- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

Мария Шатилова: наставничество повышает мотивацию для профессионального роста

В Коми проходит республиканский конкурс «Наставник года». Его участниками стали 18 претендентов, победивших в своих городах и районах на муниципальном этапе. Воркуту в разных номинациях будут представлять трое конкурсантов.

На звание Наставника года на уровне региона претендуют: в номинации «Наставник – ветеран отрасли» ‒ директор Детской художественной школы Сергей Гагаузов, в номинации «Наставничество в образовании, здравоохранении, социальной сфере, культуре, спорте и иных непроизводственных сферах» ‒ заведующий отделом спорта Дворца творчества детей и молодежи Мария Шатилова, в номинации «Наставничество на производстве, в бизнесе и иных производственных сферах» ‒ пекарь Воркутинского хлебокомбината Наталья Некрасова. В ожидании финального решения конкурсной комиссии номинанты рассказали о сегодняшних итогах своей наставнической деятельности и методах работы с молодыми коллегами. 


Мария Шатилова родилась в Воркуте, окончила Московскую финансово-юридическую академию и Воркутинский педагогический колледж по специальности «учитель начальных классов, дополнительная подготовка в области психологии». С 2009 года работает во Дворце творчества детей и молодежи. В настоящее время занимает должность заведующего отделом спорта. Участие в конкурсе «Наставник года» считает отличной возможностью демонстрации профессионального опыта, проверкой собственного потенциала, как наставника и молодого коллеги, как специалиста. 

‒ Конкурс стал для меня интересным практикумом, ведь, как правило, наставническая деятельность для окружающих проходит незаметно, так как существует исключительно внутри коллектива, организации. На конкурсе же нам необходимо было представить не только нашу систему работы, но и нас самих конкурсной комиссии. Участие в региональном этапе «Наставник года» позволяет продемонстрировать свой наставнический опыт на более высоком уровне, что дает мотивацию для профессионального роста, повышает престиж работы наставников и в определенном смысле может служить поводом для реализации их здоровых амбиций. 
‒ А у вас были наставники? 
‒ Конечно, мои педагоги, руководители, коллеги. Первым крупным мероприятием в ДТДиМ, где я выступала как организатор, стал городской конкурс «Мисс Очарование». Мне необходимо было написать сценарий, продумать все конкурсные этапы, репетиции и массу прочих деталей. В то время я вообще не имела практики проведения таких крупных мероприятий, именно тогда я поняла, что во Дворце работает система наставничества – команда. Я ощутила поддержку коллег, и у нас получился отличный праздник. Я до сих пор помню напутственные слова мне, как молодому педагогу-организатору, на этом мероприятии от моего первого директора Валентины Шукюровой. Все эти наставления я сегодня применяю в работе со своими молодыми коллегами. 
‒ Как вы стали наставником? 
‒ Когда набралась опыта и уже могла сама что-то подсказать другим педагогам. В 2012 году я была назначена на должность заведующего отделом спорта, что обязывало меня обучать своих молодых специалистов, помогать им влиться в коллектив, адаптироваться – во Дворце, так выстроена работа в части неофициального наставничества. За многолетнюю практику эта система зарекомендовала себя исключительно с положительной стороны, ведь любой вновь принятый сотрудник проходит этапы профподготовки и адаптации ‒ школу молодого педагога, участвует в фестивале «Дни молодого педагога», проходит обучающие семинары и мастер-классы. 
‒ Кем из своих наставляемых вы сегодня можете гордиться? 
‒ Если говорить о неофициальном наставничестве, это педагог туристско-краеведческой направленности Светлана Зиннатуллина. Мы, можно сказать, вместе прошли ее путь конкурсов профессионального мастерства (учрежденческий, городской, республиканский), а в прошлом году она заняла первое место на уровне региона и это, безусловно, повод для гордости. В плане официального наставничества моя подопечная на сегодняшний день – педагог-организатор отдела спорта Елизавета Федорова. С ней мы работаем по программе, которую представили на конкурс наставников. За время нашего сотрудничества она подготовила и провела 236 мероприятий, куда вошли спортивные соревнования различного уровня: Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры» по видам спорта тхэквондо, дзюдо, художественная гимнастика, Первенства Республики и Города Воркуты по тхэквондо и художественной гимнастике, а также воспитательные мероприятия, социальные акции, фестивали, викторины, беседы, конкурсы чтецов и многое другое. Ее работа была отмечена благодарственными письмами и грамотами администрации города, управления образования Воркуты и социальных партнеров. Сейчас Елизавета получает высшее педагогическое образование и недавно перевелась на факультет дополнительного образования, чтобы по окончанию института продолжить работу в ДТДиМ. 
‒ С чего начинается работа с молодым специалистом? 
‒ Необходимо определиться с его объемом знаний и навыков, предпочтениям в направлении деятельности. На основании этой информации составляется план работы, который в полной мере отражает задачи дополнительного образования. В процессе наставник помогает молодому коллеге адаптироваться в учебно-образовательном процессе, и, конечно, найти свою нишу в коллективе, став его полноправным участником и самостоятельной творческой единицей. Поскольку направления деятельность у всех специалистов разные, планы работ для каждого подбираются индивидуально, но имеют обязательные общие этапа: изучение нормативной базы, методических материалов, а также трансляция опыта через отрытые занятия и различные мероприятия. Кроме того, очень важно найти психологический контакт с новым коллегой, чтобы работать вместе было комфортно. В противном случае результат наставничества будет, скажем так, формальным. 
‒ Что для вас является самым сложным в наставнической деятельности? 
‒ Нести ответственность за человека как за будущего профессионала. Лично я всегда переживаю за своих подопечных коллег больше, чем за себя. В профессиональном плане особых сложностей у нас не возникало. Даже изучение новых направлений деятельности для развития молодого специалиста для меня в первую очередь – получение дополнительных знаний и развитие. Например, моя подопечная решила реализовать себя в волонтерстве, поэтому мне пришлось изучать юридическую сторону данной деятельности, чтобы помогать ей в реализации этой инициативы. 
‒ Роль наставника как-то отражается на вашей жизни? 
‒ Приходится постоянно учиться самой, так как без этого невозможно научить чему-то других. Более того, работа с детьми и подростками требует соответствовать современным веяниям времени, быть прогрессивным, а это значит – постоянно совершенствоваться, развиваться, повышать квалификацию во всех направлениях, так или иначе соприкасающихся с основной деятельностью. 
‒ Были в вашей практике интересные истории, связанные с наставничеством? 
‒ У нас каждый день – интересная история! Мы все творческие люди, поэтому у каждого есть масса идей, которые мы обсуждаем, прорабатываем и стараемся воплотить в жизнь. С такой работой скучать не приходится, а наставничество, хоть и длится у нас официально три года (пока сотрудник считается молодым специалистом) по факту никогда не заканчивается. 

Пресс-служба администрации МО ГО «Воркута»