловатт энергии обходится в полтора рубля. Мы получаем на выходе по 4,5 рубля. Решение данного вопроса есть, хотелось бы, чтобы Госсовет обратил на это внимание и спустил вопрос к нам – как приобретать электроэнергию минуя ненужные для нас организации, которых между нами и поставщиком насчитывается пять-шесть, – предложил представитель Минстроя.

Иван Медведев рассказал об основных неудобствах, которые ожидают и ведомства, и потребителей. Дело в том, что по правилам, социальная норма для населения начисляется в зависимости от типа домов и количества проживающих в квартирах людей: шесть норм по количеству – от одного до шести человек в квартире плюс еще шесть норм по типу жилья. Итого – 36, однако в данном случае не учитываются дома с электроотоплением и домах с электронагревом воды, то есть в республике возможны как минимум 72 случая начисления социальной нормы.

– Это мы должны бы учитывать, но методика не позволяет, а человек с электроотоплением и электрическим нагревом воды будет платить втридорога. То есть по сути мы готовим социальный взрыв. Кроме того, в Коми имеет большое значение север и юг, также – летний и зимний периоды: летом мы будем норму не добирать, а зимой – перебирать. Методика этого тоже не учитывает. Еще одна проблема с администрированием: нужно каждый месяц знать, сколько человек живет в квартире – то есть ежемесячно запрашивать всю информацию, включая льготы, из четырех источников. Перекрестное субсидирование позволит снижать расходы на 80 миллионов, а стоимость администрирования – 86 миллионов, то есть овчинка выделки не стоит, – резюмировал заместитель председателя комитета по бюджету, добавив, что прошлым законопроектом Госсовет все же «подстелил овчинку» и оставил полномочия по установлению социальной нормы за собой, а не за правительством региона.

FED_761513.jpg

Председатель комитета Госсовета по бюджету, налогам и экономической политике Дмитрий Шатохин сообщил, что совместно со службой по тарифам Госсовет подготовил проект обращения в правительство РФ с просьбой предоставить право на самостоятельное принятие решения о целесообразности, механизме и сроках перехода на систему расчетов по социальной норме. Проект будет внесен на ближайшей сессии Госсовета 18 февраля.

FED_761511.jpg

– В тексте говорится, что у нас не достигаются, к сожалению, два главных эффекта – ни энергосбережения, ни перекрестного субсидирования. Также существует проблема администрирования – нас очень волнует ситуация с ведением базы, а в части мер социальной поддержки это постановление не учитывает проблемы и особенности регионов, – обозначил основные положения документа депутат.

БНК

 
Распечатать