В белом костюме пекаря Ирина Кальниченко никак не вписывается в привычные глянцево-журнальные клише бизнес-леди. Крепко стоящего на ногах предпринимателя в ней выдает разве что взгляд – уверенный и внимательный. 

Она и сама не скрывает, что с годами изменилась, стала упорнее и жестче, но главное – жизнеспособней. Такая «профессиональная деформация» на удивление органично сочетается с открытым и веселым нравом сегодняшней героини, помогая ей противостоять вызовам судьбы и проложить свой путь к успеху. Сегодня она уверенно управляется с когда-то неожиданно новым, а сейчас уже привычным для себя делом – руководит пекарней и магазином «Казачий рубеж», а также компанией «Легион».

Ирина родилась и выросла в обычной рабочей воркутинской семье. В детстве мечтала быть дизайнером одежды или интерьеров. При этом детальная конкретика была не столь важная – просто юная творческая натура требовала своего выражения. Впрочем, реальность оказалась более прозаичной и после окончания торгово-кулинарного училища Ирина устроилась продавцом промышленных товаров. Работу свою, признается, очень любила, хоть и отработала по профессии совсем недолго. Позже она с отличием окончит местный филиал Сыктывкарского торгово-экономического колледжа, но карьере предпочтет семью, на долгие годы став хранительницей домашнего очага:

– Я тогда была, как говорится, мужняя жена. Занималась семьей, детьми, хозяйством, и мне это очень нравилось. Вся эта семейно-домашняя, не любимая многими «бытовуха» – абсолютно моя история. Люблю этим заниматься! Окружить родных и любимых людей уютом, теплом дома, заботой и вниманием на тот момент было способом самореализации. В общем, тогда я состоялась как женщина, как мать!
В бизнес Ирина Кальниченко пришла 22 года назад. Не из интереса, личного желания или амбиций – такое решение за нее приняла сама жизнь.

После смерти супруга ей пришлось вникнуть во все нюансы предпринимательской деятельности, разобраться с долгами и учиться самой вести дела. В первую очередь новоиспеченной бизнес-леди предстояло систематизировать оставшиеся активы, завершить начатые проекты, выполнить все обязательства и последовательно отсеять менее прибыльные или менее интересные направления, которых, к слову сказать, на тот момент было немало: строительство, торговля, общепит, цех по переработке рыбы.

– В серьезный бизнес я пришла в прямом смысле от кастрюль, – не без самоиронии вспоминает о своем дебюте в роли предпринимателя Ирина. – Безусловно, практически все было совершенно новым. Одной из причин к сокращению бизнес-направлений стал мой характер, в силу которого я стараюсь знать, понимать, а иногда и участвовать в процессах, что в принципе невозможно и для руководителя неправильно. Частые отъезды, продолжительный рабочий день не совсем подходил мне – сын заканчивал школу, а дочь была совсем малышкой. К примеру, один Новый год я встретила по дороге между своими кафе – «Домино» и «Пингвином». Считала, что без моего контроля что-то пойдет не так. В итоге от последнего решила отказаться. Проблема усугублялась еще и тем, что к женщинам-предпринимателям есть определенное недоверие, а постоянно доказывать кому-то, что ты достойный и равноправный партнер у меня не было желания. И все-таки в большинстве своем все относились ко мне с пониманием и помогали.

Спустя несколько лет Ирина закроет и «Домино», но уже по другой причине. Это предприятие она открывала самостоятельно и несколько спонтанно. Решение передать ей помещение на площади Мира принял экс-мэр города Игорь Шпектор. Такой кредит доверия требовал создания пространства совершенно нового для Воркуты формата, поэтому в этот проект она вложила все свои дизайнерские и кулинарные способности. Сегодня в этих вопросах владельцам бизнеса помогают различные профильные компании, в Заполярье же тогда приходилось рассчитывать только на себя, а в случае с «Домино» еще немного на «Газпром». В московском офисе именно этой компании была «позаимствована» идея декорирования стен кафе панелями с подсветкой. Правда, как это выполнить технически было непонятно, поэтому конструкции создавались практически «на коленке», но было интересно и увлекательно ‒ строительные выставки, поиск материалов, цветовые решения.

Обустройство в кафе детской комнаты стало еще одной идеей Игоря Леонидовича, которая пришлась по душе жителям города, тем более что аналога ей в Воркуте тогда не было. Но на самом пике популярности «Домино» хозяйка вдруг потеряла к нему всякий интерес. Таковы оказались особенности ее творческого начала, когда процесс созидания увлекает намного больше, чем получение прибыли.

Выбор оставить в качестве основного рабочего актива «Казачий рубеж» Ирина объясняет просто – здесь все понятнее, ведь каждая женщина на уровне домашней кухни и повар, и пекарь. Предприятие работает в городе на одной «точке» уже почти 30 лет, и его продукция всегда пользовалась спросом у воркутинцев:

– В 1995 году здесь выпекали и продавали Дока-хлеб. Им снабжали шахты и отдельные организации города. Он очень нравился людям. Очередь за теплыми буханками выстаивалась через всю площадь Металлистов. Со временем возникла потребность в расширении ассортимента и, как следствие, в модернизации производства. Закупили новое оборудование по программе субсидирования и стали выпекать сдобу, а через несколько лет формат сменили кардинально, открыв пекарню-кулинарию, с возможностью для посетителей отведать продукцию на месте.

Сейчас, вместе с салат-баром, мы выпускаем около 80 наименований продукции. Иногда я за это себя ругаю, понимая, как сложно покупателю сделать выбор в таком ассортименте. Вообще, вся моя работа направлена только на покупателя, на то, чтобы процесс доведения продукции с момента производства до конкретного потребителя был сокращен максимально. Именно поэтому я не повезу свою выпечку на уличную торговлю, не приемлю ночные смены – к открытию все должно быть еще теплым, не буду использовать замороженные полуфабрикаты и заменители натуральных продуктов. Полагаю, в плане ведения бизнеса, такой подход не совсем верный, но у меня трепетное отношение к своей продукции.

Если я не в отъезде, то стараюсь присутствовать на каждом открытии кафетерия. До сих пор мне радостна и волнительна встреча первого покупателя. В этом, наверное, и есть мой «секрет» успеха. Он не приходит случайно, это всегда результат усердной работы и искренней любви к своему делу.

Себя как руководителя Ирина Кальниченко оценивает довольно критично. Считает, что не смогла в полной мере состояться в этом амплуа. Свою роль играет и ее отношение к сотрудникам – формальные отношения с ними выстраивать она так и не научилась, предпочитая больше личный формат общения. В сугубо женском коллективе «Казачьего рубежа» сегодня работают десять человек, ответственных и увлеченных своим делом.

Каждая на своем месте успевает за смену выполнить не только «текучку», но и при необходимости отработать на заказ. Причем здесь могут из имеющейся продукции приготовить любое блюдо за рамками предлагаемого ассортимента. Вести бизнес в Воркуте, по словам бизнес-леди, несложно. Главное ‒ спланировать процессы и систематизировать производство, оптимизировать сырьевую корзину.

Это дает возможность сохранять как можно дольше цены на прежнем уровне, не реагировать на быстро меняющуюся ситуацию на рынке и получать прибыль. Такой подход помогает предприятию стабильно работать и лавировать в любых реалиях – экономических кризисах, падении спроса, оттоке населения и даже пандемии. Все проверено на личном опыте.

Как и многие воркутинцы, Ирина не планирует прожить в Заполярье всю жизнь, ведь «всем нашим встречам разлуки, увы, суждены». Сроки отъезда еще не намечены, но точно известно, что после переезда она навсегда уйдет из бизнеса. Роль супруги, мамы и бабушки ей все-таки ближе, поэтому и мечтается уже по-домашнему – отдохнуть с книгой на любимой даче.

Во всей этой идеальной «конструкции» есть одно «но». Завтра в кабинете ее вновь будет ждать белый рабочий костюм, в пекарне – ставший уже родным коллектив, а по ту сторону прилавка – любимые покупатели. И дописать последнюю строчку в этой истории кажется уже пора, но все-таки еще немного рано.

 
Распечатать