- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

Сергей Гагаузов: «За последнее время мы подрастеряли интеллигентного, интересующегося зрителя»

Это тот редкий случай, когда ученику на уроках можно быть абсолютно искренним, задавать и обсуждать с педагогом любые вопросы и даже просто подойти и обнять его. Так повезло ученикам Сергея Гагаузова, директора и преподавателя Воркутинской детской художественной школы.

Чаще всего во время интервью с интересными людьми мы, журналисты, стремимся получить точный ответ на поставленный вопрос, а с Сергеем Владимировичем, добрым, умным и ироничным собеседником, всегда хочется просто поговорить, тем более, он и нам разрешает задавать любые вопросы.

В Воркуте он с 1992 года и признается, что потребовалось огромное усилие воли, чтобы ему, южанину, остаться жить в нашем заполярном городе. В этом году исполнилось 25 лет как он директор воркутинской «художки» и более 30 лет как живет в Коми. Его уже можно считать коренным воркутинцем, вырастившим не одно поколение юных художников, который знает проблемы нашего города и защищает его интересы как депутат Госсовета Республики Коми.

– Сергей Владимирович, вы занимаетесь депутатской деятельностью с 2018 года. Не разочаровались?

– Да я и не впечатлялся. Это такая деятельность, в которой отсутствует слово «мечта». Здесь нельзя мечтать, чтобы в городе были хорошие дороги, у жителей – высокая зарплата и чтобы всем жилось хорошо. Здесь только можно ставить цели и достигать их. Став депутатом, я понял, что не все так красиво, как показывают по телевизору. И даже чтобы решить небольшую проблему для своего города, для своего округа, надо приложить огромные усилия.
Начинаешь понимать, что у каждого депутата в Коми есть свой округ и свой город, и каждый хочет решить эту свою небольшую проблему. Причем, положительное решение какой-либо проблемы зависит еще и от имиджа города, а он формируется совместными усилиями всех жителей. Например, стела «Город трудовой доблести» установлена в Воркуте, а могла быть в Инте… Установка стелы в нашем городе – это заслуга всего депутатского корпуса, администрации города и активных воркутинцев.

– На ваш взгляд, какие проблемы сегодня наиболее актуальны в нашем городе?

– В Воркуте всегда одни и те же проблемы и, в первую очередь, это дороги. Многое уже удалось сделать для решения этой проблемы. В прошлом году, как никогда, мы с моими коллегами привлекли достаточное количество дополнительных средств, чтобы горожане воочию увидели хорошие улицы. Пока у нас недовыполненные задачи по обустройству дворовых территорий, по переселению из ветхого жилья и сносу пустующих домов. Самая большая проблема моего округа – кольцевая автодорога. Необходимо отремонтировать более шести километров. Надеюсь, в следующем году нас в правительстве региона услышат, и мы получим субсидию.

Я ведь не только депутат, но еще и директор художественной школы, поэтому для меня важно, чтобы Воркута оправдывала свое звание культурной столицы Республики Коми. Хотелось бы с лучшим результатом и более качественно решать задачу летнего отдыха детей. Переселение за пределы, такое ощущение, стоит на месте. С такими темпами требуется около 100 лет, чтобы переселить на юг всех наших пенсионеров и инвалидов. Проблемы будут всегда, поэтому с ними надо просто справляться по мере поступления – это процесс и наша обычная жизнь.

– Помните, у Маяковского: «Землю попашет, попишет стихи…» – прямо про вас. Как вам удается сочетать в своей работе, казалось бы, несочетаемое?

– Моя политическая работа внесла некий диссонанс в творческий процесс. Пришлось перестраиваться, ведь моим ученикам все равно, какие проблемы занимают мои мысли и мое время. Наверное, где-то с полгода я не понимал, каким образом мне уладить этот внутренний конфликт, потому что нельзя, когда ты занимаешься творчеством, думать о вещах важных, нужных, но бытовых. Со временем я научился абстрагироваться. На время, когда мы работаем с детьми, я отключаю телефон, думаю о живописи, о конкурсе, и в это время я тот Сергей Владимирович, которого они любят. А после занятий я должен забыть об учениках и начать думать об их родителях…

– В своей депутатской деятельности вы нуждаетесь в помощи? И если да, то где вы ее находите?

– Естественно, ведь мы не родились депутатами, а нам приходится решать разные задачи. Если человек «плавает» в юридических документах, то в Госсовете есть юридический отдел, куда можно прийти и проконсультироваться. Лично я не обращаюсь за помощью к каким-то отдельным специалистам, а стараюсь прояснить интересующий меня момент у депутатов, которые в проблемной для меня теме, что называется, собаку съели. Меня так учили, что нет ничего зазорного в том, чтобы спросить о чем-то, это гораздо лучше, чем потом попасть впросак. У нас в Госсовете РК так устроено, что тебе обязательно будет оказана квалифицированная помощь. Любой человек, если он на своем месте, и хочет что-то сделать, то обязательно разберется, как это сделать.

– Судя по тому, как постепенно меняется наш город, у депутатского корпуса с администрацией города есть взаимопонимание…

– Сегодня, наверное, как никогда есть взаимодействие. Это всегда было трудным моментом, потому как депутат должен требовать от администрации, а администрация должна выполнять. Народ же вообще уверен, что депутат – это прокурор. Он должен прийти, проверить и, если что-то не сделано, посадить виновника в тюрьму. На самом деле депутат между народом и администрациями разных уровней пытается решить проблемы этого народа. Проблему сначала надо донести, но не просто донести и забыть, а ходить и доносить ее вновь и вновь, и ставить эту проблему снова и снова. И в итоге найти компромиссный вариант, который позволит сдвинуть ее с места.

Есть поговорка: «Ласковый теленок двух маток сосет», – это мудрость на все времена и для всех, чтобы решать проблемы путем компромисса. Ставить задачи и критиковать – легко, сделать что-то – гораздо сложнее, поэтому главное – это компромисс и конструктивный диалог между одной ветвью власти и другой. Сегодня такой диалог ведется. Нынешний руководитель администрации города Ярослав Шапошников, по моему мнению, относится к тому типу людей, которым интересно то, чем они занимаются. Он знает многих людей в городе, знает, где они работают, что из себя представляют и какие проблемы их волнуют. Он постоянно выходит с какими-то новыми идеями, и Воркуту считает не просто площадкой для деятельности, а своей жизнью. Мне с ним работать легко, мы всегда находим точки соприкосновения.

– Сергей Владимирович, помнится, в 90-х в своей профессиональной деятельности вы постоянно экспериментировали, а сейчас?

– Наша школа тем и славится, что стоит на эксперименте. Разве не является результатом уникального эксперимента то, что сегодня в нашей школе работают преподавателями (все до единого) выпускники нашей школы? Это мои ученики. Мы постоянно экспериментируем в различных технологиях и делаем это ради развития творчества ребенка, ради того, чтобы ввести его в мир искусства. У нас есть творческая жизнь, которая объединяет и преподавателя, и ребенка – вот там море экспериментов. Например, на прошедших Дельфийских играх Вика Смальскайте удивила жюри и зрителей новым подходом, который мы придумали. В ее работе, помимо декоративности, была еще и особая бумага, на которой она была выполнена. Двухслойная бумага с прослойкой из фольги попала к нам совершенно случайно, мы пробовали с ней работать – долго ничего не получалось, но теперь мы «извлекаем» из нее массу новых технологий.

– То есть ваше учебное заведение можно назвать принятым сейчас термином «точка роста»?

– Я бы сказал, что наша школа – «восклицательный знак роста», быть «точкой» для нас маловато. Наши выпускники сегодня живут и работают по всему миру. Мы следим, кто у нас куда поступил. Из нашей школы выходят люди интересные, творческие, которые могут стать интересными для других, и даже не важно, если они не станут художниками.

– Наша жизнь за тридцать лет очень изменилась. А дети?

– Изменились, но я связываю это с тем, что изменялись их родители, изменился их подход к детям. Раньше было как в анекдоте, когда еврейского мальчика привели учиться игре на скрипке и учитель его спросил, хочет ли он стать музыкантом, мальчик твердо ответил: «Нет!». Тогда учитель спросил, а хочет ли этого его мама. Мальчик ответил утвердительно. «Тогда ты им станешь!» – резюмировал учитель. Воркутинские родители раньше серьезней относились к занятиям в нашей школе. Были ученики из семей, у которых порой денег на хлеб не хватало, но дети рисовали очень дорогими красками «Ленинград». И родители шли на это, потому что понимали, что это нужно, что только такими красками ребенок может научиться рисовать. Сегодня дети, проучившись несколько лет, чаще уходят из школы, возможно, потому, что их родители рассматривают школу как кружок по интересам. Что же касается талантливости, то такие дети были, есть и будут.

– Запоминаются, наверное, самые талантливые ученики?

– Запоминаются те ребята, с которыми ты не только был в школе, а куда-то ездил. Это Сергей Борисенко, Роман Неклюдов, тот же Дима Реутов, который в 1999 году получил золото на первых Дельфийских играх в Саратове. Запомнились трое мальчишек, которые из-за своей рассеянности даже пропустили первый день конкурса – просто сидели в отеле и смотрели телевизор. Вова Швец поразил всех на Дельфийских играх в Молдове. Он получил не только золотую медаль, но и диплом – такого не было ни до того, ни после. Это был диплом, который ему от своего имени вручил председатель жюри, директор художественной галереи в Кишиневе, который сказал: «Если бы я не стоял у тебя за спиной, не видел, как ты рисуешь, никогда бы не поверил, что это твоя работа». Это девочки – Элина Кучарбаева, Даша Клюева, Анастасия Лебединская, Ирина Фибих, Настасья Нифантова, Мария Александрова, Ксения Олиферук. Лера Буторина, которая у нас получила три золотые медали – это феномен для Дельфийских игр (мы тогда впервые участвовали в европейских играх).

– Сергей Владимирович, вспоминаются ваши персональные выставки фоторабот как результат ваших путешествий по миру…

– У меня большое количество материалов и даже еще мной не виденных – в своих поездках я снимал много. На выставке о Папуа-Новой Гвинее была показана лишь пятая часть материала. Делать такие выставки, во-первых, дорогое удовольствие (печать больших фотографий стоит дорого), во-вторых, это время, потому что требуется тщательная и длительная работа с фотоматериалом, чтобы показать страну так, как хочется именно мне. Выставок нет, потому что банально нет времени этим заняться. И все же мы планируем в ноябре 2023 года выставку работ преподавателей детской художественной школы. Они тоже все люди творческие, и им есть, что представить воркутинскому зрителю. Другое дело, как мне кажется, за последнее время мы подрастеряли интеллигентного, интересующегося зрителя, который может по достоинству, качественно оценить то, что ему показывают. Причин этому много, но факт остается фактом.

– У людей с пытливым умом стремление учиться как врожденный рефлекс. Вы сейчас чему-то учитесь?

– Года два назад я у меня действительно появился вопрос, способен ли я еще учиться? И чтобы ответить на него, поступил в Российскую академию государственной службы при Президенте РФ на сложный факультет, связанный с культурой. Учиться было невероятно сложно, но главное, что я вынес из этого «учебного» процесса, что в учебниках, которые были нам рекомендованы, не было ответов на вопросы, по которым нас экзаменовали, и то, что дипломная работа теперь должна пройти проверку на плагиат… В итоге я все же защитил на отлично свою работу на тему: «Управление в области культуры» и окончил академию с красным дипломом. После этого я еще с большим уважением стал относиться к людям, которые занимаются государственной службой.

Там нельзя быть, что называется, человеком с улицы. В профессиональном плане я тоже продолжаю учиться, но для этого мне не нужны академии, я учусь в процессе общения с людьми своей профессии, фотоискусства. На последних Дельфийских играх я познакомился с очень интересным человеком, известным фотографом и журналистом – Виталием Ивановым, который живет в Красноярске и объездил весь Север России. Мне всегда хотелось поплавать по Енисею и пофотографировать, возможно, в 2023 году мне это удастся благодаря знакомству с этим человеком.

– Можете поделиться наиболее яркими впечатлениями уходящего года?

– В последнее время мое самое ответственное и интересное впечатление и радость жизни – моя шестилетняя внучка. Она меня любит и часто выдает родителям перлы. Мне рассказали, как однажды она шла с мамой и безутешно плакала: «все плохо, братика нет, жизни нет, дождь идет…», на что мама ей отвечала: «зато у тебя есть дедушка Сережа». После секундного размышления внучка перестала плакать! Что касается профессиональных моментов, то этот год уникален в том смысле, что в один год мы получили две золотые медали на разных Дельфийских играх. Одну завоевала Юля Евреева в Красноярске, вторую – Катя Александрова в Сыктывкаре.

– Что-то хотите сказать воркутинцам в преддверии Нового года?

– Воркутинцы должны оставаться воркутинцами. У них всегда должно быть хорошее настроение. Оно должно быть новогодним и, несмотря ни на что, в Новый год нужно чувствовать себя счастливыми. Если есть болезни, постараться не вспоминать о них. Как мне когда-то сказала одна американская пара (ей было 87, а ему – 92), а дело было в Севилье, что они считают за лучшее умереть в Испании среди цветов, чем ожидать смерти от болезни в своей спальне в Колорадо. Желаю всем собраться семьей, где-нибудь среди красот Алтая или на берегу Байкала, помнить о том, что вас любят, что вы любите, подумать о том, что приходящий год должен принести счастье. Лично мне каждый год что-то приносит…

Информация и фото предоставлены управлением образования администрации МО ГО «Воркута»