Она – здесь. И это уже чудо. Четыре недолгих дня в Воркуте пробудет частица мощей глубоко почитаемой верующими святой Матроны Московской. Святыня прибыла в Заполярье стараниями епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима, вкупе с усилиями местного духовенства. Ковчежец с частицей проделал долгий путь из Анапы и вернется туда вновь, после того как проедет по городам и весям Коми.

Надо полагать, ее не зря зовут матушкой и Матронушкой. Не Матроной, а именно Матронушкой. Обращаясь как к своей, персональной заступнице, притекая словно бы к последнему источнику надежды, к последнему, испытанному средству. Действительно, на Руси масштаб почитания прозорливой матушки воистину огромен. При том, что канонизирована она была совсем недавно – в 1999 году, в ее честь уже освящены более десятка храмов, часовен и церквей. Официально церковь возвела Матрону в ранг святых в 1999-м – это правда; однако люди канонизировали ее раньше – еще при жизни. Так случается, когда в сочетании слов «народная любовь» все истина. Так было с Сергием Радонежским и Серафимом Соровским, Иоанном Кронштадтским и Амвросием Оптинским. Так было и с ней. Кто же она Матрона Московская, святая блаженная старица, наделенная даром прозорливости, ниспосланным ей как бы взамен ее физической слепоты?

Матрона Дмитриевна Никонова родилась в Тульской области в далеком ныне 1881 году, в благочестивой, но бедной семье. Девочка появилась на свет хрупкой, маленькой и к тому же слепой. Обуза, да и только. Мать Матроны хотела было избавиться от нее, поместив чадо в приют князя Голицына, расположенный в соседнем селе. Она не была жестокосердна, но семья была бедна и многодетна. Приют в понимании женщины давал Матроне шанс. И быть девочке в приюте, если бы не вмешательство свыше. Согласно каноническому житию святой, ее спасло чудо – матери привиделся сон, в котором белая птица спустилась с небес и села ей на руку. Птица была слепа. Женщина решила для себя, что имела дело с провидением, и передумала избавляться от Матроны. И, как показала история, была права.

Подобно многим святым в земле Российской просиявшим, Матрона рано продемонстрировала свою богоизбранность. Согласно житию, уже к восьми годам в ней открылся дар, сколь великий, столь и страшный – прорицать и исцелять. С этого момента будущая матушка Матронушка не знала покоя: поток страждущих не прекращался ни на миг, вплоть до дня ее блаженной кончины и, как показала жизнь, даже после нее.

В детстве и юности Матрона имела возможность путешествовать – ее подруга, дочь местного помещика, девушка сердобольная и благочестивая, брала ее с собой в паломничество по святым местам. Она побывала в нескольких духовных центрах царской России – Псково-Печерской Лавре, Троице-Сергиевой Лавре, Санкт-Петербурге. Есть свидетельства того, что, будучи в Петербурге, она встречалась с великим подвижником отцом Иоанном Кронштадтским.

– Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена – восьмой столп России, – с этими словами, согласно преданию, обратился к ней святой отец Иоанн.

«Столпу» тогда не было и пятнадцати. Не пройдет и нескольких лет, как на голову юной подвижницы свалится новая напасть – к 18 годам и Матроны отнялись ноги. Так, слепая и парализованная, она пройдет весь путь, предначертанный ей судьбой (сама матушка, сказала бы, вероятно, что не судьбой, но Богом) – не ропща, не ища виновных и прославляя Бога.

Революция выгонит ее из родного села в Москву. К тому времени слава о девушке, необыкновенной духовной силы и выдающегося дара прокатится по всей Руси. К ней едут отовсюду, со всех концов страны. Едут за помощью. Она не отказывает никому, принимая по 40 человек в день. Живет Матрона где придется – у друзей, знакомых и незнакомых, духовных чад и сторонних людей. В быту – скромна, в общении – проста. Все свободное время принимает страждущих и молится. «Умное делание» не было для нее тайным – дар беспрестанной молитвы она имела с детства. Вероятно там, в глубине ее закрытой от посторонних глаз, но напряженной духовной жизни, в беспрестанной молитве искала она источник вдохновения и сил для того, чтобы нести свой крест. Наперсница матушки и ее «духовная дщерь», у которой старица снимала угол в Староконюшенном переулке, Зинаида Жданова так писала о ней:

«Матушка Матрона всю жизнь боролась за каждую приходящую к ней душу и одерживала победу. Она никогда не сетовала, не жаловалась на трудности своего подвига. Не могу себе простить, что ни разу не пожалела матушку, хотя и видела, как ей было трудно, как она болела за каждого из нас. Свет тех дней согревает до сих пор. В доме перед образами теплились лампады, любовь матушки и ее тишина окутывали душу. В доме были святость, покой, благодатное тепло. Шла война, а мы жили как на небе».

«Как на небе», тем не менее, не значит в стороне, на отшибе. Прошлое столетие было щедрым на события и скорым на расправу – как остаться в стороне, отстояться, отсидеться? Матушка всегда была рядом и чувствовала сам «нерв» эпохи. И, более того, испытывала тяжелую поступь XX века на себе. Сложно даже сказать, сколько раз с 1925 года – то есть с момента ее переселения в Москву – матушка чудом избегала ареста, всегда умудряясь быть на шаг впереди милиции. Происходящему вокруг безумству старица находила свое объяснение. Примечателен такой отрывок из беседы Матроны с все той же «духовной дщерью» Зинаидой Ждановой.

Зинаида Жданова: – Как же Господь допустил столько храмов закрыть и разрушить?

Матушка Матрона: – На это воля Божия, сокращено количество храмов потому, что верующих будет мало и служить будет некому.

Зинаида Жданова: – Почему же никто не борется?

Матушка Матрона: – Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие… Эта сила существует в воздухе, проникает везде. Раньше болота и дремучие леса были местом обитания этой силы, потому что люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением. Бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по их неверию и отвержению от Бога.

Матушка вела свою «духовную брань» с этими силами. Одна – маленькая, хрупкая, слепая и парализованная женщина; без крова, без угла, без поддержки близких (оба ее брата стали членами компартии), без денег, денно и нощно противостояла она царившему вокруг нее хаосу.

«Кто такая была Матронушка?» – справедливо вопрошает Зинаида Жданова в своей книге «Сказание о житии блаженной старицы, матушки Матроны».

И сама же отвечает:

Матушка была воплощенный Ангел-воитель, будто меч огненный был в ее руках для борьбы со злой силой. Она лечила молитвой, водой. Она была маленькая, как ребенок, все время полулежала на боку, на кулачке. Так и спала, по-настоящему никогда не ложилась. Когда принимала людей, садилась, скрестив ножки, две ручки вытянуты прямо над головой пришедшего в воздухе, наложит пальчики на голову стоящего перед ней на коленях человека, перекрестит, скажет главное, что надобно его душе, помолится.

Матушка всегда много учила, но мало учительствовала. В ее тоне не было назидания, принуждения, категоричности. Но было терпение, понимание и конкретика. Осталось не так много слов самой матушки, обращенных ею к миру. И даже те, что остались, – кратки, емки, если не сказать, скупы. И всегда по делу. Она была чужда громких обобщений, витиевато выстроенных размышлений, всякой зауми. Ее «философия» – «философия» святого человека – религиозна, практична, проста, что прекрасно иллюстрируют слова из акафиста Матроне: «Радуйся, слепотствующих умом мудрецов века сего посрамляющая». Вот некоторые из ее наставлений.

«Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»

«Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады».

«Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали».

«Не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого – расстроить человека, опутать мыслями».

«Мир лежит во зле и прелести, и прелесть – прельщение душ – будет явная, остерегайся».

«Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет».

«Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону».

«Враг подступает – надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом – Ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую – добрые дела. Чаще креститесь! Крест – такой же замок, как на двери. Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!»

«Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят».

И совсем уж мало у матушки пророчеств, во всяком случае дошедших до нас, то есть высказанных ею публично. В чем причина тому? Может статься, что старицу не сильно заботило будущее. Может быть, просто не было времени – блаженная Матрона принимала по 40 человек в день, с раннего утра и до поздней ночи. А если не принимала, значит, молилась. Да и вообще, апокалиптический пафос – не ее стихия. И, тем не менее, несколько слов отыскать можно. В разговоре с родственниками матушка говаривала так:

«Как мне вас жаль, доживете до последних времен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, и скажут – выбирайте!»

Мрачное предзнаменование, как следствие темной эпохи? Впрочем, Матрона сама была человеком неунывающим, и подобные горестные мысли не были присущи ей. А если и были, то она не торопилась распространять их. Напротив – не падая духом сама, она всегда призывала людей не отчаиваться и не унывать, а бодриться и верить:

«Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»

Так учила блаженная старица Матрона Московская. Как говорят очевидцы, смерть свою, 2 мая 1952 года, матушка предвидела за три дня. И боялась ее. Священник, причащавший ее перед смертью, и не поверил вовсе, задал ей вопрос: «Как, неужели и вы боитесь ее?» Матушка отвечала кратко: «Боюсь». И вот ее не стало. Но дух ее остался с теми, кто готов вверить ему свои самые сокровенные чаяния. Блаженная Матрона предрекала:

«После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»

И завещала нам:

«Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»

Призыв великой заступницы был услышан. Те, кто бывал в столице и пытался приложиться к мощам матушки, вероятно, согласятся с этим. Покровский монастырь найти легко – очередь к раке с мощами простирается на несколько километров. Привезенная в Воркуту святыня породила тот же эффект: поток людей к ковчежцу не прекращался ни на миг. С самого утра они шли, чтобы поклониться святым мощам, приложиться к тому невыразимому, что заботливо припрятано за прохладным стеклом металлического ящичка чьими-то трепетными руками.

Воркутинцы все шли и шли, заполняя собой Свято-Иверский храм, разделяясь во чреве его на прямые – те, кто к мощам, – и обратные – те, кто уже от них – потоки. Кто-то из любопытства, кто-то случайно, а кто-то, напротив – с верой и целенаправленно. Тех, кто уже приложился, от тех, кто только собирается, отличаешь без труда – это разные люди. Мысли их о разном, и глаза тоже смотрят иначе. Сколько слез, затаившихся в уголках этих глаз, можно видеть сегодня? Разных слез. Слез горя и радости, облегчения и скорби. И всегда – надежды…

Среди верующих ловко, но степенно лавирует отец Рафаил – прохаживаясь шагом бодрым и пружинистым, чего с кондачка, по обыкновению, не разглядишь в его походке. Обилие горожан, пришедших почтить мощи, радует глаз настоятеля.

– Людей много. Идут без остановки, – делится игумен. И добавляет:

– Так идут на Пасху. Такое же ощущение: поток людей идет и идет. Это говорит о том, что источник полон благодати, ведь к пустому колодцу не ходят. Матушка Матрона так почитаема в России, наверное, потому, что она явилась в то время, когда мы очень нуждались в духовной поддержке: отец Иоанн Кронштадтский уже почил, святителя Патриарха Тихона уже не было, – полагает отец Рафаил. – Были гонения на церковь, разрушения храмов, расстрелы священников. Именно тогда голос Матроны возвысился и стал укреплять людей, чтобы они не отчаивались и не унывали. Потом началась Вторая мировая война, и отчаяние посетило многих людей. Некоторые стали сомневаться, что Господь слышит наши молитвы. Но Матрона всех вразумляла и наставляла. За свои недолгие 70 лет она очень много сделала для нашего Отечества. Она вселила в людей надежду. Как говорила сама Матрона, веруйте в Бога, веруйте в то, что все возродится, что построят храмы, и мы вновь будем ходить молиться. И все исполнилось.

– Разговор о том, что было бы неплохо привезти частицу мощей, шел давно, но Покровский монастырь не раздает эти частицы направо и налево, – поясняет игумен Рафаил. – Нужно понимать, что такое частицы мощей. Когда святого угодника божия переоблачают, часть мощей отпадает. Это два-три кусочка, как правило. И только это они могут дать. Теперь представьте, какая очередь стоит за этими частицами. Среди желающих самые-самые значимые монастыри России.

И пусть весь мир подождет… Частица мощей пока в Воркуте, но только пока. Уже 11 числа святыня покинет Заполярье и отправится дальше, на радость православным Коми края. Тем же, кто хочет поклониться великой святой, необходимо поторопиться, 8 сентября она будет выставлена в Свято-Иверском храме, а уже 9-го и 10-го приложиться к ней можно будет в храме архистратига Михаила.

Вообще, процесс приобщения верующих к святыням настолько интимен, что всегда сложно говорить об этом сколько-нибудь секулярной речью. Но и высокопарным, восторженным языком тоже не скажешь. И, тем не менее, мы опрашивали воркутинцев на паперти храма. В поле нашего зрения попадали преимущественно те, кто уже приложился к мощам матушки Матроны. Нас интересовало, с чем горожане пришли к ней, а с чем ушли, какие эмоции при этом испытали, и какое место святая блаженная старица Матрона занимает в их духовной жизни.

Наталья:

– Я ездила к матушке Матроне в Покровский монастырь. Я была у нее на могиле. Я очень чту Матронушку и всегда в трудных ситуациях обращаюсь к ней. Я уверена в том, что матушка помогает всем, кто к ней обращается. И сейчас я просила о детях, конечно, о своих детях. О своих родных и близких. Просила здоровья и помощи во всех их делах. То, что я чувствую, похоже на очищение, на чувство благодати. Хотя я не могу этого объяснить.

Ирина:

– Я пришла с сильным волнением, почувствовала тепло… и волнение… Сложно описать словами! Когда просто ходишь в церковь – это одно, а сегодня все как-то по-особенному. Ведь в Воркуте такое впервые. Вообще, я посещала мощи Серафима Соровского, но приложиться к мощам матушки Матроны никак не удавалось. Не хватало времени. Хотя мы всей семьей любим и почитаем ее. Замечательно, что мощи привезли к нам в Воркуту. Я думаю, что желающих будет множество.

Альберт:

– Как вам сказать, что я почувствовал… Я полагаю, что тот, кто в это верит, получит то, чего просит. Меня, вообще, душой сюда тянет. Очень хотел попасть, приложиться к мощам и помолиться за себя и за других. Ведь такое событие происходит не каждый день. Хотя я только начинаю постигать все эти тонкости. Сейчас, чем больше я познаю, тем больше понимаю, что эти силы есть. И они нам помогают. Я считаю, что мощи Матроны в Воркуте – это тоже один из символов духовного возрождения России.

Галина:

– Я лежу в больнице. Мне позвонили, сказали, что привезли мощи. Я все бросила и побежала сюда – поклониться матушке Матроне, попросить о своих нуждах и поблагодарить наше духовенство. Я ощутила и ощущаю трепет, радость и волнение, как всегда при встрече с чем-то хорошим и добрым, чистым и обещающим исцеление. В моем сердце есть место не только для Матроны, но и для многих святых. Я часто посещаю церковь. С верой дышится легче. Я благодарю всех тех, кто поспособствовал этому приезду.

 

Артем Орлов
Фото: Елена Царанова
ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф

 
Распечатать