- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

Из блогов БНК: «Изучение коми языка в Воркуте можно сделать факультативным»

Председатель Общественного совета Воркуты Владимир Тищенко в своем блоге на БНК «от имени народа» сообщает, что изучение коми языка в воркутинских школах не должно носить обязательный характер.

Фото предоставлено Владимиром Тищенко

«Начнем с того, что определимся в понятиях: 

1. Русский язык — официальный язык Российской Федерации, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН, общее число говорящих 810 000 000 человек (по данным ЮНЕСКО). 

2. Язык ко́ми — язык народов коми-зырян и коми-пермяков. Распространен в Республике Коми и Пермском крае, частично на северо-востоке Кировской области, на Кольском п-ове и в разных районах Сибири. Число говорящих 219 000 чел. по итогам переписи 2010 года). 

3. Республика Коми – образована в 1921 году, как край известна с 1380 года времен Стефана Пермского, территория на момент контакта с русскими – земли бассейна Печоры и Сысолы. 

4. Город Воркута в составе Республики Коми – в 1943 году Воркута включена в состав Республики Коми. Территориальное включение земель Воркутинского района в состав АССР – 1936 год. 

5. Соотношение в процентах по принадлежности к языковой группе на территории Коми: русские – 65,1%, Коми – 23,7%, иные – 11,2% (по данным переписи на 2010 год). 
6. Соотношение русских и иных языковых групп по отношению к коми в городе Воркута: коми – 1,9%, остальные – 98,1%.

Все использованные понятия и определения взяты из официальных источников в открытом доступе.

Теперь пойдем по сути вопроса. И начнем с того, что народы Коми – одни из древних народов на территории северных земель, сохранивших свой язык и культуру, и этот факт неоспорим. Теперь так же не будем оспаривать факт того, что территории севернее Печоры никогда не были под влиянием культуры коми (по официальным данным на сегодняшний день), и в этом мы поставим точку, и вопрос морального права внедрять на территории города Воркуты культуру и язык коми – закрыт. 

Относительно того, имеет ли право Республика Коми ввести обязательное изучение коми языка на территории Республики Коми – да, имеет. Должно ли быть изучение коми языка – да, сегодня это малый язык, и нужно его учить, чтобы он не исчез. Но теперь суть проблемы: русское население города Воркуты, равно как и других национальностей, просит власть Республики Коми: «Процесс изучения коми языка на территории города Воркуты производить факультативно, то есть в добровольном, не обязательном порядке». Имеет ли право население, не имеющее культурную и языковую принадлежность к коми, а равно проживающее не на исконной территории Коми, а административно включенной, требовать это? По моему мнению, имеет полное право. 

Государственность Коми началась в 1994 году, ровно с момента принятия Конституции и образования республики, тогда же и появились символы государственной власти – герб, флаг, гимн. Язык коми существовал раньше, и даже, вполне возможно, раньше, чем современный русский язык, но отмечу, что возможность стать вторым государственным он получил только с 1994 года. 

Как мы видим, Воркута и ее население, были включены в Республику Коми намного раньше – в 1943 году. Соответственно, никто из проживавших на территории Воркуты в составе Коми о наличии возможности резкого появления территориального государственного языка коми не знал и не мог знать. Более того, те граждане, которые включали Воркуту в состав республики Коми, тоже этого не знали. Не знал об этом и я, как и большая часть граждан в Советском Союзе. 

Государственный язык Коми – что это? Многие видели его в свидетельстве о рождении, но думали, что это опечатка. Народ коми достоин и собственного языка и собственной государственности, но при этом я задаю вопрос, причем здесь люди, которые считают себя россиянами и живут на территории, никогда прежде, до 1939 года, не относившейся к территории Коми? Я совершенно уверен, что решение ввести на исконных землях Коми изучение коми языка – идея совершенно здравая, и это действительно нужно, но при чем здесь 700 тысяч жителей из 900 тысяч, не имеющих к коми совершенно никакого отношения. 700 000 тысячам говорят – не нравится? Ну, это ваше дело, помочь ничем не можем, поезда в другие регионы ходят исправно. Особенно возмущает то, что любые разговоры о протесте введения ОБЯЗАТЕЛЬНОГО изучения коми языка приравнивают практически к сепаратизму на национальной почве!

Теперь пойдем к теме того, как аргументируют протест против обязательного изучения коми языка простые граждане, и тот, кто говорит об этом, и тот, кто боязливо молчит.

1. Аргумент (в образовании) – отсутствие методических материалов в открытом доступе для родителей, что не позволяет оказывать помощь ребенку в работе над домашним заданием. (И не надо говорить о том, что где-то там, в интернете, есть какие-то словари и их как-то можно найти, мы все-таки говорим о системе образования!)

2. Аргумент (в образовании) – трата времени и сил ребенка на изучение языка в системе нагрузок общего образования без практической аргументации этого.

3. Аргумент (бытовой) – практически полное отсутствие бытового применения языка, как следствие, полное непонимание в необходимости изучения и через год потеря языковых навыков, что фактически определяет второй аргумент.

4. Аргумент (практический) – грамматика в коми языке, ударения и правила писания негативно сказываются на формировании изучения русского языка, в данном случае многие родители утверждают, что более спокойно относились бы к данному вопросу, если бы изучение происходило в старших классах, после того как была сформирована правильная русская речь. (Если непонятно, о чем я пишу, то милости просим, посетите исконные земли Коми и послушайте их речь, вы все поймете сами, грамматика и ударения слышны очень четко, отмечу знаки ударения у коми: вОскресение, бОльница, Образец, а про Ы я просто промолчу)
Вот основные аргументы, которые я знаю. Может быть, есть и еще, но мне пока очевидны эти четыре.

И в очередной раз я скажу, что культура народа коми уникальна, интересна, насыщенна, язык этой культуры интересен и применим, но только есть нюанс – я этого не знаю и не вижу! Я думаю, что за обязательным введением изучения языка коми стоит что- то политическое, умасливание каких-то групп влияний?

Вполне возможно, что коми более сплочены, а мы русскоязычные более податливы и менее активны, но все же, если этот опус читает кто-либо из министерства образования или из правительства РК, пожалуйста, дайте аргументированную справку о данной ситуации и почему нельзя в Воркуте это сделать факультативом? Либо устранить четыре аргумента и создать нормальную, понятную систему, в которой бы даже мысли не возникло задаться вопросом – почему и зачем? Естественно, что правители хотят иметь контроль над электоральной группой в 200 000 человек, а остальные 700 000 просто не заслуживают этого внимания, ну здесь мы виноваты сами – надо все же организованней ходить на выборы. 

Мне нравится тот вариант, что из нас ходят сделать коми, заставив говорить на коми языке, идея очень интересна, потом рассмотрим перевод на коми язык постепенно Вологодской, Кировской, Московской областей, а там, глядишь, и в Нью-Йорке, и Лондоне заговорят на коми. Да, это все печально, хоть и смахивает на мировое господство. 

Почему вам, уважаемые коми-ястребы, не пойти другим путем, путем интереса к культуре и языку как выражению этой культуры? Почему не сделать историю коми интригующей, захватывающей, чтобы в мыслях ребят были не ниндзя и викинги, а оленеводы и простые коми воины? Я понимаю, что история коми и их жизнь равносильны ситуации в институте благородных девиц в 1874 году, тут всегда было спокойно и тихо, а о воинственности коми легенды ходили только в районе Марса, потому на Земле никто не слышал о великих воинах коми. Давайте все же установим еще один факт, культура коми никоим образом не повлияла на становление России и ее культуры, и более того не повлияла на становление Республики Коми, ее экономической и социальной структуры. 

Теперь, конечно, легко, когда создан агропромышленный, добычной и эксплуатационный комплекс, начать внушать: коми культура – это сила! Но давайте не будем забывать, что построено все ссыльными из числа русских и других национальностей многонационального СССР, приезжими на заработки людьми, имевшими самое смутное представление о коми и их государственности. В 1939 году количество коми – 190 000 человек, сегодня 200 000, за 75 лет рост 10 000. Господа, давайте признаем, что коми народ ассимилирует с другими национальностями, и процесс этот неумолим, а попытка научить говорить на коми языке другие национальности не сделает эти национальности коми народом, и не появится в сердцах их – Зарни ань. 

Коми-ястребы совершенно правы в том, что в соответствии с Конституцией Республики Коми они это могут сделать, ввести изучение коми языка, но есть нюанс, могут ли видеть жители города Воркуты итоги референдума по рассмотрению проекта Конституции на территории Воркуты в период до 1994 года? Или протокол общественных слушаний проекта Конституции, того же периода? Ответ очевиден. Так у меня вопрос, если изначально сама государственность Коми вводилась через пень колоду (русская поговорка, кстати), то почему бы коми-ястребам не пойти было путем цивилизованным? Допустим, провести референдум по вопросу введения коми языка как обязательного к изучению в общеобразовательных школах России, расположенных на территории Республики Коми? Или провести общественные слушания? Хотя, наверное, это не совсем соответствует понятиям о демократии. Ну да ладно, привыкли так работать чиновники, ну что ж с этим сделать. И вот тут основной вопрос, кто больше страдает национальным шовинизмом: тот, кто, прикрываясь законом, заставляет учить чужой язык, или тот, кто, прикрываясь здравым смыслом, говорит, что хочет это делать добровольно? Цинизм он и в Коми – цинизм.

Воркута – город юмора и сатиры. Конечно, введение коми языка дает большой толчок к написанию сценариев КВН. Скоро, я думаю, появятся огнетушители с коми переводом, в аптеках высоко сатиричные граждане потребуют предоставлять аннотации к лекарствам, конечно, с коми переводом, а отказ в предоставлении позволит работникам прокуратуры сократить свой сон еще на пару часиков. В компьютерных салонах будут требовать клавиатуры на коми, операционные системы на коми, телефоны с коми набором и т.д. и т.п. Что ж, дурная голова – ногам покоя не дает (русская народная поговорка, кстати).

Побегать придется многим, зато есть плюс: движение «Коми войтыр» улучшит свое материальное положение на осуществлении переводов для судов, МВД, прокуратуры и всех остальных организаций, которые теперь должны отвечать и на втором государственном языке. Я представляю, что будет, если такие запросы на коми языке пойдут в Москву! Бедные, бедные управляющие компании, мало того что теперь нужно писать квитанции на коми языке, а так еще вдруг какой-нибудь вдохновленный житель перестанет платить, а потом в суде обоснует это как то, что ему не предоставлялись квитанции на коми языке, а он не понимал, что написано на русском, имеет право! Или ученик, который, написав домашнее задание по истории на коми языке, доведет до истерики преподавателя истории, не учившего коми язык. Родители учащихся начнут наперебой названивать в министерство национальной политики с требованием перевести тот или иной текст в связи с отсутствием методических материалов. Общественные организации выступят с требованием перевести тексты обращений граждан ввиду отсутствия у общественников денег, надо будет им помогать. И многие другие, обычные и приятные нюансики, создаваемые руками чиновников, которым лень что-либо нормально реализовать, так, скажем, учитывать все аспекты реализуемого.

Почему бы вам, чиновники республики, не сделать элитарным коми язык, начните говорить на нем сами, а потом, может, и народ подтянется.

Я хочу обратиться к коми народу: уважаемый коми народ, проявите уважение к другим национальностям, потребуйте отменить обязательное и ввести факультативное обучение коми языка. Быть может, тогда, когда вы проявите свою толерантность, при этом имея законные основания ее не проявлять, я пойду и куплю учебник коми языка, чтобы выучить ваш язык и сказать каждому коми, которого я встречу на своем пути: «Здравствуйте, спасибо вам, я уважаю ваш народ». И на этом не остановлюсь, так как в такой позиции мне придется выучить и другие слова, чтобы общаться с человеком коми национальности на понятном для него языке, из уважения. И выбор такого общения на коми языке будет – добровольным!»

БНКоми

Comments Disabled (Open | Close)

Comments Disabled To "Из блогов БНК: «Изучение коми языка в Воркуте можно сделать факультативным»"

#1 Comment By Filippovich On 31.10.2014 14:59 @


Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

В давние времена, когда появился Homo Sapiens, люди имели единый язык, стали развиваться и поумнели до того, что захотели посмотреть, что там на небе. Начали строить Вавилонскую башню.
Богу это не понравилось и он раздал множество языков. Люди перестали понимать друг-друг и строительство прекратилось.
Люди превратились в Homo Debilus.
Языки разъединяют! Так пусть остаются только в музеях…

Согласен 0 Против 0

#2 Comment By для Filippovich On 02.11.2014 01:15 @


Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

По сути вопроса,хотелось бы услышать Ваше мнение…

Согласен 0 Против 0

#3 Comment By Антон On 02.11.2014 08:44 @


Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Молодец Тищенко! Прав на все 100%!!!

Согласен 0 Против 0

#4 Comment By С мнением On 02.11.2014 10:13 @


Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Я полностью согласен с автором… Я не Коми ..я уважаю народ но считаю что требовать в принудительной форме изучение языка нашими детьми является национализмом.

Согласен 0 Против 0

#5 Comment By Владимир Уляшев On 02.11.2014 19:46 @


Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

«Уважаемые родители г.Воркута!

Ваше обращение по поводу отмены 1 (одного) урока в неделю по предмету «Коми язык» наделало много шуму в интернете… Правда, надо честно признать, основной «шум» присутствовал прежде всего на тех ресурсах, где разрешено анонимное комментирование. От вашего имени было сказано много… И, наверное, пришла пора поговорить спокойно и аргументированно и лично с вами.

Начать, наверное, следует, как и обычно, – с начала. С того момента, как было задумано и написано Обращение от вашего имени. И разделить весь процесс на три периода:

1.Составление Обращения

2. Сбор подписей

3. Публикации в СМИ и обсуждение в интернете

К пункту номер 2, думаю, вопросов нет – пришли и поставили подпись под Обращением на собраниях, в торговых точках, иных местах… А вот с первым и третьим пунктами – не совсем все ясно…

Кто инициаторы письма? Что их заставило написать письмо от имени жителей Воркуты и почему в это время? И какие цели они преследуют? – ответов на эти вопросы пункта нумер адын пока – нет.

Я, думаю, вам, уважаемые родители г.Воркута, эти ответы должны быть интереснее, чем кому-либо. Если Вы ставите свою подпись под документ, то имеете право знать, с какой целью создан документ и каким образом будет использован этот документ с Вашей подписью.»

_________________________________
Мое письмо к родителям Воркуты (читать полностью на – комиблог.рф/?p=4718):
“Шумовая граната” – в толпу зевак

Согласен 0 Против 0

#6 Comment By Писаки On 03.11.2014 08:11 @


Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Уляшев явно против отмены обязательного изучения коми языка. Предлагаю не обращать внимания на его провокационную писанину. Этот человек никогда не будет отстаивать интересы наших детей.

Согласен 0 Против 0

#7 Comment By Татьяна On 04.11.2014 09:45 @


Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Уважаемые, я, как и большинство родителей, считаю, что коми язык нельзя вводить со 2 класса да ещё сразу с отметками… Детям нравятся занятия по коми, потому что педагог нашей школы № 35 Воркуты делает всё с ними на уроках в интересной форме и домой остаётся мало, и то только повторить… и тем не менее ученикам трудно, а самое обидное, что не нужно. Со 2 класса начинается русский, английский и коми языки…ЗАЧЕМ? Как младшему школьнику усвоить всё и сразу?
[отмодерировано]

Согласен 0 Против 0

#8 Comment By Владимир Уляшев On 04.11.2014 19:17 @


Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Не хотелось мне вступать в эту полемику. Языковая проблема – это сложный фактор нашего общего существования и фактор сохранения внутреннего статус-кво. Кто мы? Мы и коми и русские, мы – такая интернациональная форма сообщества, в которой не может быть доминирующего языка и доминанты в поведенческой или политической реакции.

Вспомнился один случай. Как-то сопровождала детей организации «Вычегдалесосплав». Возле аэропорта был небольшой гостиничный корпус, куда нас благополучно заселили. Нас встретила очень приятная пожилая женщина – истинно русская красавица, которая заговорила с нами на чистейшем коми языке. Мы устроились в номере и вечером, за чаем, кто-то из детей спросил:

– А почему Вы так хорошо говорите на нашем коми языке? Вы – коми или русская?

– Это была необходимость. Когда я приехала учиться в институт сюда – все студенты были коми и я их не понимала. Мне было очень плохо – они говорят, а я не понимаю. Хотелось поддержать разговор. И вот…я сказала себе – буду учить коми язык. Училась сама, самоучка я. Вначале в нашей группе надо мной подтрунивали, потом перестали. Моя языковая практика продолжалась уже в работе. Так я овладела коми речью!

А второй случай происходил уже со мной. Когда меня отдали в школу, в коми класс, пришел папа и на следующий день взяв меня за руку перевел в русский класс. Потом, когда прошло несколько лет, я спросила его:

– Почему ты перевел меня в русский класс? Ты же коми!

Папа подумал и сказал:

– Коми язык очень сложный. Там куча падежей…замучаешься. Пусть у тебя будет больше свободного времени – говорить на коми ты и так умеешь…

Прошли годы. Я не чувствую себя коми. Живу в Коми, но я «КЫДЬЯ РОЧ»…

А теперь, выдохнув и набрав воздуха в легкие, скажу: не надо насильственно внедрять любой язык. Для его изучения должна проснуться НЕОБХОДИМОСТЬ. И это факт: сами коми уже «забывают» коми язык, скажем, проживая в Сыктывкаре. Встречаясь с бывшими коми поселянками, вижу и слышу:

– Здесь город, переходи на русский!

И мы переходим на русский. А она и говорит и мыслит, коверкая русскую речь – и сердце мое болеет о том…

Дети мои учили коми язык. В этом я им была плохой помощник и даже ходила к директору с просьбой – прекратить их обучение. Это было, но директор школы не стал обращать внимание на проблему. Это мое разочарование было преодолено одним впечатлением. Как-то, возле магазина «ЦУМ» мы с детьми разговаривали на коми (а проживая в селе, они имели хорошую разговорную практику), как к нам буквально подскочил смуглый южанин и спросил:

– Ай! Два дня хожу в Сыктывкар и не видел КОМИ! Где же они, думал я? Почему в Чечне есть чечены, в Дагестане мы говорим на разных языках – я на аварском, а в коми – нет коми речи? Так вот вы какие, коми! А как красиво звучит ваш язык!

Тут он ушел, но буквально сразу появился другой – толстый пожилой дядечка и сходу заявил:

– Атте, мый велоданныд челядьто: коми о:н сернитны! (Спасибо, что учите детей коми языку)

И вот теперь, имея печальный опыт родителей и родительства, имея русское самоосознание и русскую мысль, привитую мне в стенах родной школы, часто чувствую себя чужой среди своих и родной среди «чужих». А к кому только меня не причисляли – к евреям, украинцам, русским. Поэтому, теперь я считаю себя русской коми, а муж мой в шутку себя величает «коми хохол», ну а дети видят себя уже «чистыми коми».
Нельзя коверкать язык! Я против насильственного внедрения новых «коми» слов в язык моих предков. Нельзя его искусственно культивировать и на неподготовленной почве . Считаю, это должен быть осознанный выбор только родителей. А сам народ, для осознания своей роли должен быть в законной роли охотника, рыболова, землепашца…Законной! Те, только тогда, когда он сохранит родную деревню, лес, пашенку и будет хозяин своей КЕРКИ, он станет обладать самоосознанием себя в этом мире и перестанет стесняться…

А чего, собственно, стесняться?

Автор – Любовь
http://blog.bnkomi.ru/post-13262/

Согласен 0 Против 0

#9 Comment By Filippovich On 06.11.2014 14:07 @


Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Ну, неужто не ясно?
В познании языка нужна способность к изучению языков! Есть люди, способные к этому и знают много языков. Другим же это трудно даётся. А время отнимается для изучения необходимого материала.
Меня уже давно это не касается. Да и детей, внуков. Но знаю по рассказам тех, у кого детей заставляют изучать. Причём, это ведь бесполезно и даже вредно отвлекать! Ведь применять его нЕгде на просторах России!

Согласен 0 Против 0