- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

Гражданский форум: итоги и программа дальнейших действий

Все предложения по активизации общественного контроля, выработанные на VIIГражданском форуме, после их систематизации и доработки будут направлены в органы власти республики и станут руководством к действию как для общественников, так и госструктур. Об этом заявила председатель Общественной палаты Коми Галина Киселева, открывая заключительное пленарное заседание форума, на котором его участники подвели итоги дня, насыщенного обсуждениями и дискуссиями.

Фото Ивана Федосеева

О том, что стало предметом разговора на секциях, а самое главное – о прозвучавших предложениях рассказали модераторы тематических площадок.

Первой о проделанной работе отчиталась руководитель секции «Роль информационно-коммуникационных технологий в осуществлении общественного контроля» Юлиана Прохорова. По ее мнению, обсуждение на этой площадке получилось достаточно плодотворным. Все прекрасно понимают, что общественный контроль в наше время невозможен без IT-технологий, соцсетей, и в этом всяческое содействие общественникам готов оказать республиканский Комитет по информатизации. Но и самому Комитету есть над чем работать. В частности, сайты органов исполнительной власти и муниципалитетов не всегда удобоваримы, простому человеку трудно здесь находить нужную информацию. Поэтому прозвучало предложение разработать для них единый формат и единую методологию заполнения, чтобы та информация, которая здесь размещается, была понятна и интересна не только чиновникам, но и рядовым гражданам. Особое внимание участники IT-секции обратили и на то, как рассматриваются обращения граждан и как они выполняются. И, наконец, подробно говорилось о необходимости налаживания контроля и экспертизы госзакупок.

gfclsd-7.jpg

Модераторы секции «Правовые механизмы осуществления общественного контроля в сфере ЖКХ» Александра Афонина и Дарья Щучалина представили список из пяти предложений. Первое – вовлечение граждан в общественное обсуждение законопроектов. Уже есть договоренность о том, что Минархстрой и Комитет ЖКХ будут приглашать раз в месяц руководителей средств массовой информации и рассказывать им о готовящихся нормативно-правовых актах, а те, в свою очередь, должны будут собирать мнение населения и доносить его до властей. Второе – Общественная плата должна взять на себя подготовку пошагового методического пособия для переселенцев из ветхого и аварийного жилья – как они могут осуществлять общественный контроль за строящимися для них домами. Третье предложение – написать на имя члена Общественной палаты РФ Игоря Шпектора обращение о необходимости пересмотра единой цены за квадратный метр строящегося для переселенцев жилья, потому что нынешние 36 тысяч 400 рублей – это все равно что средняя температура по больнице. Четвертое – все члены общественных советов при муниципалитетах должны участвовать в комиссиях по приемке домов для переселенцев из ветхого жилья. Пятое – организовать выезды общественников в муниципалитеты, чтобы проверить обоснованность жалоб населения на коммунальщиков.

gfclsd-10.jpg

О чем шла речь на следующей секции, следовало уже из ее названия – «НКО как субъекты предпринимательской деятельности. Проблемы получения грантовой поддержки и осуществления предпринимательской деятельности для достижения целей НКО». Как отметил Леонид Зильберг, руководивший этой секцией вместе с членом Общественной палаты России Павлом Сычевым, беда некоммерческих организаций в неумении правильно составить заявку на участие в конкурсе грантов. Ведь если такая заявка составлена правильно, то шансы получить государственную поддержку, включая даже президентский грант, почти стопроцентные. Но, к сожалению, из Коми президентский грант получили пока только две организации. Поэтому поступило предложение перед подачей заявок НКО на гранты подвергнуть их компетентному аудиту, чтобы они были составлены правильно и грамотно. Еще одна из затронутых тем – передача государством некоторых полномочий по оказанию социальных услуг некоммерческому сектору. «Если государство заинтересовано, чтобы НКО развивались, государство должно доверять им больше», – заключил Леонид Зильберг.

gfclsd-16.jpg

Участникам секции «Экодиалог: общество – власть – бизнес» не хватило трех выделенных для работы часов, чтобы обсудить все наболевшие проблемы. Поэтому, как рассказала Ольга Воронцова (она руководила секцией вместе с Дмитрием Несанелисом), они продлили общение еще на час. В числе выработанных предложений – провести специальный форум экологической направленности, создать постоянно действующую площадку для обсуждения экологических проблем при Минприроды, организовать широкое обсуждение республиканского законопроекта «Об общественном экологическом контроле», выработать рекомендации по проведению общественных слушаний.

gfclsd-17.jpg

Более 20 предложений сформулировали участники секции «Общественные проекты по защите прав граждан». Сомодераторы Валентина Кулимова и Дмитрий Латынин озвучили самые значимые – обеспечить доступную среду для людей с ограниченными возможностями; обеспечить школьников бесплатными учебниками и рабочими тетрадями; заключить соглашение между муниципалитетами и работающими на их территории крупными компаниями о закреплении рабочих мест для местного населения; начать строить жилье для педагогов и медиков, чтобы закрепить их на селе; запретить торговать алкоголем в ночное время в точках общепита и магазинах, расположенных в жилом секторе; организовать во всех муниципалитетах бесплатную юридическую помощь для малообеспеченных граждан.

Об итогах работы шестой секции «Общественный контроль за деятельностью политических партий» поведал Евгений Вологин. Фронт работ на этом направлении, по его мнению, весьма обширен. Общественность вправе знать, кого выдвигают партии кандидатами в депутаты, об источниках финансирования партий, о текущих делах в политических организациях.

gfclsd-20.jpg

Итоговую черту под всем, что было сказано на VII Гражданском форуме, подвел заместитель главы Коми Алексей Чернов. Свое выступление он начал с небольшого экскурса в историю. 15 лет назад, когда он пришел работать в правительство региона, ему пришлось помогать одной общественнице. И та тогда заявила, что у них принято сначала устроить скандал, тем самым обратить на себя внимание и только потом начать решать наболевшую проблему. Подобная тактика, по мнению вице-главы, – следствие отсутствия взаимодействия.

– Мне кажется, что Общественная палата – весомый механизм такого взаимодействия, поиска согласованных идей. Я согласен со всем, что слышал. Очень важен и вопрос о качестве экспертов, и вопрос контроля – нам есть куда развиваться. Во всех органах исполнительной власти есть общественные советы, которые должны состоять не из удобных, а эффективных людей, только тогда они перестанут быть декоративными и декларативными, контроль будет не формальным и действенным, – подчеркнул Алексей Чернов.

По мнению заместителя руководителя региона, непринятие общественным советом отчета о работе руководителя муниципалитета должно стать основанием для расторжения с ним контракта. Но, к сожалению, люди не знают и не используют этот механизм. Общественная палата могла бы в этом помочь. Необходимо провести анализ общественных инструментов контроля и наполнить их содержанием. Оператором и координатором в этой работе могла бы выступить Общественная палата республики.

БНК