Посвящается 80-летию Воркутинского механического завода. Поводом для этой статьи стали трагические события в подмосковном Красногорске. А дата ее публикации удивительным образом совпала с датами событий и газетных статей 80-летней давности…

Боль от понесенной утраты и яростное желание отомстить нелюдям, которые задумали, спланировали и организовали чудовищное преступление 22 марта 2024 года, невольно обращают внимание на неприметные и, казалось бы, давно устаревшие слова из стихотворений и газетных сообщений военной поры, которые оказываются удивительно созвучными тому, что мы чувствуем и переживаем сегодня, в наши дни.

Так, в апреле 1943 года воркутинцы – горняки, строители, железнодорожники, труженики сельского хозяйства и многих других предприятий впервые массово включились в предмайское социалистическое соревнование по повышению производительности труда. Все они стремились приблизить победу, внести свой вклад в разгром фашистов, добывая сверхплановые тонны угля, многократно перевыполняя плановые задания на самых разных участках работы.

А еще воркутинцы тех лет, как и мы сегодня, собирали гуманитарную помощь для того, чтобы помочь оставшимся в живых жителям освобожденных от фашистов городов и поселков на территории Донецкого угольного бассейна. Так, 11 апреля 1943 года газета «Заполярная кочегарка» сообщила о сборе средств для жителей города Шахты. А 20 апреля 1943 года на газетной странице было опубликовано стихотворение Э.Котляра – главного инженера Воркутинского механического завода (ВМЗ).

Хочешь, чтоб брат твой имел автомат?

Хочешь, чтоб брат твой пошел в наступленье?

Хочешь увидеть родные селенья,

Те, что под свастикой черной лежат?

Больше угля выдавай на-гора!

Слушай дыхание фронта в забое!

Тонну сверх плана выдал вчера,

Выдай сегодня вдвое и втрое!

Вот так лаконично и очень точно 35-летний инженер-механик, человек, казалось бы, совсем не творческий профессии, передал атмосферу трудовой Воркуты, те мысли и чувства, которые руководили поступками воркутинцев – рядовых тружеников и руководителей предприятий и организаций нашего шахтерского города.

 Сам Эммануил Котляр – выпускник Московского механического института имени Ломоносова, прошедший мощную профессиональную школу строительства, а потом и  реконструкции Сталинградского тракторного завода, на берега заполярной Воркуты прибыл осеню 1937 года и сразу возглавил центральные механические мастерские Воркутинского участка железной дороги, а позже, вплоть до 1942 года, до закладки Воркутинского механического завода, Котляр руководил базисными мастерскими Воркуты.

В фондах Воркутинского музейно-выставочного центра хранится письмо с воспоминаниями Э. Котряра о том, как рождался проект ВМЗ. Ведь изначально в планах развития Воркутского бассейна (так в те годы принято было называть Воркутинское угольное месторождение) значилось строительство рудоремонтного завода. Это архаичное название было взято из старых Донбассовских традиций. Ведь в соседстве с шахтами Донбасса всегда находились мощные машиностроительные предприятия, поэтому для обеспечения текущих ремонтов шахтам действительно достаточно было рудоремонтных предприятий.

В Воркуте ситуация складывалась иначе, тем более с началом Великой Отечественной войны, когда значение Воркутского бассейна значительно возросло, возникла необходимость быстрого ввода в действие большего числа новых шахт и ряда других предприятий. Снабжение промышленных строек новым оборудованием было более чем затруднено. Наспех демонтированные в Донбассе и провезенные сложным и долгим путем горные машины, «врубовки», привода и другое шахтное оборудование требовало капитального ремонта и восстановления.

Комбинат Воркутстрой остро нуждался в гораздо более мощной, универсальной механической базе, чем было задумано до войны, чем мог предоставить запланированный к строительству рудоремонтный завод.  Все это в далеком 1942 году отчетливо понимал назначенный главным инженером проекта рудоремонтного завода инженер Котляр. Подготовив расчеты и обоснования, он представил их на суд начальника комбината Мальцева и главного механика Ставицкого. Получив одобрение начальства, главный инженер проекта организовал разработку документов для совершенно другого предприятия. Это должен был быть завод с коллективом не менее 1000 человек, в структуре которого имелись бы не только механические цеха, но и кузнечный, и литейный, а также модельный, инструментальный и электротехнический и другие службы. 

В 1943 году, когда в Воркуту прибыл заместитель Народного комиссариата внутренних дел А.П. Завенягин, курировавший Главное управление лагерей горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП), докладывать ему информацию о проекте механического завода начальник комбината Мальцев поручил именно Котляру. Свою правоту главный инженер проекта доказывал на основе детальных и точных расчетов, а потому сумел изменить скептическое отношение к проекту опытного производственника, высокопрофессионального инженера Завенягина.

В итоге, в январе 1944 года Эммануил Котляр был командирован в Москву для защиты на заседании комиссии в Наркомате внутренних дел проекта завода и заявок на оборудование для него. Проект был утвержден! Более того, Министерству внешней торговли было дано указание предоставить инженеру Котляру возможность подобрать из поставок по Ленд-лизу необходимые заводу специальные станки. В Воркуту тогда было направлено более 70 станков! Среди них такие, которые в СССР вообще не производились: уникальные крупногабаритные карусельные, зуборезные и другие. Именно на тех станках Воркутинский механический завод изготавливал уникальные огромные шестерни для горно-шахтного оборудования.

3 апреля 1944 года приказом №347 по комбинату Воркутстрой было организовано Управление Воркутинского Механического завода. Начальником был назначен Иван Прохорович Чикетов, а его заместителем и главным инженером – Эммануил Иосифович Котляр. «Крестными отцами» завода Э.Котляр в своих воспоминаниях называл Мальцева и Ставицкого. Начальник Воркутстроя и его главный механик часто бывали на строительной площадке. Завод тогда еще только строился и монтировался, но очень скоро начал давать продукцию. До официального запуска в эксплуатацию Воркутинского механического завода тогда оставалось еще более шести месяцев…

 

 
Распечатать