У каждого времени, как верно подмечено, свои герои. Сегодня без преувеличения можно сказать, что героями 2020 года стали работники сферы здравоохранения – врачи, фельдшеры, медсестры и лаборанты, санитары, водители «Скорой помощи» и технический персонал лечебных учреждений. Они и сейчас, облачаясь в защитные костюмы и СИЗы, остаются на «передовой» борьбы с новой коронавирусной инфекцией, продолжая бороться за жизни и здоровье своих пациентов. 

Сравнение с «героями» главному врачу Воркутинской городской больницы скорой медицинской помощи Сергею Бакаеву,  во время пика распространения COVID в нашем городе занимавшему должность главного врача Воркутинской инфекционной больницы, не нравится категорически: «Мы просто выполняем свою работу, и героизм здесь ни при чем».

За пределами прогнозов

По словам Сергея Бакаева, понимание, что ковид, так или иначе, появится в Воркуте, у медиков было – вопрос времени. Прогнозные показатели просчитывались по рекомендациям Минздрава России – 0,5 койки на 1000 населения – 38 коек для воркутинцев, состояние которых потребует госпитализации. Однако очень скоро процесс развития заболевания в Сыктывкаре показал: расчетные значения не соответствуют реальной картине происходящего, и количество коек, оснащенных необходимой аппаратурой,  было увеличено в отделении до 56 единиц. Когда в муниципалитете стали регистрировать первые случаи COVID среди шахтеров, тесно контактировавших между собой, стало ясно, ситуация в Воркуте будет развиваться молниеносно. Так и случилось  – госпитализация жителей с середины мая росла стремительно, был отмечен резкий подъем заболеваемости. 

– Инфекционную больницу пришлось полностью перепрофилировать под ковидных пациентов. Мы развернули 135 коек, в то время как при плановой работе больница рассчитана на 70 коечных мест. Этого тоже оказалось мало, поскольку пациенты находились у нас минимум две недели, а количество поступающих больных в сутки достигало 30-ти. Тогда Минздравом Республики Коми было принято решение о переводе заболевших  в лечебные учреждения Сыктывкара, в том числе в Республиканскую инфекционную больницу и Коми республиканскую клиническую больницу. Санитарная авиация транспортировала до десяти заболевших практически ежедневно. Параллельно в бывшем здании Профпатологии   развернули еще  130 коек для пациентов, ожидающих перед выпиской подтверждения отрицательных тестов на COVID после лечения. При этом никто не мог прогнозировать, как дальше будет развиваться ситуация, когда произойдет пик эпидемии, и мы выйдем на плато, после которого болезнь пойдет на спад. На тот момент было принято решение о создании дополнительного коечного фонда, используя СК «Арктика». Планировалось, что туда будут переведены пациенты из здания Профпатологии для долечивания, а их места в режиме стационара мы сможем использовать для размещения поступающих больных средней степени тяжести. К счастью, данный резерв нам не потребовался, койки в Профпатологии на сегодняшний день уже свернуты, но при необходимости в кратчайшее время будут снова готовы к приему пациентов. Все воркутинцы, инфицированные COVID, сейчас находятся в двух основных корпусах инфекционной больницы. 

Тотальное поражение

Практически все, так называемые, тяжелые пациенты оставались в городе. Перевозить их санавиацией в столицу региона было рискованно – вероятность летального исхода при транспортировке значительно увеличивается. Данный факт потребовал расширения в больнице отделения реанимации, куда были направлены врачи-реаниматологи и реанимационные медсестры из Сыктывкара, оказавшие большую поддержку местным медикам.

Тем не менее, жизни 13 человек врачам спасти не удалось. Причиной тому послужили преклонный возраст и тяжелые сопутствующие заболевания пациентов. Коронавирусная инфекция в разы утяжеляла общее состояние этих больных. Однако были и те, кто по разным причинам слишком поздно обратился за помощью к медикам:

– Они поступали в очень тяжелом состоянии с внебольничной пневмонией, так как долгое время не получали адекватного лечения. Результаты КТ некоторых из них говорили о самых неблагоприятных прогнозах, например, тотальное  поражение легких, не оставляющее человеку шансов. Тем не менее, я считаю, что с нашими ресурсами это довольно низкий показатель смертности на более чем 1500 официально зарегистрированных случаев заболевания. В то же время сегодня у нас появляются пациенты, которым требуется реабилитация после перенесенного заболевания, у людей возникают осложнения со стороны  бронхо-легочной системы, неврологические заболевания.

По инициативе исполняющего обязанности Главы региона Владимира Уйба в Коми первыми в стране начали проводить реабилитацию переболевших коронавирусной инфекцией на базе Ухтинской физиотерапевтической клиники. Сейчас совместно с Минздравом  РК мы отрабатываем варианты, как организовать такую помощь в нашем городе.

В полной готовности 

Инфекционная больница Воркуты была готова к такому сценарию – отмечает доктор. С первого дня Сергей Бакаев был на связи с Минздравом РК. Большую роль в победе над вспышкой коронавирусной инфекции, по словам главврача, сыграл визит в Воркуту руководителя Республики Владимира Уйба. Владимир Викторович привез не только десант врачей и медсестер на подмогу воркутинским медикам, но и новое лекарство – Фавипиравир. Изменил этот визит и судьбу самого Сергея Александровича –  с должности главврача инфекционной больницы он был переведен на место руководителя Воркутинской больницы скорой медицинской помощи. Это было своевременное и правильное решение доверить организацию работы по борьбе с ковидом в Воркуте человеку, обладающему опытом борьбы с инфекцией. Подтверждение тому – своевременно оказанная помощь всем нуждающимся в ней пациентам.

Более того, с подобной эпидемиологической ситуацией  здесь уже сталкивались во время эпидемии Н1N1 – свиного гриппа:

– Тогда также резко одномоментно возросла госпитализация, пришлось экстренно мобилизовать все силы и работать на пределе возможностей. По моему субъективному мнению, вспышка свиного гриппа прошла тяжелее – было больше тяжелых пациентов, больше пневмоний, но морально работалось легче, так как мы понимали, что это за вирус. В сегодняшней ситуации – вирус новый, неизученный, и это вызывало опасения. Тем не менее, мы работали в тесном контакте с Минздравом Республики Коми, общались с коллегами из республиканских больниц, отслеживали их опыт работы, результаты – держали руку на пульсе. Безусловно, пришлось перестраивать все планы, корректировать отпуска сотрудников, планировать возможное привлечение сторонних специалистов.  

В не менее напряженном режиме трудились работники «Скорой помощи» и городской поликлиники. Просчитывалась нагрузка, также отменялись отпуска сотрудников,  и медицинское сообщество доказало – они могут выдержать даже такой ритм работы, сутками не заезжая на подстанции, проводя прием до 500 пациентов в день. По примеру коллег из других городов страны ни один из воркутинских медработников не написал заявление об увольнении. Несмотря на нарекания, шероховатости в организации процессов и возмущения пациентов все они достойно справились со своей задачей. Подвергая себя опасности инфицирования, многие из них перешли в категорию пациентов. При каких обстоятельствах произошло заражение утверждать сложно, но есть предположение, что в большей степени причиной тому стали бытовые контакты, поскольку за время эпидемии медики успели убедиться ‒ защитные костюмы и средства индивидуальной защиты реально работают. 

– Огорчает лишь тот факт, что в такой сложный для всех ситуации некоторых из наших пациентов беспокоило не качество медицинской помощи, а условия пребывания в стационарах. Других поводов для появления в социальных сетях постов и видеороликов на эту тему я для себя не нахожу. Соглашусь, комфорт – важная составляющая нашей жизни, но не в тот момент, когда речь идет о ее спасении. Повторюсь, медработники делали все от них зависящее с теми небольшими ресурсами, которые имели в наличии. И очень хочется спросить отдельных пациентов, особенно тех, кто не верил в болезнь: а что вы сделали, чтобы обезопасить себя? Многие не понимали необходимость средств индивидуальной защиты и не пользовались ими, многие скрывали  недомогание от руководства и продолжали ходить на работу, нарушали предписанный режим самоизоляции. Одним словом, делали все, чтобы заболеть и, к сожалению, достигли желаемого  результата, не забывая выливать своей негатив на людей, которые все это время боролись за здоровье воркутинцев.

 

Вторая волна

Очередного подъема заболевания коронавирусной инфекции в Воркуте ожидают осенью – избежать его городу, скорее всего, тоже не удастся, с той лишь разницей, что прогноз для второй волны не такой массовый. Однако сохраняется высокая вероятность появления новых случаев заболевания у тех, кто сегодня возвращается в город из отпусков. Они будут представлять угрозу для непереболевших граждан. Кроме того, на территории муниципалитета и сегодня остаются жители, имеющие легкую форму коронавирусной инфекции и не обращающиеся за помощью к медикам. Контакт с ними – прямой путь к заражению для людей, не имеющих  иммунитета к вирусу. Начало учебного процесса в образовательных учреждениях и возвращение к полноценному рабочему режиму всех организаций  могут стать активатором процесса инфицирования.  

– Не знаю, как это объяснить, но я знал, что в жизни мне придется столкнуться с подобной эпидемией, – признается Сергей Бакаев. – Предчувствовал, наверное, или профессиональная логика сработала. Именно поэтому в течение 13 лет моей работы главным врачом Воркутинской инфекционной больницы старался сохранить коечный фонд в полном объеме, закрывая кредиторскую задолженность учреждения средствами от оказания платных медицинских услуг. Мне объясняли, что наша служба нерентабельна и правильнее было бы перевести ее в состав ВБСМП. Я был категорически против принятия такого решения, понимая, что в перспективе это означает сокращение персонала, в том числе врачей, а впоследствии и полную потерю инфекционной больницы. В городе, имеющем сложную логистику, транспортную удаленность, и предприятия-«резервуары» (шахты) для стремительного распространения заболеваний, наша служба должна быть сохранена и ориентирована в большей степени не на плановый объем пациентов, а для экстренных случаев.

В новый этап

Напряженные будни главного врача Воркутинской больницы скорой медицинской помощи Сергея Бакаева даже на спаде эпидемии спокойнее не становятся ‒ в новой должности, объединившей в себе недавно два крупных лечебных учреждения, расслабляться не приходится:

– Мой рабочий день заканчивается не раньше десяти часов вечера. Объем работы колоссальный, проблем много, большая часть их них носит многолетний характер, и в каждой нужно разобраться досконально, чтобы найти решение. Более того, мне предстоит сложная задача ‒ объединить два ранее самостоятельных коллектива, сделать их единым организмом. Процесс осложняется тем, что сделать это необходимо максимально быстро, поскольку совсем скоро у нас начнутся плановая госпитализация, диспансеризация, прививочная кампания. Устоявшаяся модель управления  учреждением сегодня не функционирует, и ее «перезапуск» в новом формате потребует еще очень много сил и ресурсов. Как только она станет эффективной, мы увидим ряд преимуществ объединения двух ЛПУ, что, безусловно, позитивно отразится на жителях города в части качества и своевременности оказания медицинской помощи. 

Впрочем, для Бакаева и эта задача не в новинку. В 2007 году, после окончания Кировской медицинской академии с красным дипломом, интернатуры и успешного прохождения подготовки управленческих кадров по курсу «Организация здравоохранения» молодой житель Сыктывкара приказом бывшего министра здравоохранения РК Михаила Мурашко был назначен главным врачом Воркутинской инфекционной больницы.   

К слову, в медицине он оказался не случайно, выбор будущей профессии был сделан еще в школе ‒ прошел профильную подготовку в медицинском классе и даже успел поработать санитаром. Свою роль в этом сыграла и мама, работавшая медицинской сестрой, но ранее мечтавшая о карьере врача:

– После интернатуры я должен был вернуться в Сыктывкар и работать в Эжвинской больнице, но, как принято сейчас говорить, все пошло не по плану. Так я оказался в Воркуте. Начинать было сложно, сказывались отсутствие практического опыта, в том числе для оперативного решения административных и хозяйственных проблем, накопившихся в ЛПУ. Тем не менее, все получилось, поэтому работа в ВБСМП для меня ‒ знакомый процесс, только в значительно большем объеме. Это крайне тяжелый труд, огромная ответственность перед коллективом и пациентами, руководством. Впрочем, ничто не стоит на месте, и я понимал, что хочу двигаться дальше, развиваться, выйти на новый этап своей профессиональной деятельности. Как и в самые первые дни своей работы, мне сегодня сложно, но очень надеюсь, что смогу выполнить и эту поставленную задачу.      

 

 

Пресс-служба администрации МО ГО «Воркута»

 
Распечатать