- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

Никто не застрахован

Впервые истории о недобросовестных страховщиках, промышляющих навязыванием дополнительных услуг при страховании автогражданской ответственности, стали появляться около года назад. Началось все это, как всегда, в столице. Москвичи жаловались на то, что не могут застраховать автомобиль, не оформив дополнительные услуги. Хочешь получить полис – плати за страхование жизни или квартиры, или еще чего-нибудь. В противном случае страховые компании не стеснялись отказывать клиентам в услугах. Модель их поведения была проста и укладывалась в простую опять же формулу советской торговли: не нравится – вали в другое место.

Однако и в этом самом «другом месте» возмущенный клиент слышал все то же самое. И можно было долго кочевать из офиса в офис в поисках тех страховщиков, что еще не забыли о священной заповеди рыночных отношений, которая гласит, что клиент всегда прав. Некоторые страховщики проявляли недюжинную изворотливость. Выход нашли незамысловатый: дабы не отказывать клиентам напрямую, они ссылались на отсутствие у них специальных бланков. При согласии на страхование жизни или недвижимости дефицитные бланки волшебным образом появлялись прямо-таки из ниоткуда.

В Сыктывкаре сообщения негодующих граждан о том, что полис ОСАГО не выдают без дополнительных услуг, появились летом. В Воркуте несколько позже – об этом заговорили осенью. Честно говоря, еще до недавнего времени я пребывал в совершенной уверенности в том, что вопрос этот давно решен и возврата к нему не будет. Он закрыт, тема неактуальна. Косвенно об этом свидетельствовало отсутствие каких бы то ни было публикаций на заданную тему как в СМИ, так и в сети Интернет. Звонков от разгневанных клиентов в редакцию также не поступало. Оказалось, что ситуация обстоит с точностью до наоборот. Просто автомобилисты не шибко распространяются на эту тему, предпочитая скорее переплатить, чем жаловаться в уполномоченные структуры. Потратив деньги, они экономят время и нервы. Когда восторжествует справедливость, неизвестно, а ездить надо уже сейчас – без страховки в наши дни на дороге делать нечего. Страховщики пользуются этим без зазрения совести, несмотря на тот факт, что такие действия напрямую нарушают закон о правах потребителей.

– Такие действия страховщиков незаконны и прямо противоречат не только ФЗ «О защите прав потребителей», запрещающему навязывание потребителю ненужных ему платных услуг, но и ФЗ «О защите конкуренции», также предусматривающему запрет на навязывание условий договора, невыгодных для контрагента или не относящихся к предмету договора, – рассказала в интервью порталу БНК юрисконсульт Татьяна Братковская. – Самым простым выходом для автовладельца, столкнувшегося с подобной ситуацией, является приобретение полиса ОСАГО в другой страховой компании. Также автовладелец вправе обжаловать незаконные действия страховщика в суде либо обратиться с соответствующими заявлениями в надзорные органы (Роспотребнадзор, ФАС), но в таком случае ему придется подтвердить факт навязывания дополнительных услуг. Сделать это можно посредством фото- и видеосъемки, о чем страховщиков придется предупредить, что автоматически ставит под сомнение эффективность такого метода.

Тем не менее, уже в этом году я стал получать сигналы, что страховщики как ни в чем не бывало продолжают отрабатывать выгодную для них схему. Сначала жаловались знакомые, затем вовсе незнакомые. Размахивая полисом, как шуршащим флагом, у меня перед глазами, граждане наполнялись праведным гневом, озвучивая суммы, которые меня самого заставляли еще как призадуматься, ведь моя страховка закончится скоро – в конце февраля. Я решил ситуацией воспользоваться и, вооружившись диктофоном, совершить небольшой рейд по основным страховщикам нашего небольшого города. В качестве объектов исследования я выбрал компании, главенствующие на воркутинском рынке страхования – «СОГАЗ» и «Росгосстрах».

Так, в офисе страховой группы «СОГАЗ» полис обошелся бы мне где-то в 3 000 рублей. Однако есть один нюанс: «СОГАЗ» в Воркуте страхует только своих клиентов (пролонгация договора), сотрудников «Воркутауголь», работников электросетей, предприятий газовой промышленности и ОМС. Как пояснила сотрудница, к слову, приветливая и услужливая, отдел продаж находится в Сыктывкаре и застраховаться там – пожалуйста, милости просим. А здесь у них что-то вроде дополнительного офиса и страховать всех желающих они не имеют никакой возможности.

– Совершенно никакой? – спросил я, глядя на нее опечаленным взором.

Милая женщина сжалилась надо мной:

– Может быть, у вас есть родственники или знакомые, кто работает в этих структурах? Тогда они могут выступить в качестве страхователей.

– Спасибо, – говорю, – я поищу на досуге.

Ситуация из разряда: видит око, да зуб неймет. Что ж, посмотрим, что нам предложит «Росгосстрах». Девушка, сидящая за столом и что-то сосредоточенно выискивающая в мониторе компьютера, заявила мне:

– Сколько лошадей?

– До 100.

– Тогда 4 690. Какого года машина?

– 2003-го.

– Тогда еще 674 рубля за техосмотр.

– А чего же сумма такая кусачая? – спрашиваю я в недоумении. – Вы там, небось, мне квартиру еще застраховали.

– Нет. Страхование квартиры – это добровольный вид страхования.

– Тогда жизнь.

– А жизнь там уже в полисе. Отдельно машина, отдельно жизнь. Все сюда входит.

– А если я хочу только ОСАГО.

– 4 690, – ответила она и посмотрела на меня многозначительно поверх очков.

В общем, ситуация выглядит так: в «СОГАЗ» мне пути нет, в «Росгоссрах», по всей видимости, тоже. Остаются другие, менее крупные страховщики, но там, по заверениям многих, ситуация обстоит не лучше. Как бы то ни было, пять двести, это все-таки не семь тысяч. Но и не три. Идя домой, я перебирал в своей памяти и памяти телефона номера всех знакомых работников «Воркутаугля», газовой промышленности, и прочая по списку. Буду просить. Не согласятся – шантажировать.

Мой случай хоть и показателен, но его явно недостаточно для того, чтобы выводить статистическую вероятность. Мы решили опросить водителей нашего города и выяснить, сталкивались ли они с таким явлением и что они по этому поводу думают.

Давид: – Да, конечно, предлагают. И не просто предлагают, а заставляют даже. Говорят: «Наши начальники нас заставляют». Или жизнь, или квартиру, но застраховать надо. Это же незаконно. Они, получается, занимаются вымогательством. Но мне они не смогли навязать. Я сразу сказал, что в прокуратуру пойду. И только после этого застраховали.

Сергей: – Нет. Выдали только карту на бензин. Но ни жизнь, ни квартиру не предлагали. Но даже если предложат, я, в принципе, с таким подходом согласен – жизнь, вообще, всегда надо страховать. Хотя страховка и без этого дорого стоит. У меня вышло семь тысяч.

Валерий: – И страховка подорожала, и вообще все подорожало. Я недавно права менял, так и те подорожали на 1 200 рублей. Только такси дешевеет. Что предлагают? Услуги дополнительные? А зачем это? Ну что я могу на мою пенсию? Я даже выехать не могу. Да и заработать тут – ничего не заработаешь. Но если обяжут – придется платить, а так, зачем я буду переплачивать?

Сергей: – Вы знаете, во-первых, это противозаконно. А во-вторых, я считаю, что если такая ситуация складывается, надо обращаться в прокуратуру – тот орган, который контролирует все эти процессы. И там, я полагаю, быстро порядок наведут.

Олег: – Нет, ничего подобного не слышал. Разве что в Москве. Сам не сталкивался. Даже если придется столкнуться, переплачивать и доплачивать я точно не стану. Зачем? Я думаю, что мы все решим полюбовно. Город у нас маленький, все должно быть нормально.

Владимир: – Да, недавно страховал. В «Росгосстрахе». Да, была дополнительная услуга – предлагали застраховать жизнь. Да, я согласился – выхода не было. У меня страховка была уже просрочена. Сказали, что бланков нет, но когда согласился на дополнительную услугу, бланки нашлись. Пришлось выложить больше пяти тысяч. Как с этим бороться? Не знаю.

 

Артем Орлов
Фото: Елена Царанова

 

А тем временем…

Общероссийский народный фронт (ОНФ) в Коми обратил внимание на проблему навязывания ООО «Росгосстрах» ненужных страховых услуг гражданам при заключении договоров ОСАГО.

ОНФ в Коми отмечает, что навязывание ненужных для граждан страховых услуг при заключении договора ОСАГО вызывает социальное напряжение и непонимание граждан по поводу бессилия конт­ролирующих государственных органов в деле пресечения нарушения. Учитывая, что граждане теряют свои деньги, напряжение особенно возрастает в условиях непростой экономической ситуации в стране.

Народный фронт обратился в контрольно-надзорные органы с предложением проверить и другие, не доминирующие страховые компании на рыке ОСАГО на предмет навязывания дополнительных услуг. Общественное движение в Коми просит также самих граждан сигнализировать о фактах навязывания со стороны любых страховых компаний: 11region@onf.ru

После многочисленных жалоб граждан в Федеральную антимонопольную службу, связанных с навязыванием ООО «Росгосстрах» дополнительных видов страхования при заключении договора ОСАГО, ФАС России инициировала поправки в страховое законодательство, преду­сматривающие возможность клиентов досрочно отказаться от договора добровольного страхования без финансовых потерь.

Однако внесение изменений в законодательство – дело не быстрое. Тем временем ООО «Росгосстрах» в декабре 2014 года издало приказ, предусматривающий так называемый «период охлаждения» по страховке РГС – Фортуна «Авто». То есть возможность клиента отказаться от договора страхования без каких-либо финансовых потерь в течение трех дней с момента заключения договора.

С разъяснением ФАС России по этому вопросу можно познакомиться на сайте: www.komi.fas.gov.ru.

 

ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф

Comments Disabled (Open | Close)

Comments Disabled To "Никто не застрахован"

#1 Comment By ЕА On 20.02.2015 15:21 @


Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 219

Warning: mysql_query(): Access denied for user ''@'localhost' (using password: NO) in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Warning: mysql_query(): A link to the server could not be established in /home/zap-online/xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai/docs/wp-content/plugins/comment-rating/comment-rating.php on line 226

Пришлось обращаться в Москву. Я думаю результат будет – в антимонопольной службе сейчас идет разбор полетов.
[отмодерировано]

Согласен 0 Против 0