С сокращением населения в нашем городе объем транспортного потока на улицах муниципалитета меньше не становится. Ситуация отнюдь не парадоксальная, поскольку все больше воркутинских семей сегодня имеют личный автомобиль, а некоторые – не один.

К тому же ежегодно увеличивается количество новоиспеченных водителей – потенциальных автовладельцев. О том, как изменилась с годами обстановка на дорогах Воркуты, нюансах организации дорожного движения и дисциплине его участников рассказал начальник отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Воркуте майор полиции Кирилл Попов.

Кирилл Михайлович – воркутинец во втором поколении. В выборе будущей профессии долго не сомневался: от идеи стать пожарным пришлось отказаться – смущала работа на высоте, поэтому еще в юности, по примеру многочисленных родственников, он принял решение поступить на службу в органы охраны правопорядка. Сразу после армии в 2005 году пришел в местный отдел ГИБДД. Начинал работу с должности инспектора дорожно-постовой службы, затем был назначен инспектором по пропаганде, а с 2011 года – государственным инспектором дорожного надзора. В январе 2022-го заступил на новый пост, возглавив воркутинскую Госавтоинспекцию. Полученный в ходе многолетней работы профессиональный опыт помогает ему сегодня грамотно выстраивать деятельность городской инспекции, а авторитет среди коллег, основанный на взаимном уважении, – выполнять поставленные перед коллективом задачи. Несмотря на высокую должность, его и сейчас нередко можно встретить на дорогах города в составе патрульных экипажей. Так называемая, работа в полях, позволяет владеть оперативной ситуацией не по сухим цифрам отчетам, а быть знакомым с ней лично.

Впрочем, ключевые показатели отчетности инспекции по городу демонстрируют положительную динамику: сравнивая два прошедших года, на 21 процент снизилось количество ДТП с участием пострадавших (26 против 33 случаев), самих пострадавших тоже стало меньше на 31 процент, число погибших при аварии сократилось на 33 процента (два человека за 2022 год). Текущий год в части дорожно-транспортных происшествий пока также имеет тенденцию на снижение – за первый квартал зафиксировано три ДТП с пятью пострадавшими (шесть аварий и шесть пострадавших в 2022 году). Надо отметить, что все они произошли на кольцевой автодороге при неудовлетворительных погодных условиях после официальных рекомендаций не выезжать на кольцевую автодорогу.


– На сегодняшний день основная проблема региона, и Воркуты в частности, – увеличение нетрезвых водителей, которые, по сути, являются потенциальными убийцами, – рассказал Кирилл Попов. – За первые три месяца 2023 года в нетрезвом состоянии за рулем автомобиля были задержаны 62 человека, пять из них – повторно. В аналогичный период прошлого года этот показатель был почти в два раза меньше – 36 человек с учетом «повторников». Причем людей не пугают действующие наказания. У нас есть водители, которые не в первый раз несут уголовную отнесенность за данное правонарушение, но и это их не останавливает. Например, у «героя» недавнего видеоролика, появившегося в социальных сетях, это уже пятая уголовная статья за вождение в нетрезвом виде. Суд назначал ему несколько реальных сроков наказания в виде лишения свободы – каждый следующий больше предыдущего, последний закончился в феврале, а в марте он вновь сел пьяным за руль. Очень важно, что не так давно в законодательство были внесены изменения: теперь у таких водителей автомобиль можно будет конфисковать, и наши судьи нас в этом вопросе поддерживают.

– Проведение рейдов и профилактических мероприятий помогает в решении денного вопроса и прочих нарушений ПДД?

– Безусловно, они стабилизируют ситуацию, сдерживают нарушителей. За последние три месяца проведены уже 43 таких мероприятия. В ходе плановых рейдов была задержана большая часть выявленных нетрезвых водителей, 26 из них остановлены инспекторами в пятницу, выходные и праздничные дни. Для нашего небольшого города это очень серьезная цифра.
Также в одно время проблемой для нас стала организация перевозки опасных грузов. Не сам процесс, а осуществляющие его иногородние водители, предоставлявшие при трудоустройстве поддельные свидетельства, разрешающие им выполнение данных работ. Соответствующе рейды помогли выявить эти факты, наказать виновных и урегулировать ситуацию. Еще одно направление нашей профилактической работы – проверка общественного транспорта в части его технического состояния и наличия необходимой документации.


В целом никаких особых замечаний к автобусному парку местных перевозчиков у нас нет, техосмотр они также проходят своевременно и без нарушений. Самые объемные по охвату «аудитории» и планам реализации профмероприятия направленны на работу с пешеходами и, в первую очередь, с детьми, начиная с детского сада. Наши сотрудники не только рассказывают им о правилах дорожного движения и поведении на дорогах, но и о работе инспекторов. Они приносят на занятия элементы экипировки, приглашают на встречи патрульный экипаж на машине, в которой малышам разрешают посидеть и все рассмотреть. Такой формат общения формирует доверительные отношения между юными пешеходами и «людьми в погонах» и помогает лучше усваивать полученную информацию. Очень важно, что педагоги тоже работают с маленькими воркутинцами в этом направлении, и сегодня ДТП с участием детей случаются у нас довольно редко, и не всегда по их вине.

– Два года назад в городе появилось много несовершеннолетних водителей. Эту проблему удалось решить?

– Неокончательно, но их стало гораздо меньше. Когда стали разбираться, почему это произошло, выяснилось, что именно в тот период в Воркуту на обучение приехало много подростков из других районов Коми – они и создали такой прецедент. Сейчас ситуация с этой категорией «водителей» стабильная, но их «преемники» на дорогах города еще встречаются. Самым молодым воркутинским «шофером» стала 12-летняя девочка, которой разрешили «порулить». Искоренить проблему можно только после того, как законодатель запретит несовершеннолетним приобретать транспортные средства. Надо понимать, что большинство ребят катаются на купленных ими же автомобилях, но поставить их на учет они не могут, что позволяет нам изъять транспорт и поместить его на штрафстоянку. Кстати, машины у родителей воркутинские подростки берут крайне редко – семейный бюджет все-таки.

– А с массовой «глухой» тонировкой воркутинских авто получилось разобраться?

– Я считаю, этот вопрос практически невозможно решить, имея минимальный размер штрафа и низкую стоимость тонировочной пленки. В прошлом году по сравнению с 2021-м таких нарушений было зафиксировано на 600 случае больше. За первый квартал текущего года их уже 228. Водители тут же при инспекторе снимают пленку, и уже через несколько часов вновь ездят на тонированной машине. В разговоре откровенно говорят, что готовы платить штрафы, потому что принципиально хотят именно такую тонировку. Для тех, кто сразу не соглашается удалить пленку и затем не выполняет выданное предписание, предусмотрено более строгое наказание, но это не улучшает ситуацию в целом.

– Как часто экипажи ДПС посещают поселки?

– В поселках бываем регулярно. В пятницу и выходные – в обязательном порядке, в будни – практически через день. Здесь причина не в количестве рейдов, а в том, что город у нас маленький, и как только патрульный экипаж выезжает на «кольцо», в поселках уже об этом знают, и все на время успокаиваются. Приходится идти на определенные уловки, дублировать экипажи, чтобы выявить факты нарушения. Сегодня, например, в поселке Воргашор наши сотрудники задержали нетрезвого водителя. Кстати, сейчас любой гражданин может сообщить нам о нетрезвом водителе за рулем, водителе, не имеющем прав на управлении ТС, а также оставившем место ДТП и получить вознаграждение. При этом звонок в ГИБДД должен быть неанонимным, кроме того важно сообщить конкретную информацию о машине или водителе. Если факт подтвердится, гражданин имеет право обратиться в ГКУ «Дорожный контроль» с просьбой о выплате вознаграждения. Его размер после вычета налогов составляет 2300 рублей.


– Вы десять лет контролировали состояние дорог в муниципалитете. На ваш взгляд, с учетом проведенных работ в части асфальтирования и освещения, их качество улучшилось?

– Могу с уверенностью сказать, что улучшилось. Только в прошлом году в рамках летней ремонтной кампании на улично-дорожной сети был проведен очень большой объем работ, многие участки приведены в нормативное состояние. Заключение энергосервисного контракта, конечно, тоже дало свои результаты – освещенность дорог, особенно в зимнее время, стала намного лучше. Тем не менее, расслабляться не стоит, так как фронт работ в этом направлении в городе еще большой. К сожалению, в улучшении качества дорог есть и отрицательные стороны. Отремонтированные участки нередко становятся потенциальным местами для ДТП. К примеру, сразу после асфальтирования в прошлом году улицы Ленина от Тиманского моста до площади Победы, здесь произошли четыре аварии. В рамках принятия мер реагирования, пришлось выходить на администрацию города с просьбой установки там искусственных неровностей.

– Какие из них эффективнее асфальтобетонные или резинокордовые?

– Законодательство разрешает использовать оба варианта. Резинокордовые – готовые изделия, соответствующие ГОСТам, но более жесткие для проезда транспорта. В этом, на мой взгляд, их «плюс», так как они заставляют водителя практически полностью сбросить скорость. Монолитные конструкции тоже хорошо эксплуатируются, если выполнены в рамках установленных нормативов. В этом и заключается основная сложность: если искусственная неровность получится низкой, транспортный поток она не задержит, но и слишком высокие на гребне искусственные неровности не приветствуются. В то же время при расчистке улиц от снега, асфальтобетонные неровности удобнее, поскольку их невозможно сорвать с места, оставляя опасные элементы установки.

– Мартовские изменения ПДД в части проезда кругового движения отразятся на организации дорожного движения в нашем городе?

– Нет, все останется по-прежнему. После того, как в 2017 году круговые перекрестки стали считаться главной дорогой, мы перед каждой такой развязкой установили знаки «Уступи дорогу», чтобы жители не путались в изменении правил проезда. Все они останутся на своих местах, и очередность проезда не изменится, но, выезжая в другие города, нужно быть внимательным и ориентироваться только на установленные дорожные знаки приоритета. Единственный участок, где в этом году могут произойти изменения – площадь Кирова. Они позволят решить многолетние споры по поводу выезда с улицы Горняков – либо заменится форма перекрестка, либо будут установлены дополнительные знаки.

– С учетом сокращения города, изменения интенсивности движения в отдельных районах, есть ли необходимость изменения схемы ДД?

– С 2015 года этой функций занимается не Государственная инспекция дорожного движения, а специализированные организации. Порядка двух лет назад такая компания приезжала в город, и у муниципалитета была возможность заказать внесение каких-либо изменений в действующую схему дорожного движения. Необходимости такой сегодня, действительно, нет. На комиссии по безопасности дорожного движения в администрации города мы периодически рассматриваем такие предложения по разным участкам. Так, обсуждали вариант отмены одностороннего движения на площади Металлистов, улицах Пушкина и Парковой. Все они оказались нецелесообразны по разным объективным причинам: на Металлистов – сложный левый поворот и неудобный разъезд, на Парковой – двустороннее движение увеличит поток автотранспорта в районе гимназии №6 и городского парка, односторонний участок на Пушкина остался без изменений в связи с минимальным трафиком.

– Сколько новых водителей выпускают сейчас наши автошколы и каков уровень их обучения?

– На сегодняшний день в Воркуте работают пять автошкол. В прошлом году, например, водительское удостоверение впервые получили 328 их учеников. Инспекторы нашего отдела провели 211 теоретических и 370 практических экзаменов. Процент сдачи всех экзаменационных испытаний с первого раза в 2022 году составил 27,5 процента. Это хороший результат. Для сравнения, годом ранее он составлял всего десять процентов. Качество обучения за прошедший период существенно повысилось, мы это отмечаем и по количеству ДТП с участием водителей, имеющих стаж управления ТС менее двух лет. Таких случаев в прошлом году было зафиксировано всего два, но эти водители обучались не в Воркуте. Тем не менее, мы периодически встречаемся с руководством наших автошкол, обсуждаем возникающие вопросы и держим эту ситуацию, как и в целом обстановку по городу, на жестком контроле. В дорожном движении и безопасности его участников формальностей и мелочей не существует.

Пресс-служба администрации МО ГО «Воркута»

 
Распечатать