Одна из новаций современной педагогики – использование цифровых инструментов в образовательном процессе. Не секрет, что учителя сами часто испытывают дефицит опыта адаптации к жизни в стремительно меняющихся условиях и восполняют его зачастую с помощью учеников. 

Есть мнение, что сегодня школа не только не готовит молодое поколение к жизни в современном мире, но и усугубляет разрыв между поколениями, системой образования и обществом, бизнесом и семьями. Устранить этот разрыв и помочь педагогам в применении их цифровых компетенций к образовательным реалиям может республиканский ресурсный центр «Школа будущего», созданный на базе воркутинской школы №40.

Мы беседуем с руководителем центра, завучем и учителем истории школы №40 Радиком Туренбековым.

– Радик Хамитович, почему именно ваша школа была выбрана в качестве базы для республиканского ресурсного центра?

– Очевидно, потому, что к этому моменту мы уже были ресурсным центром в сфере информатизации, то есть у нас уже была база и определенный опыт. Обновленное мобильное оборудование, которое получили наши учителя математики, то есть те, кто и продвигает информационную и цифровую среду в школе, позволило превратить их классы в место, где все учителя-предметники могут получить нужную им «цифровую» услугу.

– Как повлияла пандемия 2020 года на переход в «цифру»?

– Статистика и практика показали, что именно воркутинские школы первыми в республике начали без проблем справляться с дистанционным образованием. У многих преподавателей эти навыки уже были, а пандемия подтолкнула к тому, чтобы по максимуму использовать эти умения. Правда, не все дети и родители были готовы к такому формату работы, им пришлось перестраиваться. Были моменты, когда несколько раз приходилось объяснять ученикам алгоритм действий работы на платформе. Некоторые затруднения в переходе на дистанционное обучение испытывали и учителя, которые опирались в основном на традиционные технологии обучения – и здесь им на помощь приходили старшеклассники.


– Есть перечень ресурсов, которыми обязаны пользоваться учителя?

– Педагогам интересно попробовать все. В доковидный период учителя сами искали и использовали различные платформы, в том числе рекомендованные Министерством просвещения РФ. Были и платные платформы, работать на которых мог себе позволить не каждый учитель и не каждое образовательное учреждение. Например, плата на платформе «ЯКласс», если ее использовал учитель, составляла около 2500 рублей в год, если школа – около 100 тысяч. В период пандемии организаторы платформ предоставили бесплатные контенты. Это был понятный маркетинговый ход, но многих моих коллег настораживало, как платформы будут действовать дальше. Надо отметить – они остались бесплатными. Одно время учителя использовали социальные сети, например, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Сейчас социальные сети для школ недоступны, но есть альтернатива – новая платформа «Сферум». Она постепенно совершенствуется, опираясь на опыт педагогов.

– Чем конкретно может помочь ваш ресурсный центр педагогам?

– Есть профессиональный стандарт педагога, в который включены навыки и компетенции, которыми он должен владеть. В нашем центре мы расширяем уже имеющиеся у учителя навыки. Педагоги со стажем проходят у нас процедуру переформатирования. На базе нашего центра под руководством Коми республиканского института развития образования мы проводим курсы повышения квалификации. Сначала обучали использовать информационные ресурсы педагогов, а затем воспитателей. Одним из последних городов, где мы делились опытом с педагогами, была Инта.

– Такое возможно, что учителя так и не смогут догнать своих учеников в умении пользоваться цифровыми ресурсами?

– Не исключено. Дети получают навыки на уровне начальной школы, совершенствуют их в основной школе и занимаются самообразованием. Есть моменты, когда ребенок без помощи учителя находит решение поставленной задачи. В этом есть плюсы: наша цель – чтобы наши ученики были лучше нас, а сохранить правильное равновесие позволяют психолого-педагогические приемы. Такой ребенок в классе может стать наставником в своей теме, а педагог может найти в нем помощника. Есть и другие ситуации, когда «цифра» в помощь ученику – это в инклюзивном образовании и в другие моменты, когда ученик испытывает затруднения. У меня такой опыт был: ученик неуверенно чувствовал себя в классе у доски, а дома был в привычных условиях, не испытывал никакого дискомфорта и получал необходимый спектр базовых знаний онлайн. Уверенности в себе ему придала проектная деятельность, он начал выступать перед аудиториями не только в нашем городе, но и выступил на одной конференции в Москве. Сегодня он студент, учится в Санкт-Петербурге, будущий политолог, и именно цифра помогла его успеху.

– Как планируется работа вашего центра?

– Есть базовый план работы, но он расширяется, например, если к нам обращаются индивидуально. Мы всегда готовы делиться наработанным опытом. Недавно на базе нашего центра в рамках «Школы молодого педагога» мы демонстрировали, какие образовательные платформы мы используем, как мы это делаем и почему, с какими трудностями сталкиваемся и как их решаем. Общение с молодыми педагогами проходило в форме диалога, что позволило получить обратную связь. В феврале совместно с Ухтинским государственным техническим университетом планируем провести детский университет.

У творческой группы нашего центра нет фиксированного числа участников, поскольку в нашей школе №40 все педагоги используют цифровые технологии, и каждый способен и готов поделиться опытом в своем направлении. Мы постоянно проводим круглые столы, конференции, встречи. Наша работа – это постоянная творческая креативная деятельность. Если происходит спад востребованности наших услуг в Воркуте, это не значит, что в них не нуждаются учителя других муниципалитетов республики и даже за ее пределами. Мы общаемся с Кировской областью, Свердловской. Люди звонят, говорят, что увидели на нашем сайте интересующую их информацию – мы делимся.

Информация и фото предоставлены управлением образования администрации МО ГО «Воркута»

 
Распечатать