- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

Валентин Копасов: от Почетной грамоты «Воркутауголь» до благодарности за смелость в ограблении

– Валентин Казимирович, почему такое необычное название вы предложили для интервью? И когда Вы появились в Воркуте, откуда приехали?

      – Я родился в моем городе – Воркуте, в поселке Промышленном, учился в школе №15, работал на шахте «Центральная». Из Воркуты  призывался  в Советскую армию, и вернулся работать на шахту.

 – Получается что вы все детство провели в Воркуте. Нынешнему поколению  интересно узнать, как жилось в Воркуте без интернета, без гаджетов, какое было телевидение?

– Был один местный канал, телевидение начиналось в 18-00, шли новости,  затем местная  информационная передача, например «Воркутинский вентилятор». Фильм или передача для детей,  художественный фильм, все заканчивалось в 22-00. Но наше детство  было очень интересным. Мы играли в хоккей – почти в каждом дворе была своя команда. Ездили на рыбалку на ТЭЦ-2, там же раньше был пляж. Свободно ходили на шахту «Центральная». Дети были очень самостоятельными и инициативными, саморазвитие и  познание окружающего мира было феноменальным, оно шло не через экран смартфона, а непосредственно, контактно! Мы другими глазами смотрели на мир, на природу, на  общество.  Никакой гаджет и Интернет не даст такого познания для ума и души.

 – А как можно учиться без калькулятора, без  Интернета?

– Считать – пожалуйста! Логарифмическая линейка, очень удобно – любой синус, косинус, квадрат и даже куб. Кстати, я учился в одном классе с настоящей графиней. Лет десять назад мне на сотовый позвонил человек представился секретарем графини Лопухиной и спросил: «Вы  учились в 10 «Б» классе школы №15 и Ваш классный руководитель Желонко Нина Николаевна? Татьяна Васильевна Лопухина передает Вам привет и наилучшие пожелания, она  перезвонит вам».

Но в нашем классе такой не было. Но как выяснилось Татьяна Дюмина, моя  одноклассница, сидевшая за соседней партой, принадлежит  знаменитому графскому роду Лопухиных. Я сравнил её фото на выпускном и портрет графини Марии Лопухиной, художника  Боровиковского – совпадение удивительное. А ведь раньше списывали друг у друга – помогал ей по математике. Недавно она приезжала в Воркуту. Сейчас она знаменитый  детский писатель, состоит в Союзе писателей России, подарила моей внучке две чудесные книги. Но в Воркуте раньше случалось и не такое.

– Как начиналась Ваша трудовая деятельность как шахтера?

– Самая первая запись в моей трудовой это – шахта «Центральная», и сделана она, когда мне не было и 15 лет. Я проработал на поверхности, на лесном складе, полтора месяца,  с такими же ребятами. Заработал большие деньги – свыше 100 рублей.

Далее учился в Ленинградском горном институте на вечернем отделении.  Преподаватели в Горном были великолепные: Штединг, Рейшахрит, Третьяков, Загривный – эти имена знала вся воркутинская интеллигенция.

График дня жесткий: в 4-00 подъем, в 5-30 в нарядной,  в 15-00 дома,  на автобусе в город, в 18-30 в институте, на автобусе обратно, в 23-30 отбой. И так девять месяцев в году, по пурге и морозу. Такие студенты высоко ценились руководством. Они – дисциплинированны  (не каждый обладает такими морально-волевыми качествами), они знают производство и умеют применять полученные знания, и они прошли «пролетарскую» школу и знают, что такое рабочий класс.

– Наш город шахтерский. А что такое, по-вашему, шахта?

– Это как не странно – живой организм. В ней каждый день происходят изменения, которые трудно предсказать. Её мало знать, её надо чувствовать. А это приходит с годами. И у каждой шахты свой характер, свое  энерго-информационное  поле.   Как ни странно это звучит, но это так. Спросите у любого шахтера проработавшего хотя бы 10-15 лет.  Работа в шахте это не производство, это по большому счету творчество. Стандартные и шаблонные подходы тут могут обернуться большой бедой. Работая горнорабочим, электрослесарем, а после окончания института, механиком участка внутришахтного транспорта понимаешь это.  Любой  горный инженер, начальник участка или механик, согласится с этим.

–  А можно конкретно?

– Транспорт – наиболее регламентированный вид производства, а подземный и «в квадрате». Но у меня есть две Почетные грамоты от объединения «Воркутауголь». Как рационализатору. Тогда платили за  рационализаторские предложения. Не абстрактные, а   именно внедренные.  Надо было придумать,  воплотить  в конкретную конструкцию, показать на месте. И вот итог: мне было присвоено звание «Лучший молодой рационализатор объединения «Воркутауголь» за 1988 год», а это 12 шахт.

А попробуйте без опыта, без творческого подхода закрепить «натяжную» и «приводную» ленточного конвейера, собрать став и закрутить конвейер. Или смонтировать и запустить лаву.  Тут на каждом этапе нужно думать,  как выходить из нестандартных, подчас тупиковых ситуаций. Поэтому работа в шахте вахтовым методом или путем краткосрочных командировок приводит к повышенному травматизму и не только. Можете считать это мистикой, но против конкретных цифр спорить невозможно.

– Мы знаем, что в вашей жизни был шахтерский стачком,  письмо  Патриарху  Алексию II, Союз защиты прав потребителей Воркуты, отмена постановлений администрации по квартплате, «Алмазные шахтеры», открытое письмо Алексею Мордашову, о котором упоминали федеральные СМИ. Также после смерти «двух Татьян» из пос. Комсомольского вы добивались появления в Воркуте «Трэкола» с медицинским оборудованием, тоже отстаивали Воргашорскую АЗС.

Сейчас вы совместно с депутатом Госсовета РК Усачевым добиваетесь права воркутинских  ненцев на получение социальной пенсии, и еще множество  событий. Но мы просим вас рассказать о вашем взгляде на сегодняшние события в Воркуте и в республике. Ваш взгляд на город в свете последних событий в мире и в России?

– В том году существовал план преобразования нашего города, развития Арктической территории и Северного широтного хода. Но события 2020 года внесут существенные изменения, и я думаю не в лучшую сторону. Процесс развития отложится, на два-три года, пока  последствия кризиса нивелируются. Но сам план преобразования Воркуты останется неизменным, т.к. другого варианта  предложить невозможно. Воркута – стратегический город, здесь заканчивается европейский Северный железнодорожный путь. В ближайшем будущем – это город с поселком Воргашор, и город без поселков в отдаленном будущем. 

Планирование и  преобразование  Российской Арктики будет осуществлять Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Но это не должка быть «вещь сама в себе», министерство должно собирать, анализировать информацию и оперативно принимать решения, приносящие реальную пользу бюджету РФ, местным бюджетам, людям. Иначе не вижу смысла в его создании.

– О каких решениях вы говорите, приведите пример.

– Например, жители поселков Комсомольского и Заполярного платят за капремонт. Хотя  всем ясно, что  эти удаленные поселки, которые вскоре перестанут существовать. Жители собрали подписи в адрес председателя Госсовета РК, чтобы представительный орган республики начал принимать действия по признанию этих поселков закрывающимися, я  через депутата Госсовета  Гагаузова передал их председателю Дорофеевой.

Скорее всего, последует обращение в Правительство РФ с соответствующей просьбой. И вероятно  будет получен ответ, что эти поселки не попадают под статус закрывающихся, и будут названы критерии, утвержденные Правительством РФ. Но, принималось это решение для всей России, без учета Арктики! Без всех тех особенностей, которые свойственны Арктике и Крайнему  Северу в связи с изменившимися экономическими и социальными условиями.

   И поэтому министерство должно выйти в Правительство РФ с проектом изменений этого постановления. Ведь такая ситуация не только в Воркуте, а по всему Крайнему Северу и Арктике. А это – десятки тысяч граждан, вынужденных оплачивать этот абсурд, и сотни миллионов рублей из бюджетов таких  городов как Воркута, в которых уже никто не будет жить. И таких примеров много, например, до настоящего времени нарушаются права воркутинских ненцев на социальную пенсию. Также надо решать вопрос об увеличении нашей пенсии как арктической, и о возрасте выхода на пенсию. Это должно решаться оперативно, без проволочек и бюрократического футбола.

Переселение воркутинцев также уже не терпит отлагательства, лучше ежегодно выделять по полтора-два миллиарда, чем потом сразу 20-25 миллиарда единовременно и в срочном порядке. Только тогда можно оправдать создание такого министерства.

– А в заключение нашей беседы расскажите какой-нибудь интересный случай из Вашей депутатской «жизни».

– В том году в нашем поселке Воргашор было нападение на магазин «Магнит-Косметик». Об этом  упоминали  многие федеральные СМИ. Наши воргашорские девчата, при нападении повели себя мужественно, не испугались, в итоге грабитель убежал. В Америке или в Европе, отдали бы кассу и от страха  залезли под стол. Не смотря на то, что преступник был малолетний, в наше время события могли развернуться по-иному.

Я спросил девчат, а как отблагодарило вас начальство за ваше поведение? Ответ был какой-то уклончивый и непонятный. Тогда я подарил им цветы, торт и икону Благоразумного разбойника, чтобы охранял их от подобных  происшествий. Это было опубликованно на сайте «Магнит-Косметик», а под фотографией было пояснение «Подарок от депутата Копасова за смелость в ограблении». Когда рассказываю, кому и за что – все смеются и говорят, что у руководства сети магазинов хорошее чувство юмора! Вот так – как хочешь, так и понимай!