В Сыктывкаре завершился трехдневный международный семинар «Развитие и продвижение культурного предпринимательства в Арктике». Весомой частью встречи стали доклады руководителя проекта Центра саамского региона «Творческое применение побочной продукции оленеводства» Пиркки Хелены Лааксо и директора Академии культуры в городе Вильянди Анзори Баркалайа.

Фото Николая Антоновского

Форум «Развитие и продвижение культурного предпринимательства в Арктике» посвятили обсуждению проблем локальных бизнесов и их роли в процессе совершенствования северных территорий. В Академии госслужбы собрались предприниматели и практики, действующие на территории северных стран, представители культурных институций, госорганизаций, эксперты в сфере культуры и туристических отраслей.

Участники семинара разделились на три группы, каждая из которых обсудила современную структуру индустрии и проектно-предпринимательские инициативы в Коми. На первый день семинара приехали представители ремесленного производства из Сыктывкара, Прилузского и Корткеросского районов, сел Усть-Кулом и Выльгорт. Группы должны были нарисовать карту проектов и инициатив и составить схему индустрии с обозначением проблем. Одна из групп отмечала национальный колорит на территории республики – все производство разделили на два округа. Первый с центром в Воркуте, где перерабатывают пушнину, а второй – на юге Коми с центром в Сыктывкаре. Во втором округе производство оказалось более разнообразным: деревообработка, ткачество, узорное вязание, обработка капа, лозоплетение и валяние обуви.

Но до конца дискуссия и рисунок карты закончены не были, так как все решили предоставить слово гостье из Финляндии Пиркке Хелене Лааксо. Перед выступлением Хелена сказала, что нужно «задобрить публику», и разнесла по рядам небольшую пачку черники в шоколаде. А затем с помощью переводчика прочла доклад об оленеводческом туризме и арктическом дизайне Лапландии.

– Что отличает арктический промысел? Во-первых, это, конечно, туризм, а во-вторых, оленеводство. Но оленеводство больше необходимо в связке с туризмом, а для жизнеобеспечения оно не очень выгодно, – отметила Хелена.

С города Рованиеми начиналось развитие туризма в Лапландии, там же был «задуман» всем известный Йоулупукки. Сейчас на финского Деда Мороза приезжают посмотреть более 500 тысяч человек. Современный туризм в Лапландии также неотделимо связан с отраслями производства и приносит ежегодно до 500 миллионов евро. Четыре миллиона туристов каждый год съезжаются с юга Финляндии, России, Европы. Среди туристов в Лапландии больше всего жителей Азии – они приезжают, чтобы увидеть снег, северное сияние и оленей.

– Двадцать лет назад мы и представить не могли, чтобы нашелся какой-нибудь ненормальный и приехал к нам в январе на север. Теперь же это самый горячий туристический сезон, – поведала докладчица.

В Финляндии говорят, что отдаленные деревни «согревают олени», которых в Лапландии насчитывается порядка 200 тысяч. Основной доход идет от продажи мяса – примерно 2,5 миллиона в год. Но это и имиджевый элемент лапландского региона – туристы приезжают, чтобы просто покормить оленей, покататься на санях и поучаствовать в оленеводческих соревнованиях «бросок тынзяна».

По словам Хелены, приезжают в Лапландию еще и потому, что там безопасно, исторически не было пугающих конфликтов, чистая экология, хорошие дорожные коммуникации и красивая природа.

Особенно интересен подход финнов к рукоделию. Они уделяют внимание не готовым сувенирам, а именно их изготовлению. Клиенты сами мастерят изделие, даже высокопоставленные руководители не чуждаются этого новшества, а сидят и старательно мастерят игрушки. Как считают финны, знание культуры легче передать через процесс работы.

В Финляндии сейчас примерно 30 тысяч предприятий, занимающихся рукоделием, из них 500 – в Лапландии. По госстандартам Финляндии, каждый желающий работать в этой сфере обязан пройти обучение и стать специалистом в области предпринимательства.

ANT_0539.jpg

– Многие считают, что арктический дизайн – это только снег и лед, – пошутила Хелена. – Но на самом деле это означает «фирменные» изделия какого-либо предприятия. Это не только традиционные техники изготовления, но и они могут объединяться с новейшими течениями и тенденциями моды.

Пиркка Хелена Лааксо посоветовала начинающим мастерам для успеха выработать свой стиль изготовления, некую технологию, которую нужно держать в секрете, чтобы избежать копирования. Нужно готовить серию узнаваемой продукции и использовать материалы местного производства. И ни в коем случае нельзя стесняться показывать и продавать свои изделия, для начала хотя бы выкладывать фотографии своего творчества в соцсетях.

Итогом речи гостьи из Финляндии стало сообщение об арктическом дизайне из оленьих материалов. Как известно, разведение оленей является безотходным производством, все находит практическое применение. В Финляндии есть цех переработки оленьих шкур, где обучаются и арендуют помещения мастера рукоделия. Оленью кожу используют для украшения музыкальных инструментов, одежды, из шкур оленя шьют меховую обувь. Кроме того, украшения и предметы интерьера делают из рогов этих животных. Сейчас один килограмм рогов стоит 16 евро, поэтому каждый оленевод очень трепетно относится к этому уникальному материалу. Детские игрушки делают из копыт и костей голени.

ANT_0537.jpg

Заключительный день семинара был посвящен стратегиям продвижения и кооперации. Участники обсуждения делают большой упор на экотуризм. Они разработали план достижения успешного предпринимательства в Коми. Для начала нужно составить карту-реестр, где будут все мастера республики. На второе место участники поставили организацию выставок и конкурсов, призом которых была бы возможность сделать заказ изделия. Немаловажным для предпринимательства является и проведение муниципальных встреч с творческо-туристическим сообществом, создание лагерей в этнопарке, которые бы собирали смены, например, дизайнеров.

Однако эстонский гость, директор Академии культуры в городе Вильянди Анзори Баркалайа в своем докладе предупредил хозяев встречи:

– Я бы на вашем месте на культурный туризм так не нажимал, потому что прибыль от этого довольно маленькая.

Анзори рассказал о креативной индустрии Эстонии с помощью схемы. На первом месте там находятся творческие личности, затем финансирование проектов мастеров, а завершающий этап – дизайн и применение к изделиям новейших технологий.

В этой стране все еще действует советская система «пятилеток». В 2005 году эстонцы составляли «карту мастеров», после этого за проект взялись экономисты и маркетологи – они рассчитали сумму, которую нужно вложить.

По словам Анзори, многие художники, музыканты, дизайнеры тогда стали бунтовать:

– Они не понимали, как это продавать свое чистое искусство за «грязные деньги». Прошло три года, пока они привыкли к этой мысли.

В итоге создали три креативных «инкубатора», чтобы творческие люди могли привыкнуть и адаптироваться в предпринимательской среде. В конце «пятилетки» стали создаваться центры по разным творческим направлениям. На весь процесс было потрачено 6 миллионов евро. В нынешнюю «пятилетку» эстонцы выделили на креативную индустрию 7,5 миллиона, не считая дополнительных услуг вроде стартапа.

ANT_0543.jpg

В Эстонии предпринимательство связано с музыкой, рукоделием и металлообработкой. По словам Анзори, эстонцам сильно помогала Финляндия, они учились на опыте финнов. Там популярно соединять разные сферы искусства и вести их в одном направлении, например, музейное дело с туризмом. В Эстонии, как и в Финляндии, каждый студент вуза обязательно проходит курс предпринимательства. Студенты всегда знают, где будут работать завтра. Специалисты в своих дипломных работах воссоздают старинные постройки, шьют копии текстильных изделий, изучают национальный колорит родной страны. Один из студентов изучил все виды бань, а на дипломной работе представил полностью собранный проект бани по-черному. Наиболее яркий проект был сделан студенткой, которая шьет сувениры из половых органов баранов.

– Эта девушка, наверное, кому-то мстит, – пошутили в зале.

Анзори сказал, что вначале покупатели очень радуются изделию, но, узнав о материале, люди в шоке роняют поделки из рук.

ANT_0553.jpg

Особенно хорошо развита в Эстонии музыкальная индустрия. Все популярные творческие коллективы не только выступают на фестивалях народной музыки, но и преподают в высших учебных заведениях. Особенно много прибыли приносит фолк-фестиваль в Вильянди. По словам Анзори, за время фестиваля местные рестораны получают прибыль как за четыре месяца. Каждый год в конце июля на четыре дня население небольшого городка увеличивается до 36 тысяч.

– Основная масса – это сами музыканты, – пошутил директор Академии культуры в Вильянди.

В заключение он посоветовал семинаристам рассчитывать сразу на внешний рынок, а не развиваться только в Республике Коми – «самому себя за волосы не поднять», как образно выразился Анзори.

Пиркка Хелена Лааксо похвалила заинтересованность слушателей, поблагодарила за приглашение и напутствовала участников словами:

– Вы должны понимать, что такое коми бренд. Без этого понимания у вас никакая задумка не дорастет даже до этапа проектирования.

БНК

 
Распечатать