Если мы согласимся, что архитектура – это застывшая музыка, то нам не остается ничего другого, как признать, что в ХХ веке главным музыкантом нашего города по классу «камня» был Всеволод Николаевич Лунев. И рассказ о нем будет легким, ярким и жизнеутверждающим, какими были и есть его произведения, его труд на благо нашего города. Всеволод Николаевич родился 21 июня 1915 года. Этот материал в рубрике «Воркута – город сильных» посвящен столетию одного из главных зодчих заполярной Воркуты.

Профессиональное образование Всеволод Лунев получил в Московском архитектурном институте. С началом Великой Отечественной войны Лунев встал в строй защитников Отечества. Тяжелые поражения нашей армии летом-осенью 1941 года глубоким шрамом отпечатались на судьбе молодого архитектора. Он попадает в плен, вскоре бежит из него, возвращаясь к своим. Однако самого факта пребывания в плену хватило, чтобы быть приговоренным к Воркуте.

После освобождения в июле 1944 года Всеволод Николаевич начинает работать начальником производственно-технической части стройконторы № 5. Но уже через полгода переходит в проектную контору комбината «Воркутауголь» – главного архитектурно-проектного учреждения города в ту пору.

В проектной конторе, когда там в феврале 1945 года появился Лунев, еще витал творческий дух Всеволода Константиновича Олтаржевского, выдающегося архитектора первой половины ХХ века. С 1947-го Всеволод Николаевич назначен главным архитектором конторы, по сути – главным архитектором города. Ему в соавторстве с другими специалистами принадлежит первенство разработки генерального проекта планировки города 1951 года. Но даже не эта работа, кропотливая и фундаментальная, однако видимая лишь с высоты птичьего полета, сделала известным имя Всеволода Николаевича Лунева. В памяти горожан он навсегда останется как автор самых ярких и самых важных архитектурных достопримечательностей Воркуты. Здания Дома политического просвещения, музыкально-драматического театра, детской больницы, бульвар Победы, Дворец культуры шахтеров и строителей, плавательный бассейн «Дельфин» – вот главные сокровища в созвездии творений В. Н. Лунева.

Первое здание Дома политпроса по улице Пушкина, известное сегодня нам по фотографиям как дом со шпилем, было построено во второй половине 1940-х годов. Его история закончилась уже в наше время.

Лунев еще в 1945 году стал автором проекта перестройки здания клуба поселка шахты № 1 «Капитальная» в музыкально-драматический театр. И пусть этот его проект испытывал очень сильное влияние творчества В. К. Олтаржевского, некоторое время архитектурно-скульптурный ансамбль здания воркутинского театра был визитной карточкой «заполярной кочегарки».

Старейшим из сохранившихся произведений Всеволода Николае­вича является здание Городской детской больницы на площади Кирова, открытой в 1950 году. До сих пор это сооружение используется по назначению, украшая собой историческую часть «столицы мира». При проектировании и строительстве здания специалистам и рабочим пришлось столкнуться с ранее не очень известными особенностями воркутинской «квазимерзлоты», сложный «характер» которой стал причиной короткой жизни некоторых сооружений этого района города.

Особый статус этому уголку Воркуты, зданиям, которые своими фасадами выходили на площадь, придавала скульптура И. В. Сталина, располагавшаяся здесь в 1949–1960 годах. После демонтажа скульптуры в декабре 1960 года вместо нее на площади был установлен скульптурный памятник С. М. Кирову работы М. Г. Манизера. Архитектором памятника вновь стал Всеволод Лунев.

Следующим и самым удачным произведением архитектора стал Дворец культуры шахтеров и строителей. Строительство здания, которому предстояло стать украшением не только площади, но и всего города, началось в 1954 году. Основным помощником автора, главным конструктором проекта стал инженер С. А. Лубан. Долгое время Дворец культуры был крупнейшим зданием подобного рода не только в городе, но во всей Коми АССР. Его открытие состоялось в День шахтера 30 августа 1959 года. Открытие Дворца стало своеобразным подарком горожанам к 25-летию промышленного освоения Печорского угольного бассейна. Этой памяти, кстати, посвящен небольшой текстовый барельеф на фронтоне дворца.

Здание бассейна «Дельфин», также принадлежащее творчеству Всеволода Николаевича, в 1958 году стало еще одной достопримечательностью города, открывая собой новый участок строительства Воркуты. Несколько лет вместе со зданиями горного техникума и горного института бассейн «Дельфин» указывал вектор дальнейшего развития городской застройки. Строительство бассейна на свой страх и риск вел комбинат «Воркутауголь», когда его начальником был Николай Васильевич Шерстнев. На вод­ных дорожках бассейна прошло становление известного советского спортсмена, многократного рекордсмена мира по плаванию Владимира Косинского. Да и простые горожане любили поплавать в нем долгими полярными вечерами.

В Воркуте Всеволод Николаевич работал до июня 1960 года. Проведя в Заполярье более пятнадцати лет, он покинул его, оставив нам, воркутинцам, лучшие образцы зданий любимого нами города. Лунев стал жить и работать в Украинской ССР. Своим творчеством он породнил Воркуту и Трускавец, в котором Всеволод Николаевич создал ряд зданий санаторного комплекса. За эту работу он был отмечен Государственной премией СССР.

22 сентября 1988 года вместе со своим другом и старшим товарищем Л. Е. Райкиным Всеволод Николаевич был удостоен звания «Почетный гражданин Воркуты». Главный зодчий заполярной Воркуты Всеволод Лунев скончался 23 июня 1991 года во Львове.

 

Федор Колпаков
Фото: Воркутинский музейно-выставочный центр
ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф

 
Распечатать