- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

Всероссийская перепись населения 2021: гендерный разрыв, что покажет перепись?

По результатам последней Всероссийской переписи населения 2010 года, в России насчитывалось 596 тысяч кандидатов наук и 124 тысячи докторов наук. Причем чем выше было звание, тем сильнее гендерный разрыв. Если среди кандидатов наук женщин было 265 тысяч, или 44%, то среди докторов наук – 41 тысяча, 33%.

В Республике Коми на момент переписи 2010 года было зафиксировано 1450 кандидатов наук и 236 докторов наук. Гендерные различия среди докторов наук у нас в регионе схожи с общероссийскими – мужчин было 65%, женщин – соответственно 35%. А вот среди кандидатов наук в республике больше было женщин – 52%.

Дисбаланс во многом объясняется объективными причинами. Аспирант, который становится кандидатом наук, еще молод, не обременен большим хозяйством. В дальнейшем не все готовы совмещать семейную жизнь и науку, что, вероятно, больше относится к женщинам. Это одна из причин гендерного дисбаланса. Вторая состоит в том, что в технических и гуманитарных науках разнятся сроки работы над диссертациями. Т.е. для того, чтобы вырастить доктора наук – гуманитария – а именно в этих отраслях больше женщин – нужно времени больше, чем «технаря».

Впервые вопрос о наличии ученой степени был включен в раздел «Образование» во время переписи 2010 года. Сведения об образовании, включая ученые степени, важны не сами по себе, а как источник данных для построения моделей развития экономики и демографических прогнозов. Также без этих показателей невозможно оценить уровень жизни населения на каждой территории и привлекательность локации для тех или иных проектов.

На основе таких данных можно оценить качество трудовых ресурсов региона, особенно если идет речь о размещении наукоемких производств или исследовательских центров. Во взаимосвязи с другими показателями, в том числе, показателями дохода, распределение “мозгов” дает понимание, насколько эффективны система подготовки кадров высшей квалификации и их последующее использование.

Дополнительные гендерные и возрастные сведения могут быть использованы для оценки привлекательности науки и сферы исследований и разработок как карьерной траектории юношей и девушек, что, в свою очередь, может помочь в решении проблемы «старения» науки.

С 1990 годов и далее в течение пары десятков лет российская наука не рассматривалась молодёжью как привлекательное направление для трудоустройства. Отсюда и дефицит идей, и дефицит кадров, и проблемы с администрированием и организацией хозяйственной деятельности научных организаций. Если вузы с 2010 годов работали над формированием стратегий повышения конкурентоспособности и повышением эффективности своей деятельности, то для научных организаций эта работа началась сравнительно недавно.

Объективно оценить динамику развития научного сообщества за последнее десятилетие позволит предстоящая в 2021 году Всероссийская перепись населения.