Мы сегодня не пишем семейных хроник для наших потомков, не обмениваемся длинными письмами, по которым впоследствии историки могли бы судить о жизни людей в прошлом веке и даже наши семейные фотоальбомы превратились в безликие хранилища в каком-нибудь интернет облаке. А жаль! Есть такие поразительные судьбы от которых, перехватывает дыхание от восторга, от мужества и душевной красоты людей их проживающих.

Сегодня Валентине Петровне Шамониной уже за 80. Воркутинское педагогическое сообщество знает ее как исключительного педагога, учителя русского языка и литературы уже не существующей средней школы № 93, что была в Железнодорожном жилом районе. Сегодня она считает себя коренной воркутинкой, говорит, что ей нравятся люди, живущие в нашем городе, и никуда отсюда не собирается уезжать.

О своей жизни во время Великой Отечественной войны и после говорит просто: «Жизнь была типичной, обыкновенной – так жили все. Когда сегодня люди стенают и жалуются, что им так плохо живется, я всегда говорю, что они не знают, что такое «плохо».

Во время войны в эвакуации в селе Васильевке под Самарой у нас была соседка тетя Настя, – продолжает Валентина Петровна, – у нее тоже было двое детей и она была того же возраста, что и наше мама – 32 года. Мама работала на железной дороге (там давали уголь и немного хлеба), а соседка работала дояркой в колхозе – им ничего не давали. Вот она придет к нам после дойки, у нее в валенки набита солома и ноги примерзали к этой соломе. Она садилась к печке ногами и ждала, когда лед растает, чтобы разуться – вот это на самом деле «плохо».

Родилась Валентина Петровна в селе Лысые горы Саратовской области, откуда был ее отец. В мирное время он был вторым секретарем райкома в городе Балашове. Воевал в финскую. Во время Великой Отечественной стал комиссаром артиллерийской батареи и в 1942 году погиб под Ленинградом.

– Уходя на войну, – рассказывает Валентина Петровна, – он сказал матери: «Татьяна, прошу тебя об одном – выучи детей». Нас было двое – я и старший брат, и мама учила нас, тянулась из последних сил, потому и рано умерла. Мы даже говорили ей, что я, например, пошла бы работать в колхоз дояркой, брат – трактористом и ты, мама, жила бы и жила спокойно и не рвала бы свои силы. Но она свою жизнь положила на то, чтобы исполнить наказ отца. Брат Евгений окончил Бауманку и стал работать специалистом в области ракетостроения (был лично знаком с Юрием Гагариным), а я стала учителем.

Историю гибели своего отца Валентина Петровна узнала значительно позже, когда ее брату Евгению исполнилось 34 года, и он осознал, что отцу было именно столько, когда его настигла смерть. В этот момент открыли военные архивы. Евгений Петрович списался с корреспондентом Александром Соколовым, и они вместе стали разыскивать информацию о Петре Шамонине.

Выяснили, что он погиб в болотах в Мясном Бору. Одна из участниц прорыва из окружения советских войск в этих местах медсестра Нина Карабанова рассказывала, что продуктов у солдат не было, все были ослаблены, болели цингой, но, идя на прорыв, не оставили ни одного раненого. Делали носилки из деревьев и шли коридором, а немцы с боков расстреливали их. Погибших было очень много.

– Меня поразила история отца корреспондента Александра Соколова, который был из тех мест, где погиб мой отец, – говорит Валентина Петровна. – Он, будучи еще подростком, пошел в лес вскоре после того, как там наши выходили из окружения, увидел множество трупов советских солдат (из окружения вышли единицы), и они с братьями стали выносить из леса тела погибших и хоронить.

На педагога Валентина Петровна училась в Куйбышевском педагогическом институте (город Самара). Почему стала педагогом? Просто в то время в деревне все дети играли в учителей, потому что учителя были примером для подражания. После окончания института Валентина Петровна получила с подругой распределение в поселок под Магаданом. Проработала там три года, потом вернулась в родную Васильевку.

Работу было найти нелегко, поэтому по приглашению подруги поехала в Самару и три года работала в вечерней школе, преподавала русский язык и литературу, а затем еще и химию, поскольку не хватало учителей. Химию постигала вместе с учениками. Затем одна из подруг Валентины Петровны вместе с мужем-вертолетчиком уезжают в Воркуту.

Подруга устраивается на работу директором школы № 93 и, чтобы не чувствовать себя одинокой в чужом месте, «выписывает» из Самары Валентину Петровну и ее подругу учителя математики Татьяну Харчевникову.

Особое место в жизни нашей героини занимали отношения с братом. Она рассказывает, что настолько любила своего старшего брата Женю, что во время голода в Поволжье в 1947 году, когда сама падала в голодные обмороки, отдавала ему свой хлеб.

– Он плакал, – рассказывает она, – потому что понимал, что я ему отдаю последнее и не мог отказаться. Женя был уже подростком, и чувство голода было для него невыносимым. Мама догадалась и отстегала меня полотенцем.

Любовь друг к другу и заботу брат и сестра пронесли через всю жизнь. Валентина Петровна рассказывает, что жена Евгения даже ревновала его к сестре. А сама Валентина Петровна так и не построила свою семейную жизнь – посвятила себя педагогике и своим ученикам. Среди них известные врачи, выдающийся спортсмен-боксер Сергей Лобанов, учеником Валентины Петровны был и Сергей Черногаев – начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД».

– Мне интересны люди, – говорит Валентина Петровна, – я люблю интересных людей, и мне они все время попадаются. Один из них – Валентин Евгеньевич Попов, он был заведующим хирургическим отделением онкологии у нас в Воркуте. Я выучила его дочь Анечку – она актриса театра на Таганке, это наша знаменитость, ее, между прочим, сам Любимов принимал.

Многие родители, жители Железнодорожного района, благодарны Валентине Петровне за то, что она вовремя подсказала их детям, что надо осваивать железнодорожные профессии, потому что многое может измениться, разные предприятия могут исчезнуть, а железные дороги – никогда. Так оно и вышло.

Материал управления образования администрации МО ГО «Воркута»

 
Распечатать