С 1 января на рынок жилищных услуг Воркуты вышли новые управляющие компании. Они выиграли тендер на управлении многоквартирными домами, и с начала года занимаются обслуживанием вверенного им жилфонда. Первые квитанции за январь от новых УК жильцы уже получили, обнаружив в них неизвестного для большинства горожан агента по сбору платежей за предоставленные жилищные услуги – ООО «Северспецстрой».


В администрации города смену управляющих компаний объяснили окончанием срока действия договора управления у прежних УК, который действовал в течение трех лет. Тендер по жилфонду между компаниями муниципалитет провел самостоятельно, поскольку ни в одном из домов жильцы не взяли на себя обязанность по выбору УК. Данная процедура четко прописана в пункте 4 статьи 161 Жилищного кодекса. Отойдя от сухого языка нормативных актов, в нем говорится, что если в течение шести месяцев до дня окончания срока договора не проведено собрание собственников жилья, не выбран способ управления домом и не заключен договор с УК, орган местного самоуправления в установленном порядке проводит открытый конкурс по отбору управляющей компании. Как показывает практика, в Воркуте собственники занимают пассивную позицию в отношении выбора УК, хотя закон определяет это не как право, а как их обязанность – именно они должны решать вопросы о том, какой компании, за какие услуги и сколько будут платить. Аналогичная ситуация сложилась и в этом году, поэтому смена управляющих компаний произошла без учета мнения граждан-собственников жилья. В установленный срок администрации города и ГЖИ не получили ни одного протокола, в котором бы жители определили способ управления их домом. Таким образом, муниципалитету пришлось действовать по «алгоритму» закона, предусмотренного для таких случаев, поэтому появляющиеся в социальных сетях призывы не платить новым УК – не более чем пустой протест и незнание закона, которое, как известно, не освобождает от ответственности, ответственности платить по счетам за оказанные жилищникам услуги. При этом управляющие компании имеют право самостоятельно выбирать для себя агента по сбору платежей, который и будет выставлять квитанции по их жилфонду.

Кстати, не так давно на федеральном уровне был определен порядок действий в случае, если тендер не состоялся, в том числе по причине отсутствия заявок от УК. Например, в предложенном управлению жилфонде критически низкий процент сборов за ЖКУ и работать там, конечно, никто из компаний не хочет. Предусмотренной процедурой местные власти могут без собрания собственников и проведения конкурсов навязать обязанность по временному содержанию данного участка какой-либо управляющей компании. Все действующее статьи нормативных актов и вносимые изменения в них направлены на то, чтобы дома не остались без управления, так как это чревато самыми негативными последствиями.

Также в местной мэрии пояснили, что в договорах управления, заключенных с новыми УК, установлен минимальный перечень жилищных услуг, которые компания обязана выполнять вне зависимости от финансово-производственных обстоятельств. В то же время в договоре установлен тариф за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД в размере 27-29 рублей за кв. метр площади, утвержденный городским Советом. Однако данная сумма существенно меньше средней рыночной стоимости по Воркуте. Реальный тариф за данный вид услуг в нашем городе должен быть на уровне 33-37 рублей в зависимости от конструктива дома. Такие выводы сделала специализированная организация, проводившая расчеты с учетом логистики, северных надбавок и пр., но депутатский корпус эту сумму не поддержал, посчитав ее «неподъемной» для населения.

Представитель новых управляющих компаний Дмитрий Голиков с комментариями администрации города полностью согласен, отмечая, что каждая УК самостоятельно выбирает агента по начислению оплаты и выставлению платежных документов (квитанций) потребителям ЖКУ. В частности, это касается платы за содержание жилого помещения, включающей в себя оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, коммунальные ресурсы – ОДН.

Воркутинские УК пользуются услугами четырех таких агентов: АО «Коми энергосбытовая компания», ООО «Северспецстрой», ООО «Пандора» и ООО «Полярис». Последняя работает в нашем городе уже около пяти лет, выставляя счета и собирая платежи в жителей Шахтерского района, поселков Заполярного, Сивой Маски и Елецкого. Практика сотрудничества УК с агентами давно используется по всей стране, поскольку процесс выставления счетов и сбор платежей – довольно затратная для управляющих компаний деятельность, для осуществления которой необходим целый штат квалифицированных сотрудников. При этом ведение претензионно-исковой работы УК оставляют за собой.

– Договора управления в настоящее время, действительно, заключаются на срок до трех лет, – рассказал Дмитрий Голиков. – Законом в этом плане ограничения не предусмотрены, но с учетом действующего размера оплаты за содержание и текущий ремонт МКД, который был установлен в экономических реалиях 2019 года, а также очень большой задолженности населения перед управляющими компаниями, некоторые из них уже через полтора-два года не могут больше исполнять свои обязательства перед жильцами и другими организациями. В связи с этим не имеют возможности выходить на дальнейшие тендеры по выбору УК, так как не отвечают критериям участников, имея задолженности перед ресурсоснабжающими организациями по ОДН и по налогам. Если к этому моменту на жилищный рынок не выйдут новые компании жилфонд города просто останется без управления.

На сегодняшний день средний процент сбора с населения по платежам управляющих компаний не превышает 75 процентов. Это катастрофически мало для полноценной деятельности, утверждают жилищники. К тому же «средняя температура по палате» по факту означает, что платежи в разных МКД могут составлять от 90 до ноля процентов. Несмотря на недосборы, УК обязаны выполнять все работы по договору – привлекать технику, платить за круглосуточное аварийное обслуживание и пр. В свою очередь, подрядчики не хотят предоставлять ту же снегоуборочную технику в долг, мотивируя серьезным подорожанием ГСМ, запчастей и т.д. Сейчас они работают только по предоплате – иначе технику получить нельзя. Аналогично и с закупкой материалов для проведения работ по содержанию многоквартирных домов – их приобретение УК оплачивают поставщикам в 100-процентоном объеме. Однако сама компания полный расчет за свои услуги от населения не получает. Дельта в 25 процентов между выставленными счетами и их оплатой в денежном выражении получится довольно внушительная. Именно по этой причине «жизнь» управляющих компании в Воркуте определяется трехлетними границами.

Кстати, самая расходная статья в хозяйственной деятельности (без учета заработной платы и налогов) наших УК – содержание дворовых территорий в зимний период. Сегодня стоимость одного машиночаса снегоуборочной техники – от 2,5 до трех тыс. рублей в зависимости от подрядчика и типа техники. Если, помимо расчистки, необходим еще и вывоз снега – сумма за час работы увеличивается вдвое. Наглядный пример – прошедшие две пурги, после которых жилищники заплатили уже порядка 700 тыс. рублей только за то, чтобы «пробить» дворы и подъезды к контейнерным площадкам. Полная расчистка дворовых территорий потребует еще около 1,5 млн. рублей. Тем временем снежный сезон в Заполярье ‒ в самом разгаре, впереди традиционные весенние пурги, поэтому на расчистку и вскрытие дворов жилищники планируют в этом году потратить порядка пяти-семи млн. рублей.

Пресс-служба администрации МО ГО «Воркута»

 
Распечатать