В очерках о воркутинцах мы обычно рассказываем о том, где человек родился, где учился, где и кем работал, словом, о тех событиях, которые считаются определяющими в судьбе человека. Судьбы у всех разные, но… для нас важен факт, что в этих тысячах судеб был определен момент, когда человек оказывался в нашем заполярном городе и становился настоящим воркутинцем…

Судьба Адаменко Валентина Павловича с самого его рождения не то, что складывалась трагично, она началась буквально с беды. Он родился во время войны в 1944 году в концлагере в Германии, чуть не умер от истощения и медицинских экспериментов, которые над ним проводили. Жизнь ему спас гвардии полковник медицинской службы советских войск, который буквально выкормил его из пипетки, выхаживал больше года. Об этом Валентину Павловичу рассказала его мама, и эта история до сих пор вызывает у него душевную боль еще и потому, что из-за этих трагических событий он потерял один глаз. Этот физический недостаток поставило крест на его детской мечте – стать военным.

Потом была полуголодная жизнь с дедом на Украине в Николаевской области, переезд в Азербайджан, где мама Валентина Павловича работала в нефтяной отрасли, затем болезнь матери и детский дом им. А. Матросова в Славянске на Кубани. Хозяйство у детского дома было большое ‒ около 250 га с садами, огородами, пасекой, со стадом коров, с лошадьми, свиньями. В собственности детского дома была даже полуторка, собранная бывшим военным водителем из нескольких разбитых машин, которая служила транспортным средством для воспитанников. Ребята не только обеспечивали себя едой, работая в хозяйстве, но с удовольствием проводили там летнее время.

Со своей будущей женой он познакомился во время учебы на агронома в сельхозтехникуме в том же Славянске. Снимал жилье у двух бабушек-сестер, у одной них была шестнадцатилетняя внучка Наташа. Валентин был спортивным юношей (второй разряд по спортивной гимнастике), стройным, спокойным. Учился он добросовестно, в программе по обучению будущих агрономов была и латынь, и изучение сельскохозяйственной техники, словом, из ребят готовили специалистов широкого профиля, поэтому неудивительно, что юная девушка всерьез им увлеклась.

По словам Валентина Павловича, видимо, потому, что в детстве он начитался приключенческой литературы, ему очень нравилось путешествовать, его тянуло в тайгу, в горы, поэтому география мест его жительств и работы обширна. По комсомольской путевке он строил алюминиевый завод в Красноярском крае, затем там же в совхозе «Майский» какое-то время работал по специальности, полученной в сельхозтехникуме.

Был в его трудовой биографии эпизод, когда он пару лет работал учителем физкультуры в восьмилетней школе в поселке Никольское в Емельяновского района Красноярского края. Затем Валентин уехал строить Усть-Хантайскую ГЭС, его там заметили и предложили работать в турбинном цехе, где он осваивал новые для него специальности – слесарное дело, электрику.

В Воркуту семья Адаменко приехала к матери Натальи, которая в то время жила в Хальмер-Ю. Устроиться по полученной в сельхозтехникуме специальности «садовод-огородник» Валентину Павловичу не удалось, зато он сделал карьеру в комбинате благоустройства нашего города ‒ стал начальником снабжения, получил звание «Ударник коммунистического труда». В сфере его профессиональных интересов было освещение нашего города. В общественной жизни он был председателем народного контроля и председателем профсоюзной организации. Он не только постоянно учился сам, но убедил жену Наталью Львовну окончить заочно Ухтинский железнодорожный техникум, что позволило ей в дальнейшем успешно работать в Погрузочно-транспортном управлении ОАО «Воркутауголь».

Свою семейную жизнь Валентин Павлович обозначил штрихами, не вдаваясь в подробности, но даже из скупых фактов, которыми он поделился, вырисовывается жизненная картина, которая по плечу далеко не каждому Его жена была старшей в неблагополучной многодетной семье. Чтобы спасти младших детей от распределения по детским домам и интернатам, семья Адаменко забрала их к себе. Плюс двое своих детей – вот и получилось, что надо было растить, кормить, учить, выдавать замуж и женить пятерых! Справились…

В свое время в поселке Октябрьском Валентин Павлович построил домик. Три года семья не ездила в отпуск, обустраивая жилище, но, к сожалению, в какой-то момент произошел пожар – дом сгорел, а семья переехала в двухкомнатную квартиру в этом же поселке. После того, как все дети выпорхнули из родительского гнезда, семейный союз Адаменко распался…

Для кого-то такая трагедия в жизни становится роковой, но Валентин Павлович не сломался. «Воспитание детдомовское не позволило», ‒ объясняет он. Сегодня он также бодр, спортивен, все еще работает и имеет активную гражданскую позицию. В «кухонных» словесных баталиях в отношении событий в Украине твердо стоит на позициях патриота своей страны.

‒ Я не понимаю и не принимаю никаких антироссийских выпадов от своих же россиян, ‒ говорит Валентин Павлович. ‒ У меня, наверное, в крови патриотизм и преданность своей стране, а за украинцев обидно, что они выбрали такую унизительную, бандитскую тактику ведения войны.

Уезжать из Воркуты Валентин Павлович не собирается да, по большому счету, и некуда. Обеспечить тылы на старость у него не получилось, поэтому спокойно живет здесь, поддерживает отношения с детьми и внуками, которые разъехались по разным городам и весям в поисках своей судьбы. Сегодня среди них есть музыканты, врачи, нефтяники и экономисты…

Информация предоставлена управлением образования администрации МО ГО «Воркута»

Фото из личного архива В.П. Адаменко

 
Распечатать