- ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф - http://xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai -

А был ли памятник…

Когда был установлен памятник И.В. Сталину на площади Московской (современное название площади Кирова), точно определить не предоставляется возможным. Логично предположить, что это произошло в 1950 году либо чуть позже.

Памятник завершал композицию улицы Московской, а строилась улица с 1949 по 1962 годы, причем застройка шла от площади вверх. И улицу, и площадь было решено назвать именем Москвы в честь отпразднованного в 1947 году 800-летия столицы Советского Союза. Это была первая улица города, застроенная только каменными домами.

В 1950 году была построена Детская больница, которая в ансамбле площади стала главным зданием композиционного центра. В 1952 году начал работу кинотеатр «Родина» («Заполярье» от 11 февраля 1953 г.). В 1956 году площадь достроилась административным зданием управления комбината «Воркутауголь» (архитектор Г.П. Рубина). Вряд ли памятник вождю могли поставить в совершенно незастроенном месте, в «чистом поле». Впрочем, в 1941-1942 гг. уже были возведены каменные дома на улице Горняков, которая заканчивалась площадью Московской.

Впрочем, старший научный сотрудник Воркутинского музейно-выставочного центра Федор Колпаков в статье «К образу города Воркуты в исторической урбанистике» без ссылок на источники утверждает, что памятник установлен в 1949 г. А вот что пишет о строительстве памятника сотрудник краеведческого музея города Татьяна Котик в статье «Великому вождю» от «благодарных» заключенных»» (Дым Отечества. 20 ноября 1999 г.): «В 1950-м завершилось строительство первого в Воркуте архитектурного ансамбля Московской площади. По воспоминаниям архитекторов, она была выдержана в духе советского ампира. В центре площади решили воздвигнуть монумент «великому вождю». Это должна была быть бронзовая статуя высотой от трех до четырех метров. Проект пьедестала памятника Всеволод Лунёв (автор проекта застройки) поручил сделать Георгию Гонцкевичу (архитектор, автор проекта Горного техникума). «Кому, как не тебе, отблагодарить «великого вождя» за 10 лет каторги», – пошутил он при этом. Георгий, не проронив в ответ ни слова, взялся воплощать идею в жизнь.


Проект фундамента под памятник поручили довести «до ума» конструктору проектной конторы Валентину Крымову. Впоследствии, уже после освобождения, он признавался Луневу, что всегда весьма точно рассчитывал поручаемые ему конструкции. Но, тем не менее, результаты расчетов (или габаритов) всегда умножал на два. Делал это так, как говорится, на всякий случай, чтобы не получить второй срок за возможную аварию.
Так получилось и здесь. Под относительно небольшой пьедестал (около четырех-пяти метров высотой) и не очень тяжелую бронзовую скульптуру у Крымова вмещалось четыре железобетонные сваи по 2,5 метра длиной. Но, как всегда перестраховавшись, на окончательном конструктивном чертеже он удвоил высоту свай. Получилось пять метров.

Когда Лунев пришел на стройку и заглянул в вырытый для свай котлован, то ахнул: перед его взором открылся глубокий колодец. Строительство пьедестала поручили тоже бывшему з/к Николаю Александровичу Потехину или Бате, как называли его проектировщики. В ответ на возмущение Лунева увиденным, Батя улыбнулся и, потрогав свою бороду, хитро ответил: «А я еще от себя пару метров добавил». Так что на воркутинском пьедестале для «вождя народов» можно было возвести аж Эйфелеву башню». Было ли это в действительности так – вопрос открытый.

Интересна и история наименования площади. С начала застройки, в 50-е годы – это площадь Московская. Есть фотография А.Ф. Боровикова с видом на площадь в газете «Заполярье» от 25 ноября 1953 г., подписанная так: «Московская площадь. В центре монумент И.В. Сталина».

В статье управляющего трестом «Воркуташахтострой» К. Вершинина «Новые задачи строителей» от 3 апреля 1955 года читаем: «Здание кинотеатра «Родина» своей голой стеной и грязными проемами портит ансамбль площади Сталина».

В протоколе №8 заседания исполнительного комитета Воркутинского городского Совета депутатов трудящихся от 13 июня 1958 года полная сумятица – площадь называется в одном пункте Московской, в другом – площадью Сталина.

И, наконец, в протоколе заседания исполнительного комитета Воркутинского городского Совета депутатов трудящихся от 21 декабря 1961 года, когда было принято решение №26 о сносе памятника И.В. Сталину, опять фигурирует Московская площадь.

Кстати, в 1957 году в Горняцком поселке (ныне Шахтерский жилой район) была улица Сталинградская (в перечне избирательных округов. Заполярье. 1957. 6 янв. С. 3). Присутствует улица и в аналогичном перечне в газете от 16 ноября 1960 г. (С. 3). А в таком же списке от 20 января 1962 г. улица Сталинградская уже не упоминается.

Итак, 21 декабря 1961 года на заседании исполнительного комитета Воркутинского городского Совета депутатов трудящихся было принято решение №26 о сносе памятника И.В. Сталину и установлении памятника С.М. Кирову. В решении было указано, что учитывались «предложения трудящихся и пожелания депутатов городского совета и поселковых Советов». (Заполярье. 2001. 26 июня. С. 2).


Дальнейшая история памятника И.В. Сталину неизвестна. Также неизвестна судьба ограды вокруг памятника. История этой ограды очень интересна. В статье «Воркутинские корни российского герба» Федора Колпакова, написанной за четыре месяца до ухода из жизни народного художника РФ Евгения Ильича Ухналёва (художник, автор российского герба, отбывал наказание в Воркутлаге) читаем:

«В Воркутинском музейно-выставочной центре имеется чертеж №47760, с разработкой ограждения памятника И.В. Сталина, выполненный 22-летним заключенным Евгением Ухналевым». Если исходить из того, что Е.И. Ухналёв был освобожден в 1954 году, то ограда была сооружена в 1953-1954 гг.

На постамент Московской площади был установлен памятник С.М. Кирову, первоначально воздвигнутый в 1946 году на старой площади Кирова, которая находилась в районе памятника «Первостроителям Воркуты» (сквер на улице Комсомольской). Памятник Кирову – дар Ленинграда труженикам Воркуты. Работа известного советского скульптора Матвея Генриховича Манизера, материал – бронза (литьё). Архитектор М.Г. Голубовский.

Вот такая история двух памятников.