Более 20 млн представителей нового поколения Z перешагнут в этом году пороги российских школ и вузов. Они уже не такие, как поколение рожденных в 90-е годы. Кем они станут через 10 лет, как могут изменить страну и чем уже отличаются от предыдущих поколений пепси и миллениалов? Об этом расскажет Всероссийская перепись населения.

 

Сегодня социологи разных стран сходятся во мнении, что с середины XX века сменилось как минимум четыре поколения молодежи, имеющих свои уникальные черты и особенности. В том числе и в России. Набор их установок – отпечаток времени, в котором они родились, воспитывались, учились и входили в зрелую жизнь.

Так, отличительные черты беби-бумеров (послевоенное поколение рожденных с 1944 по 1963 год, в эпоху беби-бума и оттепели): патриотизм, привычка работать в коллективе, готовность к самопожертвованию ради общественных интересов, хорошие навыки физического труда. Это поколение экономных, но уже получивших больше материальных возможностей людей.

Особенности следующего поколения X (родившихся с 1964 по 1984 год, так называемого поколения пепси): стремление к индивидуальности и персональным предложениям, практичность, склонность как к экономии, так и к незапланированным покупкам. Их ценность – самореализация. Главная мотивация – деньги и карьера, которую они готовы строить десятилетиями на одном рабочем месте.

Особенность поколения Y (родившихся с 1985 по 2000–2003 годы, так называемых миллениалов) – большая зависимость от соцсетей. Они ценят эмоции, легко расстаются с деньгами и стремятся их быстро заработать, непостоянны, следят за лидерами мнений и зависимы от чужих суждений. Ценность – самовыражение. Главная мотивация – личностный рост. Готовы к переменам и многозадачности.

Отличия и особенности поколений X и Y в нашей стране позволяют выявить Всероссийские переписи населения 2002 и 2010 годов.

К примеру, в 2002 году численность россиян в возрасте от 15 до 29 лет (преимущественно поколение X) составляла 34,9 млн человек, в том числе городских жителей – 26,7 млн, сельских – 8,2 млн. Перепись 2010 года показала, что число россиян в возрасте от 15 до 29 лет (преимущественно поколение Y) сократилось до 32,5 млн человек. Примечательно, что в поколении Y заметно уменьшилось (на 2 млн – до 24,5 млн человек) число городских жителей, а количество сельчан осталось почти на прежнем с поколением X уровне – 8 млн человек.

Всероссийская перепись населения 2021: 1 сентября для зумеров – чем будет отличаться новое поколение – покажет перепись!

В Республике Коми на момент переписи 2002 года молодежь в возрасте от 15 до 29 лет составляла 26 % от всех жителей региона – 262 тысячи человек.

Среди них 79 % были горожанами и 21 % – сельчанами, а соотношение полов было в пользу сильной половины: на 1000 мужчин приходилось 967 женщин. К переписи 2010 года доля этой возрастной группы сократилась до 22 % (202 тысячи человек). Удельный вес горожан при этом возрос до 80 %, а дефицит женского населения усилился – на 1000 мужчин приходилось уже 925 женщин.
Интересно, что за межпереписной период в Республике Коми заметно повысился уровень образования молодежи: доля имеющих высшее и послевузовское образование увеличилась с 7,5 % до 15,6 %, незаконченное высшее – с 4,3 % до 8,4 %, среднее профессиональное – с 22,6 % до 23,9 % (от общего количества ответивших на вопрос об образовании).

Также Всероссийские переписи населения дают возможность проследить, как изменяется состояние в браке, уровень рождаемости, состав домохозяйств, экономическая активность, источники средств к существованию, миграционная подвижность, национальный состав, жилищные условия молодежи. Подобная информация с сопоставлением данных по регионам, полученных в ходе переписи, – находка для социологов. Она позволяет оценивать, как может в дальнейшем меняться общество, насколько заметно на него будет влиять очередное молодое поколение со своим набором жизненных установок, ценностей и потребностей. Еще эта информация поможет выяснить, чего ждать от нового поколения Z (зумеров) – современных школьников и студентов, – которое стало зарождаться с начала 2000-х и уже вытесняет миллениалов.
Особенности зумеров: они всегда онлайн, быстро меняют цели и предпочтения, не признают авторитетов, для них важно разнообразие во всем. Деньги для них – не главное, но зумеры могут влиять на решения о покупках родителей. Ценности – саморазвитие, научные знания. Не представляют жизнь без цифровых технологий. Не привыкли к физическому труду.

Кстати, благодаря характерным особенностям миллениалов -склонности к переменам и отказу от накопительства – сегодня активно развивается рынок аренды, так называемый шеринг: автомобилей, жилья, техники. По мнению специалистов, миллениалы будут жить с такими установками и поддерживать их в обществе лет 15, но не факт, что новое поколение молодежи пойдет по их стопам. Социологи отмечают: зумеры уже не так склонны легко пробовать новые вещи и расставаться с ними. Это переносится и на межличностные отношения.

Но это не все. Эксперты заметили, что сейчас вслед за техническим прогрессом поколения сменяются гораздо быстрее. На смену зумерам уже приходит очередное поколение Альфа – детей, о которых говорят, что они «рождены с планшетом в руках». Их установки и ценности еще предстоит изучить. Но уже отмечается, что альфа отличаются большей любознательностью, чем предыдущие поколения.

Узнать больше интересной статистической информации о зумерах и альфа, а также понять, что происходит сегодня с предыдущими поколениями молодежи – «иксами» и миллениалами, мы сможем уже скоро – по итогам Всероссийской переписи населения, которая пройдет в апреле 2021 года.

 

 
 
Распечатать