На безбрежных просторах Большеземельской тундры, где за сотни километров невозможно порой встретить ни души, есть маленькая пристань для кораблей тундры и их капитанов. Вот уже почти два десятка лет в воркутинском микрорайоне Советском успешно работает единственное в своем роде государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Санаторная школа-интернат № 1» для детей ненецких оленеводов-кочевников.

За эти годы около восьмидесяти ребят, отучившись, вернулись в родные чумы. За время, проведенное в интернате, они не только получили необходимые им в современном мире знания. Что не менее важно – сохранили связь со средой обитания, сформировались как представители своего народа с присущим ему национальным самосознанием и миропониманием, подготовились к диалогу и восприятию других культур. И все укрепили здоровье, что в суровых, зачастую экстремальных условиях жизненно необходимо. При этом учреждение стало своеобразным культурным центром, в котором обучают взаимодействию с социумом не только детей, но и их порой неграмотных родителей. Сегодня здесь воспитываются и обучаются шестьдесят маленьких тундровиков в возрасте от 3 до 11 лет.

Возвращение в свой второй дом

«Основная причина трудностей в социальной адаптации детей-ненцев младшего школьного возраста – недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми, – считает директор школы-интерната Елена Лаптандер. – В результате у некоторых детей отмечается отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в общении со сверстниками. Наблюдения и анализ показали, что процесс социальной адаптации проходит нелегко, так как дети-ненцы предельно сдержанны в общении, немногословны, с трудом идут на контакт. Поэтому наше учреждение создает условия, которые являются важнейшими и решающими в социализации воспитанников. Это маленький островок, где бережно сохраняется и развивается национальная культура». Елена Лаптандер уверена, что сегодня воспитание детей коренных народов Крайнего Севера в условиях интерната семейного типа приобретает особую актуальность. Членов одной семьи – братьев и сестер – здесь независимо от возраста принимают в одну воспитательную группу. И опыт организации учреждения показывает, что данная система воспитания является одним из важнейших факторов решения проблем социализации детей-ненцев.

Сотрудники не без гордости делятся впечатлениями о том, как в начале учебного года ребята возвращаются в интернат, как в свой родной дом. Юные кочевники уже ждут, когда в тундру за ними прилетит школьный вертолет, без тревоги переносят путешествие, и вместе со старшими детьми спокойно себя ведут малыши-новички. Так, когда маленькая Эльза понемногу привыкала к новому месту обитания, рядом всегда были ее старшие братья и сестрички. Снежана и Саша подолгу сидели возле ее кроватки, если она не могла уснуть. Теперь Эльза чувствует себя уверенно и уже не так скучает по родителям.

Для того, чтобы ребята благополучно адаптировались после долгих каникул, просчитаны все нюансы. Это и игрушки с национальным колоритом, и особое меню. В первые недели после приезда в Советский маленькие «хозяева тундры» питаются в основном олениной, рыбой, ягодами. Постепенно рацион становится более разнообразным, и они с удовольствием уплетают творог со сметаной, дважды в день едят фрукты, любят и овощи. К весне ребятня заметно прибавляет в весе, у каждого еще больше круглеют щечки.

Всестороннее развитие с учетом национальных особенностей

Руководитель учреждения отмечает, что, попадая в интернатскую атмосферу, ребенок получает возможность не только адаптироваться к стационарной школьной жизни, но и формироваться как личность. Современные взаимоотношения школы-интерната и семьи выстраиваются на иных фундаментальных основаниях, и связь школы-интерната как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания обретает форму сотрудничества и союза. Учебно-воспитательная среда учитывает особенности национальной психологии, традиционные формы и методы народного воспитания, помогает ребенку осознать себя личностью. «Яркие черты наших воспитанников – это, с одной стороны, замкнутость, а с другой стороны – непосредственность, – говорит заместитель директора школы-интерната по учебно-воспитательной работе Виктория Мячина. – Они не избалованы цивилизацией, и мы видим массу положительных качеств характера. Это, прежде всего, коллективизм. У городских детей его в таком виде нет, они уже перестали общаться вживую, уткнувшись во всевозможные гаджеты. А здесь мимика, жесты – все дает понять, что это одна большая, очень крепкая семья, где буквально один за всех и все за одного».

Директор школы-интерната Елена Лаптандер рассказывает, что процесс сопровождения ребенка в условиях интернатного учреждения имеет ряд особенностей и предполагает несколько этапов. Это, прежде всего, создание атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви к детям со стороны воспитателей. Во-вторых, четкое и ясное понимание детьми своих прав и обязанностей, формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития. Кроме того, упор делается на формирование навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей в учебе и других видах деятельности. Затем акцент ставится на собственные интересы ребенка, его поддержку в социально приемлемых увлечениях. После этого формируется социальная позиция личности, личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А по мере поступления выпускников в другие образовательные учреждения обеспечивается их дальнейшее сопровождение педагогами, в том числе дистанционное.

Становлению национального самосознания воспитанников способствует факультативный курс «Зеленая тропинка». Особенностью этих занятий является их направленность на формирование нравственного сознания у воспитанников в единстве с поведением человека как части природы. Ценность «Уроков предков», «Зова тундры», «Лохорта» в том, что расширяется круг познания детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, что способствует накоплению экологических знаний, уважительному отношению к взрослым, формированию чувства гордости за свой род, желанию быть достойными своих предков. Вся воспитательная работа в школе-интернате основана на этнических принципах. Многие мероприятия уже стали традиционными: «Ань торово, интернат!» и «Лакомбой, интернат!», олимпиада по ненецкому языку, творческий конкурс «Воркута – оленьи тропы», праздник «Морошковый рай», различные презентации о жизни в тундре и своем учреждении.

Воспитанники школы-интерната уже давно стали завсегдатаями многих городских учреждений образования и культуры. Для горожан привычно появление маленьких представителей коренного народа во Дворце творчества детей и молодежи и школе искусств, в выставочном зале и Дворце культуры шахтеров, театре кукол и Цент­ре национальных культур. Специфика каждого учреждения позволяет существенно дополнять, обогащать процесс воспитания. А объединяющим фактором становятся народные традиции, ремесла, памятники и достопримечательности. Специалисты интерната не раз замечали, что организация деятельности кружков дополнительного образования существенно снижает вероятность асоциального поведения детей. И в самом интернате также ведется кружковая работа, которая способствует развитию творческих качеств личности, сохранению национальных ненецких традиций. Неудивительно, что многие воспитанники – активные участники и призеры муниципальных, республиканских, всероссийских творческих конкурсов.

Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя

Своеобразием отличается и физическое воспитание маленьких оленеводов. «Каким должен быть человек, если его жизнь связана с бескрайней суровой тундрой? – рассуждает Елена Лаптандер. – Конечно же, выносливым, ловким, сильным, терпеливым к холоду, эмоционально сдержанным. На протяжении многих лет наши педагоги изучали быт и образ жизни кочевников во время командировок в тундру. Полученный опыт позволил отразить национальные особенности кочевья, закаливания организма, поддержания иммунитета в условиях города».

Медсестру интерната Зою Киселеву огорчает, что сейчас не проводятся организованные медосмот­ры взрослых жителей тундры – эта практика прекратилась лет 30 назад: «Ненцы-кочевники в силу условий проживания лишены квалифицированной медицинской помощи. Они обращаются в больницу в случае крайней необходимости. При этом они не могут по-русски объяснить, а от волнения даже и показать, где и что у них болит. Не раз бывало, что выручали наши воспитанники, которые на время становились переводчиками. Так, бабушку с высоким давлением мы отсюда отправили к врачу. Ей было плохо несколько дней до приезда в интернат, но она вообще не представляла, как и куда обращаться в городе».

Специалистов санаторной школы-интерната беспокоит и то, что именно дети-ненцы представляют собой наиболее уязвимую социально незащищенную группу населения Севера. Среди главных причин этой проблемы можно назвать в первую очередь экстремальные природно-климатические условия, а также ухудшение экологической обстановки. Необходимо обратить внимание и на снижение жизненного уровня в связи с отходом кормовых угодий под промышленное освоение – ведь в итоге усиливается нагрузка на другие участки, они вырабатываются раньше срока, и эта цепочка распространяется по тундре все дальше и дальше.

Результаты различных медицинских осмотров свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей-ненцев ухудшилось. Наиболее часто встречаются заболевания верхних дыхательных путей, нарушения опорно-двигательного аппарата, кардионевроз, вегето-сосудистая дистония. Во время выездов в тунд­ру Зоя Киселева дает мамам-ненкам консультации по уходу за малышами, а массовый отказ от профилактических прививок, по ее словам, просто пугает.

Принимая во внимание состояние здоровья воспитанников, проведя анализ медицинских осмот­ров, совместно с врачом-педиатром был разработан план лечебно-оздоровительной работы в условиях санаторной школы-интерната. Намечено формирование национального самосознания в деле сохранения собственного здоровья при традиционном ведении хозяйствования. Педагоги и медики рассчитывают, что это те направления работы, по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья воспитанников, посредством формирования оздоровительного образовательного пространства, обеспечивающего укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия с учетом национальных особенностей.

Не всегда здоровье коренных северян можно укрепить непосредственно в Воркуте. Поэтому при необходимости после осмотра врачами дети выезжают в санатории. Это не только «Кедр» и «Лозым», находящиеся на юге Республики Коми, но и «Черноморская зорька» в Анапе. Первое путешествие на поезде в Краснодарский край стало для юных представителей вольного народа одним из самых незабываемых позитивных событий в жизни. В поездке не обошлось без баловства и веселья – дети есть дети. А увидев бескрайнее теплое море, почувствовав соленый вкус воды, ребятишки и вовсе испытали бурю эмоций и с округлившимися от восторга глазами вволю барахтались, брызгались, плескались. Тем радостнее было возвращение в милый сердцу северный край, в ставший родным интернат.

Спасибо милому интернату

Подводя итоги многолетней работы школы-интерната, его директор Елена Лаптандер не может не отметить ряд достижений. В учреждении созданы оптимальные условия для воспитания, обучения, укрепления физического и психического здоровья детей-ненцев. Педагоги характеризуются достаточно высоким уровнем профессионализма и компетентности, владеют ненецким языком на бытовом уровне. Просматривается положительная динамика во взаимодействии с ненецкими семьями, отмечается позитивная оценка родителями воспитательной работы. Воспитанники стали более раскрепощенными, заинтересованными в общении и обу­чении. Значительно сократилось время протекания адаптационных процессов.

В коллективе уникального учреждения не сомневаются, что именно интернат семейного типа есть и будет важнейшей сферой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за обучение и воспитание ребенка-ненца, его оздоровления, но и за воссоздание определенного образа жизни членов общества с учетом формирования полноценного этнического самосознания.

Подтверждением этому служат строки из письма выпускницы Татьяны Ледковой: «Милый, дорогой, уютный, маленький интернат! Я буду скучать по тебе. Спасибо тебе за ласку, за нежность. Я хотела сказать на линейке, но побоялась и стеснялась. Виктория Викторовна, благодарю за все, за чистое и заботливое сердце, за то, что вы дали мне возможность петь и танцевать. Вы были для меня как мама, и я вас никогда не забуду. Большое спасибо за ухаживание, за учение, Елене Михайловне спасибо за принятие в этот уютный дом. Поварам, младшим воспитателям, стиральщице, уборщицам спасибо. Это я еще половину не сказала. Всем-всем огромное спасибо от всего сердца. До свидания!»

 

Ирина Шарафутдинова
Фото: Камиль Шарафутдинов и санаторная школа-интернат № 1
ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф

 
Распечатать