В конце прошлого года правительство России включило Белкомур и Баренцкомур в план развития инфраструктуры Северного морского пути. Власти Коми считают, что реализация этих проектов будет способствовать развитию Северного широтного хода. Мэр Воркуты Игорь Гурьев добавляет, что это положительно скажется и для города, который расположен вдали от этих магистралей.

Проекты строительства магистралей Архангельск — Сыктывкар — Пермь (Соликамск) (Белкомур) и Сосногорск — Индига (Баренцкомур) включены в перечень мероприятий по развитию авиационной и железнодорожной инфраструктуры для обеспечения грузовой базы Северного морского пути. Соответствующее распоряжение правительства России 21 декабря 2019 года подписал премьер-министр. Среди запланированных мероприятий — модернизация, расширение магистральной инфраструктуры и реализация дополнительных мер, направленных на развитие сырьевой базы и СМП до 2035 года.

Эти проекты республика продвигает на федеральном уровне по поручению главы Коми Сергея Гапликова. По его мнению, включение проектов в план развития инфраструктуры Северного морского пути их реализация позволит дополнить развитие Северного широтного хода, сформирует транспортно-логистический узел для увеличения грузопотоков, пишет «Интерфакс».
По словам руководителя администрации Воркуты Игоря Гурьева, принятое на федеральном уровне решение в случае успешной реализации положительно скажется на экономике региона. Сначала — в плане привлечения инвестиций, увеличения объема строительных работ, затем — значительный рост грузоперевозок.

От этого может выиграть и Воркута, которая находится вдали от предполагаемого маршрута магистралей. Но именно этот город находится ближе всего к Северному широтному ходу, поэтому существует еще один проект — строительство железнодорожной ветки на север до порта Усть-Кара. Этот проект (Карскомур) есть в комплексном плане развития города.

— Эту ветку можно будет использовать в совокупности с Белкомуром для транспортировки продукции угледобычи. А Северный морской путь может рассматриваться для доставки товаров в разные точки мира. Вопрос себестоимости продукции весьма серьезен, за счет транспортной составляющей можно ее уменьшить. Сегодня у нас только один путь — по железной дороге на юг, на большую землю. Если будет альтернатива этому, то для предприятий, особенно угольной отрасли, это будет экономически выгоднее, — сказал он.

Игорь Гурьев также отметил роль правительства Коми и главы республики в продвижении этих проектов на межрегиональном, федеральном и международном уровнях.

— Белкомур до сих пор находится в приоритетном списке, проект в ящик не положен, крест на нем никто не ставил. Для экономики республики это очень выгодный проект, — заключил он.

*** Проект «Белкомур» (Белое море — Коми — Урал) предусматривает строительство железнодорожной магистрали из Соликамска через Сыктывкар до Архангельска протяженностью 1161 километров. Его прогнозируемая пропускная способность составит до 35 млн тонн грузов в год. Для запуска необходимо проложить несколько участков дороги и реконструировать существующие. Общая стоимость проекта оценивается от 180 млрд до 330 млрд рублей.

Проект «Баренцкомур» (Баренцево море — Коми — Урал) предполагает стоительство железной дороги по маршруту: Сургут (ХМАО) — Полуночное (Свердловская область) — Троицко-Печорск — Сосногорск — порт Индига (НАО). Планировалось, что эта дорога в связке с глубоководным портом наравне с Белкомуром или вместо него станет новым маршрутом для экспорта продукции промышленных предприятий восточной части России. При этом линия проходит через нефтегазоносные месторождения, что откроет возможности для их разработки.

 

bnkomi.ru

 
Распечатать