Более 50-ти лет, с 8 мая 1970-го года, когда воркутинский городской Совет депутатов принял решение «Об увековечении имени Героя Советского Союза Дончука Василия Ивановича», командир эскадрильи, гвардии майор Василий Иванович Дончук остается одним из самых известных воркутинцев – участников Великой Отечественной войны. О его судьбе и подвигах написано множество книг, статей и рефератов, но до сих пор биография летчика пополняется новыми фактами, деталями и документами о суровых испытаниях и крутых виражах, которые пришлось преодолевать летчику-герою, в том числе, в своем последнем бою…


Но, обо всем по порядку….

Мало кому известно, что Василий Дончук был самым младшим, шестым ребёнком в семье волынского крестьянина Ивана Васильевича Дончука из села Бражинцы, столяра, выбившегося после службы в армии во внетабельные канцеляристы, и польской мещанки из Варшавы Гелены Феликсы, ставшей Еленой Андреевной Дончук.
Детей у Дончуков было шестеро. Судьба самого старшего – Ивана – обрывается с началом Первой мировой войны. Второй сын – Виктор – еще до начала войны стал офицером императорской армии, а третий сын – Александр – эмигрировал в Югославию. В 1921 году, когда умер отец семейства, в Киеве с матерью остались только трое младших детей: инвалид по зрению Леонид – разнорабочий и певец капеллы железнодорожников, дочь Надежда и 11-летний Василий.

По мнению Анатолия Дормидонтова – племянника героя–летчика, именно офицерские погоны старших братьев стали причиной первого крутого виража в судьбе успешного пилота Василия Дончука. В 1935 году, неожиданного окончив военную службу в Московском округе, 25-летний летчик переходит в гражданскую авиацию и отправляется на Дальний Восток. «Именно в 1935 году был репрессирован его старший брат Виктор. А тогда люди иногда искали места, чтобы не быть на глазах», – говорит племянник.

Уже в 1936 году из летчика-инструктора хабаровского аэроклуба В. Дончук становится пилотом авиазвена Акционерного Камчатского Общества (АКО) и с молодой женой Ларисой переезжает в Петропавловск-Камчатский. В хозяйственном владении АКО находилась территория больше Европы, но население ее составляло всего сорок тысяч человек. Поэтому звено гидросамолетов МП-1, которое базировалась в одном из заливов Авачинской бухты, выполняло сложнейшие задачи по перевозке грузов и пассажиров, поиску заблудившихся людей и кораблей. Летательный аппарат этого типа не имел сложного оборудования и даже радиосвязи, но мог разыскать в море рыбацкое судно и передать ему сообщение. Однажды на своем МП-1 Дончуку пришлось лететь прямо по руслу горной реки, ниже туч, нависавших прямо над верхушками деревьев. Уникальный опыт, приобретенный во время работы на Камчатке, во многом определил боевые успехи пилота, а позже и комэска Дончука.

Но впервые тот особый опыт пригодился в 1938 году во время боев у озера Хасан. Дончука вызвали на разведку морских сил японцев вблизи района боевых действий. В его летной книжке записано: «Полеты по особому заданию командования Тихоокеанского Флота РККА в районе озера Хасан на самолете МП-1 бис – 1230 км, 6 часов 40 минут». Полученные данные позволили командованию точно и грамотно спланировать боевые действия. А среди личных документов Дончука появились удостоверение участника боевых действий в районе озера Хасан. А еще он получил денежную премию, на которую купил себе мотоцикл.

Но в конце того же 1938 года в судьбе Василия Дончука случилось новое испытание, новый крутой вираж. Сначала его неожиданно перевели в техники, а 30 декабря 1938 года арестовали и обвинили сразу по трем частям пресловутой статьи 58. Однако, 31 июля 1939 года Василий Дончук был освобождён, а дело прекращено «за недостаточностью улик». И только спустя 50 лет, в декабре 1989 года прокуратура Камчатской области отменила все обвинения и полностью восстановила доброе имя летчика, которого к тому времени уже 45 лет не было в живых.

Многочисленные боевые подвиги летчика-героя давно описаны. А вот детали гибели Василия Дончука раскрылись лишь спустя 70 лет после того, как в штабных документах 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи (ОРАЭ) 7-й Воздушной Армии Карельского Фронта появилась запись «21.10.1944 г. экипаж командира эскадрильи гвардии капитана В.И. Дончука не вернулся с боевого задания».
Оказалось, что среди очевидцев крушения того самого советского самолета – разведчика была бабушка норвежского историка Руне Раутио. От нее и стало известно, что горящий самолет упал в воду неподалеку от берега около местечка Клуббуике (коммуна Нессеб) и до сих пор лежит там, на дне норвежского фьорда.

На основании этих данных из советских и немецких архивных документов военные историки сумели установить, что самолет Василия Дончука пролетел не менее 600 километров, чтобы добыть наиболее полные данные о военно-морской базе немцев в Киркенесе. На последнем, прямом отрезке маршрута, примерно в семидесяти километрах северо-западнее города, разведывательный «Бостон» был перехвачен двумя истребителями «Мессершмитт» Bf 109G из состава 1-й эскадрильи 32-й группы ближней воздушной разведки.
Экипаж Василия Дончука погиб в неравном бою, до конца выполнив свой воинский долг. И этот бой стал третьим, увы, смертельным виражом в судьбе пилота Дончука.

К октябрю 1944 года гвардии майор Дончук совершил в общей сложности 270 вылетов на дальнюю разведку в тыл противника и выброску десантов, в том числе 64 вылета на бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций и промышленных объектов противника. Совершил пять посадок в тылу врага. Общий налет составил около 5 тысяч часов. При том пилот освоил 14 типов самолетов.

Светлая память о нем бережно хранится и передается молодым поколениям воркутинцев.

ФОТОГРАФИИ из фондов Воркутинского музейно-выставочного центра

Мемориальная доска в память о подвиге Героя Советского Союза В.И.Дончука, установленная в Воркуте на доме № 8 по улице Дончука 25 сентября 1976 года.

Василий Дончук – учащийся Военной школы морских летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС РККА имени Сталина вместе с матерью Еленой Александровной, братом Леонидом, сестрой Надеждой и ее сыном Анатолием, г. Киев, 1932 год.

Василий Дончук – пилот авиазвена Акционерного Камчатского
Общества на мотоцикле, купленном на премию за разведывательный полет во время боев на оз. Хасан, г. Петропавловск-Камчатский, 1938 год

Экипаж, погибший 21 октября 1944 года, в полном составе на фоне своего самолета «Бостон» А-20J, заводской № 43-22044. Слева направо: воздушный стрелок-радист старший сержант Афанасий Константинович Сергеев; воздушный стрелок – старший радист старшина Василий Тимофеевич Кожухов; командир 108 ОРАЭ, Герой Советского Союза, гвардии майор Василий Иванович Дончук; штурман 108 ОРАЭ старший лейтенант Николай Емельянович Абрамов, аэродром» Африканда», октябрь, 1944 год.

Воркутинский музейно-выставочный центр

 
Распечатать