Главные выборы республики воркутинцы встречают техническими новациями

Комплексы для электронного голосования – один из двух существующих на сегодня видов технических средств подсчета голосов избирателей. Один из двух, но при этом – наиболее прогрессивный и оптимальный с точки зрения организации избирательного процесса. Поскольку, к примеру, комплекс обработки избирательных бюллетеней, о котором сегодня речь не идет и который никогда не применялся в Республике Коми, весьма серьезно облегчает работу членам избирательных комиссий но собственно для избирателей голосование с его применением практически не отличается от традиционного – заполняется бумажный бюллетень, при опускании которого в ящик для голосования оптический сканер автоматически считывает  отметки в бюллетенях.

Комплекс для электронного голосования, или сокращенно КЭГ, – дело иное принципиально. Поскольку представляет собой сенсорное устройство электронного голосования без бумажного бюллетеня. На выборах Главы Республики Коми КЭГ будут применяться на избирательных участках в Воркуте. О том, что такое КЭГ и почему в Воркуте, беседуем с председателем Избирательной комиссии Республики Коми Еленой Викторовной Шабаршиной.

– Елена Викторовна, что представляет собой КЭГ?

– Если кратко, то комплекс для электронного голосования – это компактный терминал с сенсорным экраном: избиратель голосует по электронному бюллетеню путем касания части экрана, параллельно выбор избирателя фиксируется на контрольной ленте печатающего устройства и одновременно сохраняется в память устройства. По контрольной ленте избиратель может проверить, что его выбор учтен корректно, при этом он не видит результат волеизъявления других избирателей.

– То есть КЭГ – это компьютер?

– Нет. Скорее, это – вычислительное устройство, позволяющее реализовывать четко определенный набор функций: электронное голосование, автоматизированный подсчет голосов, установление итогов голосования, составление протокола участковой комиссии об итогах голосования. Комплексы работают без использования операционных систем, благодаря чему не подвержены вмешательству в работу, невозможны вбросы «извне» с каких-либо носителей информации. Комплексы локальны, то есть не связаны с сетью Интернет, соответственно, ограждены от хакерских атак, программное обеспечение имеет открытый код и доступно для ознакомления всем участникам избирательного процесса.

– В чем еще заключаются преимущества КЭГ?

–  На мой взгляд, это возможность оперативного подсчета голосов избирателей и вывода на печать итогов голосования по конкретному избирательному участку практически через несколько минут после закрытия этого участка. А поскольку до подведения итогов голосования члены участковой комиссии работали более десяти часов, то применение комплексов снижает к нулю потенциальный риск влияния «человеческого фактора» при подсчете бюллетеней.   

С точки зрения психологического аспекта попытки обвинить автоматизированный процесс подсчета голосов избирателей в политических и иных предпочтениях, согласитесь, совершенно несостоятельны.

Можно говорить и об отсутствии затрат на изготовление бумажных бюллетеней, однако об экономии ресурсов речь не идет: стоимость одного такого комплекса составляет порядка полмиллиона рублей, достаточно накладно их обслуживание, трудоемким является процесс подготовки членов участковых комиссий. Поэтому при всех своих положительных характеристиках устройства эксплуатируются не повсеместно, их количество ограничено. И до сих пор электронное голосование является, пожалуй, «изюминкой» избирательного процесса в России.

– В Республике Коми уже использовались КЭГ на выборах федерального уровня. Как они себя зарекомендовали?

– Несмотря на все сложности организации избирательного процесса посредством электронного голосования и представители системы избирательных комиссий, и избиратели, и другие участники процесса – кандидаты, политические партии, средства массовой информации –  восприняли такое направление технического переоснащения избирательной системы с интересом.

Техническое устройство в целом обеспечивает законодательно закрепленные требования к голосованию, в том числе его тайну, избиратель контролирует корректность учета своего голоса, никто не может использовать карточку для электронного голосования более одного раза.

– Каким образом это обеспечивается?

– Избиратель, после предъявления паспорта члену комиссии, вместо получения бумажного бюллетеня выбирает карточку с нанесенным штрих-кодом, которая в свою очередь активируется членом комиссии.

После того как избиратель приложил карточку к считывателю устройства для сенсорного голосования,  данному штрих-коду программой присваивается признак «Голосует». Если штрих-код соответствует коду, занесенному в базу данных при активации карточки и при этом не был использован ранее, избиратель приступает к электронному голосованию.   

Повторное использование избирателем карточки со штрих-кодом на этом же или на другом избирательном участке, повторная активация карточки участковой комиссией невозможны, поскольку в данном случае устройство для сенсорного голосования не откроет электронный бюллетень.

Только положительные отзывы звучат и в части применения переносного устройства для голосования, которое используется при обеспечении права избирателя голосовать на дому по состоянию здоровья, инвалидности.  Избиратели, имеющие нарушения органов зрения, во время голосования могут воспользоваться специальными кнопками на корпусе прибора с надписями и знаками Брайля, а также с помощью наушников прослушивать звуковые объяснения.

Следует подчеркнуть, что в день голосования технические средства перед использованием обязательно тестируются в присутствии кандидатов,   их представителей, например, наблюдателей, средств массовой информации – всех тех участников избирательного процесса, которые имеют право присутствовать на избирательных участках с момента работы участковой комиссии.

Вместе с тем недоверие остается…

– Как известно, недоверие порождается незнанием. Первому опыту применения комплексов для электронного голосования в Республике Коми предшествовала большая информационно-разъяснительная работа избирательных комиссий: презентации, обучающие семинары, тематические материалы в средствах массовой информации, волна волонтерского движения для апробирования избирателями электронного голосования на тренажерах…  

На выборах Главы Республики Коми технические устройства будут применяться в Воркуте, и именно территориальная и участковые избирательные комиссии Заполярья организуют большую работу по информированию, им предстоит представить особенности электронного  голосования «вживую» всем желающим. В свою очередь Избирательная комиссия Республики Коми изготовила адресные памятки избирателям, плакаты для размещения на каждом избирательном участке, готова на своей базе проводить презентации для кандидатов на должность Главы Республики Коми и их представителей, для средств массовой информации, общественных организаций, всех, кому интересна процедура голосования с применением КЭГ.

– Чем продиктовано решение Избирательной комиссии Республики Коми о применении КЭГ в Воркуте?

– На выборах депутатов Государственной Думы России комплексы  применялись в пяти муниципальных образованиях, на выборах Президента России – только в Сыктывкаре и Эжвинском районе столицы. При этом, как я уже говорила, комплекс для электронного голосования является уникальным, а потому – достаточно дорогостоящим оборудованием с жесткими условиями хранения и эксплуатации. Практика показывает, что оптимально использовать комплексы на одной территории. Полагаю, какое бы муниципальное образование в Республике Коми не было определено местом применения электронного голосования, прогнозируем вопрос: «Почему именно этот город, район?». Применение комплексов в Воркуте – это коллегиальное решение Избирательной комиссии Республики Коми. При его утверждении в том числе учитывалось то обстоятельство, что имеющиеся в распоряжении Избирательной комиссии Республики Коми комплексы для электронного голосования смогут использоваться практически на всех избирательных участках, образованных на достаточно компактной территории одного муниципального образования, а также положительный опыт применения КЭГ на части территории Воркуты на выборах депутатов Государственной Думы России в декабре 2011 года.

Добавлю, что после проведения выборов федерального уровня в том числе по предложению нашей комиссии была проведена модернизация комплексов, в частности, стало возможным формирование электронного бюллетеня на двух государственных языках нашей республики – русском и коми.

Воркута – особенный заполярный город, и таким его знают во всей России. Воркутинцы не избалованы с точки зрения особых суровых условий проживания, транспортной доступности. С одной стороны – во многом жизнь людей на Крайнем Севере складывается по принципу «вопреки», с другой – они, благодаря этому «вопреки», являются свободными, прогрессивными и отзывчивыми. Хочется порадовать воркутинцев модернизированными техническими устройствами для голосования, «изюминкой» избирательного процесса, надеемся, что они это оценят своей активностью на выборах.

Безусловно, огромная ответственность ложится на членов участковых комиссий. В то же время благодаря КЭГ они смогут раньше всей республики подвести итоги голосования, как в свое время их коллеги из Сыктывкара, Эжвинского района столицы, Корткеросского, Сыктывдинского, Троицко-Печорского районов, которые, признаюсь, «настоятельно» сообщают о готовности применять технические средства на своих избирательных участках. Полагаем, что участковые комиссии Заполярья, непривычно рано возвращаясь домой после судьбоносного дня голосования на главных выборах нашей республики, будут с благодарностью вспоминать «поддержку техники» и выразят желание воспользоваться ею в дальнейшем.

 

Евгений Макаров
газета “Республика”

 
Распечатать