- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

Твои люди, Воркута! Татьяна Горбовая: «Так как дети у нас особенные, у нас индивидуальный подход к каждому ребенку»

Горбовая Татьяна Юрьевна ‒ учитель-дефектолог. В детском саду №18 города Воркуты работает 21 год. Окончила факультет олигофренопедагогики в РГПУ им. А.И. Герцена в 2000 году. Обучаясь на 3 курсе университета, начала работать воспитателем. Спустя год получила предложение перейти в коррекционный детский сад на должность учителя-дефектолога. Воспитанники детского сада «Звездочка», где работает Татьяна Юрьевна ‒ дети с ОВЗ от трех лет до восьми лет с различными нарушениями. 
 
С целью социализации своих воспитанников с особенностями в развитии Татьяна разработала и реализовала познавательный проект «Мир профессий». С этой работой она участвовала во Всероссийском педагогическом конкурсе и получила диплом 1 степени в номинации: «Лучший социальный проект».
Еще одна авторская работа Татьяны Юрьевны – пособие «Трогательные странички» стала победителем Международного конкурса логопедов и дефектологов «Развивающая среда».Она также ведет видеоконсультации для педагогов на сайте ПОЛИСАД (Открытый информационно-образовательный портал профессиональной поддержки социолингвистической адаптации дошкольников) по теме «Развитие ребенка в двуязычной семье» и на сайте РАСсвет (Центр психолого-педагогической поддержки родителей) по теме «Питание ребенка с РАС». Для родителей детей с ОВЗ и инвалидностью регулярно проводит консультации в рамках постоянно действующего городского консультационного центра.

В 2020 году Татьяна Горбовая приняла участие в региональном этапе III Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России 2020». Ее наработки и материалы, вошедшие в портфолио, были высоко оценены жюри конкурса – в итоге она стала победителем регионального этап конкурса.

‒ Татьяна Юрьевна, каждая профессиональная история с чего-то начинается…

‒ Моя началась с работы секретарем в ИМЦ при ГОРОНО города Воркуты. Я окончила школу №12 и решила просто поработать, потому что не знала, кем хочу быть и в какой вуз поступать. Однажды с другими секретарями я заполняла личные дела учителей и обратила внимание на то, что многие из них в начале профессионального пути работали секретарями. Я тогда еще подумала: «Это что, все секретари затем учителями становятся?». У нас был замечательный коллектив, мне понравилось общение с людьми, появилось уважение и интерес к профессии педагога.

Когда в Воркуте создали ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) и появился запрос на профессию дефектолога, поступило предложение обучиться именно в университете Герцена на факультете коррекционной педагогики. Это, что называется, был случай, судьба… Подружка предложила поехать, я согласилась.

‒ Ваш проект «Мир профессий» звучит по-взрослому, не сложно было его реализовать с вашими «особенными» воспитанниками?

‒ Я считаю, что в работе с нашими детьми надо использовать разные методы, приемы, виды деятельности, потому что одностороннее обучение (только стандартные методы в рамках программы) никогда не будет полноценным. Если ты сам не выходишь за установленные рамки, ограничиваешь не только себя, но и детей. Есть много очень интересных форм работы, и когда ты их включаешь, то у ребенка расширяется и мировоззрение, и знания и, может быть, то, что он не усвоил на занятиях, усвоит в проектной деятельности.

 
Нашим детям сложно перерабатывать информацию сразу, им требуется многократное повторение, а во время проекта ты берешь тему, закрепляешь ее на занятии, по этой же теме работает воспитатель и тоже ее закрепляет, в итоге она становится более понятна детям. Тему «Мир профессий» мы брали потому, что для детей она мало знакома. Они знают нас ‒ воспитателей, повара и, может быть, кем работает мама, поэтому и решили познакомить их с профессиями. Мы приглашали родителей представить свою специальность, например, парикмахера, шахтера и других. Они приходили в рабочей одежде, демонстрировали, как все происходит на их рабочем месте. В магазины родители сами водили детей. Работа продавца была для ребят наглядной – так они приобретали свой опыт. Когда в заключение проекта у нас была сюжетно-ролевая игра, у детей уже не было прежних проблем: они выбирали профессию, называли ее, знали, кому что надо для работы – это был наглядный результат проектной деятельности. Проект несложный, но, тем не менее, его заметили на всероссийском конкурсе. 
 

‒ Чем измеряется успех конкретно в вашей профессии?

‒ Так как дети у нас особенные, у нас индивидуальный подход к каждому ребенку и особенное обучение, определенные методы, определенные приемы. Для этого нас пять лет и учили в лучшем педагогическом университете страны. Мы не ставим общих задач, потому что дети разные, а отталкиваясь от возможностей ребенка, ставим конкретные задачи именно в отношении его и маленькими шагами их решаем. Бывает, что долго идем к желаемому результату, но обязательно доходим. Каждый к своему.
Я горда тем, что многие наши выпускники, благодаря тому, что родители вовремя обратились к нам, и вовремя была начата коррекционная работа, уходили в общеобразовательные школы и успешно там учились.

‒ Татьяна Юрьевна, как пришла идея пособия «Трогательные странички»? 

 

‒ Когда моей дочери было два года, просто интересовалась интересными игрушками и где-то в группе «ВКонтакте» увидела игрушки из яркого фетра, они мне очень понравились. В этот момент в нашем методическом объединении объявили конкурс на лучшее коррекционное пособие для детей с ОВЗ, и мне пришла в голову идея сделать что-нибудь из фетра. Сшить игрушку мне было не по силам, поэтому я стала искать варианты ‒ нашла в интернете развивающие книги из фетра. Поскольку занятия у нас коллективные, я решила сделать не книгу, а странички. Дети их трогают (отсюда и название «Трогательные странички»). Там пришиты пуговицы, застежки, другие мелкие детали, они сенсорные на ощупь и яркие для зрительного восприятия. Детям очень нравятся. Темы для страничек брала из того, что мы проходили по плану.

‒ Что дальше у вас по плану?

‒ В наш сад поступило оборудование. Детские спортивные тренажеры и оборудование для сенсорной интеграции детей с широким спектром проблем от компании «Сова-Нянька». Мы с коллегами приступаем к обучению адаптивной физкультуре, чтобы помогать детям и с помощью тренажеров. У них ведь ослаблена и общая моторика, поэтому в этом направлении тоже надо работать. Планируем обучение и по сенсорной интеграции, так как количество детей с аутистическими чертами растет и для них сенсорная интеграция очень важна.

‒ Какими качествами должен обладать специалист вашего профиля?

‒ Терпением и пониманием. Ты должен принять, что у ребенка есть определенные проблемы, и в процессе обучения ребенок не будет реагировать так, как ты хочешь или так, как надо. Он будет реагировать так, как может – это надо понимать.

Специалисту нашего профиля надо любить свою профессию, хотеть помочь таким детям. Если у тебя нет внутреннего желания помогать, и ты не любишь детей, если они вызывают какие-то негативные эмоции, то лучше и не идти в эту профессию. Если есть внутренний порыв, то его надо реализовать, а если его нет… И сам будешь несчастлив, и детям ничем не поможешь.

Информация и фото предоставлены управлением образования администрации МО ГО «Воркута»