- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

Пятидневная учебная неделя: «за» и «против». Цифры, аргументы, статистика, выводы.

Специалисты управления образования по поручению руководителя администрации Воркуты Игоря Гурьева подготовили аналитическую записку, в которой отражены недостатки и преимущества введения пятидневной учебной недели в образовательных учреждениях Воркуты.

Напомним, родители и школьники на странице мэра города в феврале подняли вопрос о необходимости введения пятидневной системы обучения. Главный аргумент – повышенная утомляемость и детей и родителей на Крайнем Севере в условиях долгой полярной зимы. Однако, несмотря на однозначные результаты онлайн-голосования в соцсетях (более 90 процентов «за» пятидневную систему обучения, участие в голосовании принимали и школьники), у многих родителей нашлось большое количество аргументов «против».

Главный вывод, который сделала мэрия: решение о введении пятидневной системы вправе принимать каждая школа по отдельности на основании ст.28 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2019 с учетом с учетом мнения всех сторон – учащихся, родителей, педагогов. Т.е. данный вопрос могут поднять школьные комитеты на общем собрании родителей. Обсуждение должно проходить локально с учетом многочисленных аргументов «за» и «против» и специфики образовательной программы отдельной школы, ее географического положения (город, поселки), состава и численности педагогического коллектива, численности детей и мнения самих родителей, законных представителей. Давайте ниже рассмотрим основные положительные аргументы, а затем и риски, которыми родители смогут оперировать при обсуждении вопроса в будущем.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕХОДА НА ПЯТИДНЕВНУЮ УЧЕБНУЮ НЕДЕЛЮ 

  1. Уменьшится максимально допустимая недельная нагрузка у учащихся.
  2. Увеличится время для общения учащихся с родителями за счет субботы (плюс воскресенье). Пятидневка позволит отдохнуть детям перед новой учебной неделей, сделав все уроки на понедельник в субботу, чтобы не тратить на это время в воскресенье.
  3. Увеличится количество выходных дней у работников школ – суббота, воскресенье. Надо признать, нагрузка на многих из них серьезная. За два выходных дня отдых педагогов будет более полноценным и качественным, что положительно скажется на качестве образовательного процесса и предотвратит риск профессионального выгорания.
  4. Переход на пятидневную учебную неделю не влияет на расчет объема субвенций города Воркута – за счет них из республиканского бюджета выплачивается заработная плата (с начислениями) коллектива общеобразовательных организаций (более 710 млн рублей в год).
  5. Теперь о деньгах местных налогоплательщиков. Произойдет уменьшение расходов на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение). Эти расходы ложатся на муниципальный бюджет. В случае введения пятидневки экономия составит порядка двух млн рублей в год. Из-за малокомплектности в Воркуте вынужденно закрываются школы последние 30 лет.
  6. Сокращение расходов на организацию горячего питания в школах в год. Республиканский бюджет сэкономит около 4,3 млн рублей, местный – около трех млн рублей. Работники отрасли школьного питания также потеряют в зарплате.
  7. Проблема занятости в субботу детей дошкольного возраста работников общеобразовательных организаций будет решена за счёт выходного дня родителя. А всего работников общеобразовательных организаций в Воркуте 1 046 человек.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕХОДА НА ПЯТИДНЕВНУЮ УЧЕБНУЮ НЕДЕЛЮ

  1. Возможно:

– сокращение численности учителей изобразительного искусства, музыки, физической культуры за счёт перераспределения нагрузки учителям начальных классов;

или

– перераспределение в связи с сокращением нагрузки учителям начальных классов часов изобразительного искусства, музыки, физической культуры и соответственно снижение уровня заработной платы учителей-предметников.

  1. В среднем при 30 актированных днях (средняя цифра за учебный год) учителям необходимо сокращать изучение тем учебных предметов, используя для этого пять дней в неделю, при этом выполнять требование законодательства по предоставлению качественного обучения. В итоге школы будут вынуждены изменять календарный учебный график, продлевая учебный год, с целью выполнения программы в полном объеме.
  2. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (из семей, имеющих статус «малоимущие» – 279 учащихся), признанных решением Совета школы, нуждающимися в дополнительных мерах социальной помощи (547 учащихся), с туберкулёзной интоксикацией (35 учащихся), учащиеся с ОВЗ (129 учащихся), не смогут в субботу получать в школе горячее питание. Детей, бесплатно питающихся в школах – 990 человек.
  3. В учебном плане школы при пятидневной учебной неделе:

–  во всех классах произойдет уменьшение на три часа кол-ва часов учебного плана. Тем самым не остаётся часов для ведения факультативов и элективных курсов, расширяющих знания по предмету и обеспечивающих подготовку к ГИА.

– сократится количество предметов углубленного уровня на профильном обучении (10-11 кл.).

– образовательные учреждения не будут передавать учебные часы школе №26 на Технологию (там ведется профессиональная подготовка).

  1. Более подробная статистика: в течение трех лет произошло увеличение актированных дней с 24 до 38 дней для 1-5 классов, с 8 до 13 дней для 5-8 классов. 8%, 13%, 16% соответственно актированных дней приходится на субботу. 38 актированных дней составляет потерю пяти учебных недель в начальных классах! Больше месяца дети не учатся. В теории в соответствии с законодательством образовательное учреждение вправе продлить учебный год на эти пять недель (до 1 июля), чего никогда не происходило. Не стоит также забывать о карантинных днях.
  2. Получается, что для выполнения федерального учебного плана субботние часы придется перераспределить на пять учебных дней. От этого, увы, не уйти. После уроков и внеурочной деятельности в школе учащимся позднее придется посещать дополнительные занятия или кружки, а после этого делать домашнее задание. Т.е. при пятидневке у учащихся увеличится учебный день. Тем более, не все учащиеся способны плодотворно работать на 5, 6, 7-ом уроке.
  3. В Воркуте 8602 школьников, часть из которых, нужно понимать, в субботу выйдет на улицы. Не все родители в субботу готовы заниматься развитием детей и осуществлять контроль их занятости. Тем более остро стоит вопрос безопасности детей в условиях маленького посёлка, где нет возможности организовать полноценный досуг подростков вне школы. Дополнительное свободное время может привести часть учащихся и к совершению противоправных действий.
  4. В случае если изменение учебной нагрузки приведет к тому, что учитель будет осуществлять трудовую деятельность на не полную ставку – работник теряет право на досрочное назначение «северной» и «педагогической» пенсии.
  5. В случае изменения учебной нагрузки, уменьшения ставки будет нарушено право на досрочное назначение «северной» и «педагогической» пенсии педагогам и другим работникам отрасли.

Уточняющие вопросы и предложения можно задать специалистам управления образования по телефонам: отдел общего образования – 3-16-24, 3-29-70 (эл.адрес ooootdel@yandex.ru); отдел кадров – 3-19-88 (эл.адрес ok.upro2013@yandex.ru); планово-экономический отдел –  3-27-79 (эл.адрес uprocb@list.ru).

Информация подготовлена управлением образования и пресс-службой администрации МО ГО «Воркута».