Полномочия по обращению с бытовыми отходами передаются республике

С 1 января следующего года вступят в силу поправки в природоохранное законодательство, в соответствии с которыми будут перераспределены полномочия по обращению с бытовыми отходами – с муниципального уровня большая их часть передается республике. Что в связи с этим изменится и как будет организована работа по сбору и утилизации мусора, обсудили участники рабочего совещания в Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госсовета Коми.

В подробностях о грядущих изменениях рассказали председатель профильного комитета Сергей Артеев и  министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Роман Полшведкин.

Главная новация – заниматься сбором и утилизацией ТБО теперь будет региональный оператор, которого  выберут на конкурсной основе и наделят этими полномочиями на срок не менее чем десять лет.  Профильными ведомствами новой структуры станут комитет ЖКХ и министерство природных ресурсов.

Как стало понятно из последующего обсуждения, желающие попробовать себя на этом поприще в  республике есть, но когда будет объявлен конкурс и какие требования будут предъявляться к  участникам, пока не понятно. Известно лишь, что лицензию на деятельность региональный оператор  должен получить еще до нового года, после чего собственникам жилья будет предложено заключить с  ним договор на обслуживание.

Параллельно с этим должны быть разработаны территориальная схема обращения с отходами и  региональная программа, согласованные на федеральном уровне. Таким образом, субъекты Федерации  становятся главным звеном в обращении с твердыми бытовыми отходами, объемы которых с каждым годом  все возрастают.

Заместитель руководителя комитета ЖКХ Александр Лучшев обратил внимание на возникающие в связи с  этим проблемы:

– Давайте определимся, если это госуслуга, то она должна быть профинансирована. Кроме того, за  2015 год должно быть принято 28 подзаконных актов, на сегодня принято всего три. Времени остается  немного с учетом того, что мы должны опираться на соответствующие федеральные документы, а их  принятие запланировано на четвертый квартал этого года. Сейчас нормативы сбора, вывоза,  складирования мусора, утилизации никем не утверждаются – это постановления муниципалитетов 1990-х  годов. Создавая регионального оператора, нужно понимать, где источник финансирования, и определить  нормативы по законам. Определить, куда отвозить и складывать крупногабаритный мусор.

Беспокоит представителя комитета ЖКХ и то, каким образом региональный оператор будет заключать  договоры с населением на обслуживание, ведь для собственников жилья – это право, а отнюдь не  обязанность. Особенно проблематично пробудить сознательность у тех, кто проживает в частном  секторе.

Свое видение решения этой проблемы участникам совещания представил директор ООО «Экоспектр»  Николай Изюмский. Сегодня частники предпочитают собирать мусор и самостоятельно вывозить его в  городские контейнеры, а не заключать договор на регулярный вывоз своих отходов – они заказывают  мусоровоз лишь для уборки крупногабаритного мусора. Изменить их отношение, по мнению Николая  Изюм-

ского, можно, сделав выгодное предложение, закрепленное законодательно.

– Можно сказать, что сейчас мы наказываем людей за несоблюдение еще несуществующих правил. На мой  взгляд, эффективнее будет сделать им понятное, конкретное и выгодное предложение – недорогой  вариант вывоза мусора, который сегодня уже существует, и закрепить это нормативными актами. Причем  инспекторы и городовые не смогут решить проблему разговорами в индивидуальном порядке. Для этого  нужно, чтобы человек с административным ресурсом – глава поселения, мэр – объяснил, что и как  нужно делать, – заявил директор ООО «Экоспектр», заверив, что при такой совместной  заинтересованности государства и бизнеса проблема начнет решаться.

Один из недорогих вариантов вывоза мусора, который практикует «Экоспектр», – маркированные пакеты  для складирования ТБО.

– Приобретая 50 пакетов за тысячу рублей, частник может не беспокоиться за вывоз мусора –  наполненные мешки компания вывозит бесплатно, – поделился наработками предприниматель.

Николай Изюмский не стал скрывать, что претендует на роль регионального оператора. Уже сейчас его  предприятие готово опробовать этот механизм на территории Сыктывкара.

– Мы готовы предложить весь спектр услуг, и у нас есть понимание, как это будет работать, –  отметил он, имея в виду государственно-частное партнерство.

Особое внимание на совещании уделили состоянию полигонов и свалок. Как сообщил Роман Полшведкин, в  2014 году в республике образовалось семь с половиной миллионов тонн отходов всех видов. И это не  считая прежде накопленного мусора. Для размещения ТБО используются действующие свалки, еще шесть  новых полигонов находятся в стадии строительства. В четырех муниципалитетах запущен пилотный  проект по раздельному сбору мусора, заключены соглашения с предприятиями по приему и использованию  вторсырья. Начали работать установки по утилизации медицинских и биологических отходов.

Но при этом лишь 35 объектов размещения отходов включены в государственный реестр, и только восемь  полигонов ТБО отвечают требованиям закона.

– Проблем по свалкам много, начиная от определения собственника и заканчивая трудностями с  прохождением экспертиз. С каждым районом приходится работать в ручном режиме, – посетовал министр.  – Основная проблема: отсутствуют необходимые подтверждающие документы. Во многих муниципалитетах  отсутствуют даже хозяйствующие субъекты – как там официально размещаются отходы, это большой  вопрос. Действующие объекты зачастую располагаются на землях, категория которых запрещает  размещение свалок.

В прошлом году в Коми должны были завершить строительство шести объектов: полигона ТБО в  Сторожевске и двух площадок для хранения мусора в Корткеросском районе, трех площадок  складирования и временного хранения древесных отходов в Усть-Куломе, Мордино и Жешарте. Также  нужно было ликвидировать пять несанкционированных свалок (две – в Корткеросском, две – в  Койгородском, одну – в Усть-Куломском районе) и начать уничтожать склад коры в Лесозаводе под  Сыктывкаром. В планы входило продолжить строительство и обустройство восьми полигонов и площадок  хранения в Усинске, Койгородке, Корткеросе, Сизябске, Ижме, Подзе, Кажыме, Вежъю, Визинге, Усть- Куломском, Корткеросском районах и Сыктывкаре. Организовать раздельный сбор мусора планировалось в  пяти муниципалитетах: Прилузье, Койгородке, Корткеросе, Усть-Куломе и столице Коми.

В итоге удалось ликвидировать восемь свалок, завершить строительство шести и продолжить возведение  еще шести объектов размещения отходов, организовать раздельный сбор мусора в Койгородском,  Корткеросском, Усть-Куломском районах и Сыктывкаре. Не выполнены, как констатировал министр, две  задачи: склад коры остался на прежнем месте и не удалось организовать раздельный сбор мусора в  Прилузском районе.

В этом году, как напомнил Роман Полшведкин, средства, выделенные на программу из республиканского  бюджета, были оптимизированы. Объем финансирования на этот и последующие годы составил: на 2015-й  – 129,4 миллиона рублей, на 2016-й и 2017-й – по 126,4 миллиона.

На эти деньги в текущем году собираются завершить обустройство существующего полигона в Воркуте,  построить площадку хранения ТБО в Сизябске Ижемского района, закупить оборудование для площадок в  Корткеросском районе и ликвидировать склад коры в Лесозаводе. Как и предполагалось, строительство  сыктывкарского полигона под бытовые отходы в Мандаче, которое было намечено на 2015 год, в  программу не вошло.

 

Галина ВЛАДИС
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
Газета «Республика»

 
Распечатать