Тематика ЖКХ – одна из наиболее острых в Коми. Региональное отделение «Единой России» держит ее на особом контроле. Конец осени ознаменовался подведением итогов по ключевым программам жилищно-коммунальной отрасли и анализом внедрения новшеств, актуальных для населения как собственников жилья. Об этом – интервью с Игорем Шпектором, который занимается вопросами ЖКХ в Общественной палате России. В беседе с корреспондентом издания «Сегодня и завтра» он высказал собственное видение злободневных вопросов в данной сфере и дал свою оценку работе властей Коми по этому направлению.

 

– Игорь Леонидович, давайте начнем с программы переселения граждан из аварийного жилья. Как вы оцениваете ее исполнение в Коми?

– Учитывая прежние сложности (с 2012 по осень 2015 годов программа была выполнена всего на 5% – прим. ред.) и наращивание темпов за последние пару лет, очевидно, что к концу 2017-го вопрос будет закрыт. Еще остаются моменты, которые нужно доработать. Но в целом Коми выглядит достойно в сравнении с регионами, где речь о срыве переселения.

– Только ли в нашей республике высок процент пока не ликвидированного жилья, из которого переселены участники программы?

– Аварийные дома стоят во многих регионах. Важна позиция МЧС. Почему-то управления на местах перестраховываются и не позволяют сжигать деревянные развалюхи. Хотя с принятием мер безопасности это допустимый и экономичный способ ликвидации жилфонда.

– Правильно ли, что ряд муниципалитетов предпочел строительству домов приобретение квартир в уже введенных в эксплуатацию?

– Опыт приобретения жилья для переселенцев на вторичном рынке в России оказался положительным. Для ряда территорий такой способ логичен, поскольку не везде целесообразно возводить новостройки. Кстати, в ряде субъектов РФ возникла тенденция отказа участников программы от жилья на «вторичке», потому что оно дешевле, а некоторые переселенцы получаемые от государства квартиры в новостройках продают. Я написал письмо в Госдуму. Считаю важным узаконить недопустимость отказа от «вторички», если жилье приведено в соответствие с санитарными и иными нормами.

– В городах и районах немало домов, которые не признаются официально аварийными, хотя таковыми являются…

– Я скажу вам, почему так происходит – по вине органов прокуратуры. Муниципальные власти в последние годы были вынуждены не наделять дома статусом аварийных, поскольку надзорное ведомство и суды по жалобам граждан обязывали администрации сразу же их расселять. А как и куда, если дома в программу не включены? Я встречался с Генпрокурором Юрием Чайкой, в результате он дал команду вести надзор за исполнением программы, но прекратить практику вменения мэрам в обязанность немедленного предоставления альтернативного жилья по обращениям людей из домов, не включенных в программу.

– Еще один проблемный аспект – размер субсидии в 36 400 рублей за квадратный метр и для севера, и для средней полосы, и для юга.

– Конечно, это абсурд. Поскольку правительство отказалось рассчитывать сумму конкретно для каждого региона, я призываю чиновников хотя бы разделить страну на зоны по грунтам: сейсмическим, с вечной мерзлотой и т.п. Земля ведь везде разная. Это хорошо, что в рамках нынешней программы переселения те регионы, где удалось изыскать бюджетные возможности, как Республика Коми, добавляли свои средства. Людям повезло: они получили приличные новостройки. Но во многих регионах возведены «дешевки», а как следствие – новое аварийное жилье.

– Что все-таки будет с Фондом, по линии которого финансировалась программа?

– Я сам писал Президенту и просил губернаторов направлять в его адрес обращения по вопросу сохранения Фонда. В результате глава государства продлил деятельность Фонда. Пока, правда, до 1 января 2019 года. Как президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера и как председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты России после принятия решения я снова написал Путину. Выразил признательность за его решение, но одновременно и недоумение: по поводу позиции Минфина, не предусмотревшего средства на дальнейшую деятельность Фонда.

Регионы сами не справятся с переселением. Схема выделения средств и контроля за их освоением через Фонд доказала эффективность. Как только он исчезнет, будет развален формат господдержки регионов. Намерения их субсидировать напрямую через Минстрой – это сказка!

Мы прорабатываем изменения в подходах к организации работы Фонда. Возможно, он будет называться Институтом по реформированию ЖКХ. Главное, что через него важно не только субсидировать переселение из аварийного жилья в регионах, но и софинансировать капремонт, а также развитие малоэтажного строительства.

Во всех территориях, которые я посещаю, уговариваю граждан переходить на спецсчета – такой способ накопления средств на капремонт перспективнее, поскольку сами владельцы жилья назначают сроки и выбирают виды работ с учетом первоочередных проблем.

– Для Коми, как и для других регионов, актуальна проблема капремонта домов полувековой и более давности. Жильцам не по силам привести их в порядок, сохранив уникальный внешний вид.

– Для объектов культурного наследия должна быть отдельная программа капремонта за счет бюджета, чтобы поддержать дома со старинным дизайном. Капремонт таковых дороже, нежели обычных панельных, кирпичных и так далее. Каркас, лепнина и прочие элементы архитектуры должны реконструироваться с сохранением первоначального вида. Там недопустимо заменять камень на пластик и т.п. Власти страны в этом смысле обязаны участвовать в сохранении исторического облика населенных пунктов. И этот вопрос на федеральном уровне я уже ставлю.

– Наравне с переселением и капремонтом еще одна проблемная тема в ЖКХ – это общедомовые нужды, оплата за которые начисляется по квадратным метрам, а не по числу проживающих. Каково ваше отношение к ситуации?

– Я получаю много жалоб со всей страны. И, конечно, разделяю возмущение собственников. Ведь есть разница, один человек, живущий в квартире, пользуется лифтом, заносит грязь с улицы в коридор, передвигается по лестничной площадке, включая свет, выносит мусор в контейнеры и так далее, либо это делают пятеро из одной квартиры?

Против изменения системы выступают управляющие компании: им лень вести учет всех, кто живет в доме. Я буду добиваться изменения формата, чтобы восстановить справедливость.

– А что делать с жильцами, которые не ставят приборы учета? Это еще одно слабое место в системе ЖКХ по стране.

– Управляющим компаниям и поставщикам коммунальных ресурсов выгоднее начислять суммы по нормативу, который априори завышен, потому что в нем учитывается самая холодная пятидневка в году. Тогда как по сути это строительная величина, необходимая для подбора диаметра труб, запаса топлива и пр. Она не должна ложиться в основу начисления ОДН. Если применять среднюю температуру, то норматив для всех регионов кратно снизится. Через Общественную палату буду пробивать вопрос.

Что же касается счетчиков, нужно продолжать настойчиво убеждать собственников, что приборы учета выгодны для экономии оплаты потребляемой воды и других коммунальных ресурсов.

Игорь Шпектор – председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты России, член наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ, заместитель председателя общественного совета Минстроя России, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера. В прошлом – мэр Воркуты.

 

Источник: http://komi.er.ru

 
Распечатать