- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

Твои люди, Воркута! Дорогое «увлечение» художника и педагога Татьяны Пирожковой

На столе в классе Татьяны Александровны Пирожковой, педагога дополнительного образования Детской школы искусств города Воркуты лежит стопка художественных работ ее старших учеников – именно о них ей хотелось рассказать в первую очередь. Это конкурсные работы воспитанников Татьяны Александровны.

‒ Конкурс «Чистый лист», ‒ поясняет она, ‒  проводится второй год в рамках образовательной программы «Юный художник» совместно с музеем современного искусства «Эрарта», музеем и творческим пространством «Артмуза» (г. Санкт-Петербург). В жюри ‒ педагоги из ведущих художественных вузов. Задания всегда очень интересные, и организаторы берут на заметку детей, которые побеждают в конкурсе. У нас именно такие дети, поэтому у них есть возможность заниматься на подготовительных курсах у лучших педагогов страны. Сейчас моей ученице Софье Шлейдовец два педагога уже предложили свою помощь в подготовке к поступлению в государственную художественную академию имени А.М. Штиглица в Санкт-Петербурге.

В первый конкурсный день проводится лекция о современном искусстве и далее четыре дня дети работают под видеокамерой на протяжении трех часов. Им дается задание, и через три часа они должны выдать готовую работу. Работы тут же фотографируют  и отправляют организаторам и, если ребенок не уложился в конкурсное время, команда дисквалифицируется. Для участников в возрасте 15 лет в этот раз было задание – написать автопортрет в стиле «киберпанк». Портреты получились чудесные с определенной долей самоиронии. В другом задании надо было изобразить  в стиле «стрит-арт» знаменитые личности разных эпох, имена которых прочно связаны с Санкт-Петербургом (Екатерина II, Юрий Шевчук, Анна Ахматова,  Александр Блок, Матильда Кшесинская и другие).  Первое место было присуждено работе нашей ученицы, изображающей Юрия Шевчука с гитарой.

У младших конкурсантов (14 лет) было задание в стиле «мейл-арт» (оформление почтовых конвертов). Они должны были изобразить на конвертах города, предложенные организаторами. Наши выбрали Рио де Жанейро и Барселону. Старшие в это время рисовали обложку комикса по классическому произведению «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и другим. Обязательным элементом на обложке был слоган или фраза из произведения. Задача состояла  в том, чтобы сделать такую обложку для книги, чтобы захотелось ее прочесть. Еще одним конкурсным заданием было переложить в стиль «поп-арт» картины известных художников: «Портрет папы Иннокентия X»  Д. Веласкеса, «Автопортреты» К. Малевича и Альфаро Сикейроса, «Кафе в Арле» Поля Гогена, «Девушка в футболке» А. Самохвалова и т.д).

Конкурс проводится раз в год. В прошлом году мы завоевали  сразу два Гран-при: в командном зачете и Софья Шлейдовец получила эту высшую награду в личном зачете. Апполинария Тиунова и Мария Василенкова получили вторые места с абсолютно одинаковым количеством баллов. В этом году у всех участников нашей команды есть призовые места в номинациях, Апполинария стала призером в личном первенстве, а вся команда вновь сработала на Гран-при, причем, с огромным отрывом от второго места, несмотря на то, что количество команд увеличилось.

В «Детской школе искусств» Татьяна Александровна работает уже 11 лет. Она родилась в Воркуте и унаследовала от старших родственников сразу два таланта: способность к рисованию и педагогическое призвание.

‒ У нас потомственная педагогическая семья, ‒ рассказывает Татьяна Александровна, ‒ мои бабушка и мама – воспитатели детского сада. Моя тетя Галя (младшая мамина сестра)  училась в художественной школе, а затем работала художником-оформителем на ЛПК (лесопромышленном комплексе) в Сыктывкаре. Я всегда говорила, что хочу быть, как Галя – художницей. В художественную школу поступила в четвертом классе. На экзамене нам поставили горшок, положили яблоко и сказали: «Рисуйте…». Со мной рядом оказалась Наташа Бобкова, ее мама была преподавателем изо в школе и подготовила Наташу. Она мне что-то советовала, что-то я подсмотрела у других детей, короче, мы обе поступили. Набралось два класса по 13 человек из более сотни претендентов. У меня были замечательные педагоги:  Ольга Петровна Паныч, Евгений Иванович Болдырев, Сергей Петрович Гаркушко, Ольга Константиновна Кузнецова, Татьяна Александровна Бравина.  Я училась до 8 класса, а потом еще осталась заниматься  в профильном классе.

Ольга  Петровна, бывало, спрашивала нас: «Дети, кем вы хотите стать?». Мы дружно кричали в ответ: «Мы хотим стать свободными художниками!», ‒ на что она отвечала: «Ни в коем случае! Никаких свободных художников! Выбирайте себе такую профессию, чтобы она вас кормила!». Из нашего выпуска одна девочка стала ювелиром, вторая – хорошим парикмахером, двое стали реставраторами. Та самая Наташа Бобкова некоторое время работала реставратором, а потом, как и я, стала педагогом и работает сейчас в художественной школе в Гатчине.

Окончив 11-й класс, я поехала в Киров поступать в технологический колледж на модельера-конструктора. Отучилась. Получила специальность технолога швейного производства. Работала в ателье в Сыктывкаре вышивальщицей, портным, закройщиком и решила, что мне надо развиваться дальше. Переехала обратно в Воркуту. Работала в детском саду № 42 «Аленка», потом в детском саду № 39 и в это время училась заочно в Санкт-Петербургском университете культуры и искусства. Уже с дипломом искусствоведа как-то пошла на собеседование в УРАО и в нашу школу искусств. В УРАО мне сразу предложили читать лекции по философии, с которой я не очень дружу, поэтому  предпочла стать педагогом дополнительного образования.

‒ Татьяна Александровна, время, когда вы не занимались художественным творчеством,  не считаете потерянным?

‒ Нет, потому что за это время я приобрела множество того, что сейчас могу передать своим ученикам. Еще в художественной школе преподаватель по декоративно-прикладному искусству Наталья Афанасьевна, что называется, «заточила» нам руки на   этот вид творчества и на скульптуру. Мы с ней и батики писали, и гобелены ткали, и многое другое делали. Плюс вся моя работа ‒ большой опыт и знания, которыми я сейчас пользуюсь как педагог.

‒ Детям это нужно, или они приходят в школу только писать?

‒ Дети разные. Кто-то приходит только писать, кому-то интересно делать все. В основном мы больше рисуем. Мои живописцы – мой самый любимый класс, потому что они пришли маленькими, были нацелены именно на рисунок, на живопись, на композицию, на поступление в художественные вузы. 

‒ А почему все-таки не личная художественная карьера?

‒ Хочется передать и опыт, и умение другим. По-видимому, педагогика в крови. Даже учась в школе, была наставником тому, кто слабее. Творческие дети, как правило, непростые. К детям с ОВЗ тоже нужен особый подход, в этом случае и задачи выстраиваются по-другому, и процесс обучения. Это интересно. Я себя нашла в этом, это лучше, чем быть вольным художником ‒ Ольга Петровна образумила… Да уже и в школе искусств у меня был прекрасный наставник, потрясающий человек и художник Михаил Ефимович Терентьев, который помог мне с головой уйти в профессию.

‒ Для вас важнее научить всех или выбрать лучших и сделать из них звезд?

‒ Есть программа, по которой мы должны научить всех. Есть дети, которые хорошо выполняют программу, но при этом у них нет стремления к участию в конкурсах, и я не буду настаивать, ломать ребенка. А есть ребята, у которых дух борьбы настолько силен, что они начинают участвовать в конкурсах с малых лет. Участие в конкурсе – это процесс. Ребенок должен обладать определенным набором качеств – это стрессоустойчивость,  умение сосредоточиться и собраться в критической ситуации. К сожалению, не все могут это сделать. Есть дети, которые учатся по программе и участвуют в заочных конкурсах.

‒ Зачем вообще нужны конкурсы?

‒ Во-первых, это интересно для детей. Во-вторых, это новый толчок для развития творческих способностей, креативного мышления. В феврале будет проходить очный юношеский конкурс изобразительного искусства «Медный всадник» в Санкт-Петербурге и конкурс юных художников «Синяя птица» в Котласе, в которых мы планируем участвовать. В-третьих, конкурсы позволяют выявить свои ошибки. После каждого очного конкурса происходит, так называемый, «разбор полетов», дети учатся анализировать свои работы и выявлять свои ошибки. В-четвертых, это своеобразная тренировка, подготовка к поступлению в вуз ‒ они уже не растеряются в новых для них условиях.

‒ Темы работ в процессе обучения всегда заданы или ребенок может выбрать свою?

‒  Мы стараемся не давать свободные темы совсем маленьким детям. Для старших свободная тема допустима, поскольку у них уже достаточно богатый внутренний мир, и они уже могут сделать что-то такое, до чего и мы не додумались бы. Когда дети выполняют итоговые дипломные работы – это абсолютно свободное творчество. Они сами выбирают темы, которые им интересны, выбирают техники, выстраивают композиции на свои темы. Конечно, мы им помогаем. В этом году выпускаются живописцы – это первый  экспериментальный класс, который мы набрали на программу «Живопись». Темы дипломных работ, какие-то идеи, варианты мы с ними проговаривали еще в прошлом учебном году. У кого-то будут иллюстрации к литературным произведениям, одна девушка увлеклась греческой мифологией, другая планирует проиллюстрировать книгу Л. Кэрролла  «Алиса в стране чудес». Многие мои коллеги из других городов удивляются, что я позволяю детям самим продумать тему, но мне очень важно, чтобы детям было интересно сделать именно ту работу, которую они хотят. А моя задача – подстроиться под них: с кем-то книгу почитать, кому-то помочь с подачей, кому-то с техникой, со стилем выполнения работы.

‒ Для вашей личной жизни ваша специальность имеет практическое значение?

‒ Как минимум, никогда не стоит проблема подарков. Дарю картины, самодельные игрушки (валяные, из ваты – отличный  подарок на Новый год), цветы из полимерной глины. Люблю шить себе, друзьям, например, с коллегой сшили стилизованные этнокостюмы из старых джинсов и яркой бязи для ансамбля «Веснушки». Да и вообще из старых джинсов получаются интересные стильные рюкзаки, сумки и другие изделия.

‒ Как вы относитесь к популярному сегодня рисованию по номерам?

‒ Творчеством это не считаю, но многие хотят рисовать, для них это и выплеск эмоций, и релакс. Для меня, когда я пишу свои акварели, это тоже релакс. В тот момент мое состояние можно обрисовать расхожей, но точной фразой: «Ушла в себя, вернусь нескоро». Если людям это нравится, пусть рисуют. Другое дело, когда обещают сделать из вас художника за щесть дней… Нельзя стать художником за щесть дней, так же, как и невозможно стать музыкантом, врачом, педагогом! Лучше  говорили бы честно: «Обучаю правополушарному рисованию». Это интуитивный метод, в котором главное правило – повторять все движения за педагогом, не успевая логически мыслить и анализировать. Было время когда наши учащиеся ходили в свободное время на такие занятия. Очень сложно было вернуть их обратно в русло анализа композиции и форм, без которого невозможно обучение классическому изобразительному искусству.

‒ Дорогое ли это увлечение – изобразительное искусство?

‒ Не дороже, чем удовлетворение и радость от достижений своих учеников, например, когда они поступают в художественные вузы страны, да еще и на бюджет. Это, действительно, дорогого стоит. Ради этого стоит вкладываться в качественные  дорогостоящие материалы: кисти, краски, бумагу, холсты.

 

Информация и фото предоставлены управлением образования администрации МО ГО «Воркута»