- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

«Без Тебя…» – без любви, как без воздуха…

В середине февраля в Воркутинском драмтеатре имени Б.А. Мордвинова состоялась четвёртая премьера сезона – бред любовного очарования «Без Тебя…». Поставил его главный режиссёр ВДТ Захар Комлев.

С пьесой Николая Коляды «Венский стул» постановщик впервые столкнулся в 2007 году на международном фестивале студенческих работ Театрального института им. Б. Щукина. Пьеса ему запомнилась, и в 2013 году он поставил её в драмтеатре города Шахты. Поскольку история эта – о любви (даже, скорее, о Любви – возвышенной, неземной, космической), воркутинскую премьеру решили приурочить ко Дню влюблённых. Такие даты – это и ожидание весны, Международного женского дня. А кто, как не весна и женщина, символизируют красоту, доброту, любовь. В пьесе заложен своего рода гимн женщине – возвышенной, далёкой от быта, идеальной… Поэтому премьера спектакля стала также подарком представительницам прекрасного пола к 8 Марта.

Режиссёр определил жанр спектакля как «бред любовного очарования». Это термин из психологии, одно из названий психопатологического симптома. Он предопределён автором пьесы: герой упоминает бред любовного очарования как болезнь, к тому же это произведение Н. Коляды относится к абсурдистским. Абсурд начинается уже в начале, где автор описывает место и героев действия: абстрактная квадратная комната без окон и дверей, Мужчина и Женщина в странных костюмах…

Действительно, получившийся спектакль, что называется, сплошная психология, особенно интересный для зрителей, предпочитающих думать, размышлять. Это глубокие, порой неоднозначные смыслы, контексты и символы. Это настоящий психологический театр, основанный на точности и органичности реакций, оценок, тонких нюансах актёрской игры. Ведь когда дело касается дел душевных, отношений между людьми, тем более разных полов, на первый взгляд выходит именно внимание к своему визави, чуткость и чувствительность к нему самому, его словам и действиям. Словом, как в известной песне: «Да неважно, что ты сказал, ведь не важно, что, а как». Тут всё должно быть по-настоящему, искренне. И тогда равнодушие и неприязнь перерастут в интерес. А тот, в свою очередь, в любовь, о которой мечталось много лет.

Важнейшие составляющие спектакля, гармонично и синергически работающие на его идеи – художественное, музыкальное и хореографическое решения. По словам художника-постановщика спектакля Екатерины Давыдовой, после прочтения пьесы в её представлении сразу же возник куб как символ замкнутого, тесного для героев пространства. Это единственная декорация спектакля, поставленного на малый зал. Цветовая гамма одежды главных героев – черно-белая. И в каждом из этих цветов самом по себе, и в их сочетании – целый спектр символов и смыслов. А серые плащи балетной группы – признак их теневой функции сторонних наблюдателей за основными действующими лицами. И ещё они дают ассоциации с хмурым осенним небом, бесконечным дождём и туманом… Осень, дожди, листопады – и в песнях современного рэп-исполнителя Гио Пики, которые Захар Комлев использовал в качестве саундтреков спектакля.

Пластика «Без Тебя…» не просто неотъемлемая часть его эстетики, стиля и души. Это настолько значительная работа, что некоторые зрители в своих отзывах особо отметили балетную группу – введённых режиссёром (в пьесе их нет) персонажей второго плана без имён, именно они тут главные исполнители хореографической линии. Как мы уже сказали, в постановке у них роль неких соглядатаев. Молча, но очень внимательно они следят за героями пьесы и развитием их взаимоотношений. А ещё задают настроение, оттеняют и расставляют акценты в происходящем между главными героями. И, с одной стороны, это вроде бы безликие чужие люди, серая масса, которая окружает всех нас. С другой стороны, они ведь действительно рядом с любым, находящемся в социуме, это «глаза» общества. Каждого по жизни окружают коллеги, соседи, случайные прохожие… Мы сами для тех, кто рядом, такие же наблюдатели. И данный факт переводит этих персонажей из второстепенных в столь же значимые, как и Он и Она, выписанные драматургом.

Хореограф постановки – Ангелина Комлева. Танцы, придуманные ею, придают спектаклю определённый характер, настроение и дух. По словам Ангелины, пластика спектакля – это интерпретация хореографии современной молодой российской группы, победившей в одном из танцевальных шоу на популярном телеканале. На такой выбор больше всего повлияла музыка спектакля. «Мы вдохновились этим стилем и решили представить его собственное прочтение, а избранная пластика подсказала и стиль костюмов персонажей», – говорит А. Комлева. Балетную группу спектакля составили актрисы Исабель Монк, Алина Колесниченко Ольга Коколевская и сама Ангелина, а главные роли исполняют молодые артисты театра Александра Артемьева и Михаил Марчук.

Окончательные визуальные и смысловые точки над i в спектакле расставляет его световое решение: проделана большая работа режиссёра с художником по свету Иваном Фроловым. Игра света и теней акцентирует важное и скрывает тайное, лучи танцуют вместе с исполнителями ролей, создавая вовлекающую, затягивающую атмосферу этой сценической истории…

Новая постановка даже на этапе создания вызвала большой интерес у воркутинцев: за несколько дней до премьеры все билеты на первые пять показов были раскуплены. В зале было много мужских лиц, ещё больше женских и очень много молодых. Судя по реакциям публики, смотревшей спектакль на одном дыхании, она получила желаемые эмоции. А может, даже больше. Местами люди реагировали смехом, местами – вздохом грусти, но в финале на лицах были улыбки: любовь в истории, рассказанной со сцены, победила. Сразу после премьеры на разных площадках в Сети, а также в Книге отзывов театра появилось много восторженных зрительских отзывов.

Следующие показы «Без Тебя…» пройдут 14 апреля.

Информация и фото предоставлены ВДТ имени Б.А. Мордвинова