В центре небольшого зала театральная ширма. Идет кукольный спектакль по мотивам эскимосской сказки «Большое путешествие маленького мышонка». Зрители – ребята из дошкольных групп компенсирующей направленности детского сада №18 «Звездочка».

Сюжет сказки прост: мышонок рассказывает своей бабушке о трудностях, которые он преодолел во время путешествия по лесу. Ребята включены в интерактивную театральную деятельность: тяжело вздыхают вместе с героем спектакля, когда тому, по его представлению, приходится преодолевать высоченную гору (а на самом деле просто небольшой холмик в лесу), переплывать через озеро (отпечаток копытца оленя, наполненного водой), вместе с мышкой-бабушкой грозят пальчиками, предупреждая самоуверенного мышонка об опасности. В конце спектакля они хвалят храбреца и с удовольствием гладят его ладошками (игрушку специально проносят по зрительному ряду). После спектакля ребята танцуют, собирают ватные снежки в корзину, водят хоровод…

Это небольшое представление – один из эпизодов инклюзивного фестиваля театрального творчества «Радуга» для детей с ограниченными возможностями здоровья и /или инвалидностью и детей с расстройством аутистического спектра. В этом году фестиваль проводится в дошкольных образовательных учреждениях данной направленности в рамках Международного дня инвалидов по тематике «Сказки народов Севера». В остальных детских садах проводятся беседы, занятия «Уроки Добра», «Уроки милосердия», просмотры и обсуждения видеороликов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы.

«По полям, по полям синий трактор едет к нам…»

В Воркуте малыши с ограниченными возможностями здоровья максимально окружены заботой в широком смысле этого слова. Заходим в одну из групп детского сада: просторное помещение оформлено в светлых тонах, современная белая мебель, множество игрушек и настольных игр, на стенах ‒ силуэты деревенских домов, изображение домашних животных, сельских пейзажей – ясно, что это стилизованная деревенька. Другие групповые помещения таким же образом «рассказывают» о городской среде, о путешествиях на всех видах транспорта. В каждой группе из 12 дошкольников несколько взрослых: воспитатель, психолог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед. Все они проводят индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.

Особого внимания заслуживают специальные помещения, где любят бывать дети. В кабинете психолога ребятам особенно нравится «купаться» под сухим душем из разноцветных узких атласных ленточек. Эта незамысловатая процедура снимает эмоциональное напряжение и развивает тактильную чувствительность.

   Беседуем с психологом Дианой Елсаковой. Речь идет о детях с нарушением эмоционально-волевой сферы.

– Они не умеют общаться со сверстниками, со взрослыми, – рассказывает Диана Руслановна, – не умеют попросить о помощи. Работая с родителями, объясняем, как надо действовать в той или иной ситуации. Обучаем родителей в тандеме с дефектологом и логопедом. Дети с расстройством аутистического спектра больше нуждаются в социализации, чем в обучении. Мы их учим простым вещам: мыть руки, одеваться, формируем академические навыки. Занятия длятся столько времени, сколько выдерживает ребенок, например, он способен удерживать активное внимание десять минут, значит, столько и занимаемся. Быстрых результатов здесь нет, прогресс можно увидеть лишь спустя время, но это огромная радость для нас с коллегами, когда понимаем, что полезны нашим подопечным.

В зеркальном отражении мелодия покоя

В сенсорной комнате все особенное: угловое зеркало, мягкие маты на полу, пучок светящегося разными огоньками фиброоптического волокна, терапевтическое кресло-куб, пузырьковая труба, тактильная панель и нежный аромат в воздухе от аромамасел.

Педагог-психолог Вера Шерепа подробно рассказывает о предназначении каждого из предметов оборудования этой особо любимой детьми комнаты. Например, детям нравится разглядывать себя в зеркале – так они познают себя. Устройство под названием «бесконечность» помогает развивать зрительный анализатор. Фиброоптическое волокно приятно на ощупь, да еще и светится разноцветными огоньками. Звук воды в пузырьковой трубе успокаивает ребенка, ему интересно наблюдать за тем, что происходит внутри сосуда. Малыш может просто лечь на большой мяч, а педагог в это время сделает ему небольшой массаж…

По словам специалистов, восстановление ребенка зависит от того, насколько правильно подобрано медикаментозное лечение, от систематических занятий с ним и, к сожалению, от ситуации. Случилось, что ребенок заболел – тогда может произойти откат в знаниях и умениях, которыми он уже обладал. И надо начинать все заново.

Кто главный в доме?

Риторический вопрос …Конечно же, родители! Однако в ситуации, когда в семье есть особенный ребенок, его интересы и его благополучие стоит поставить выше родительских амбиций и страхов. Ребенок должен посещать такое образовательное учреждение, где ему будет комфортно в общении, где он будет справляться с учебной программой, будет под наблюдением специалистов, которые хорошо ориентируются в его особенностях, что не всегда под силу общеразвивающему детскому саду. У сотрудников «Звездочки» есть немало примеров, когда родители  перевели своих детей в их сад и почувствовали эмоциональное облегчение, ощутили профессиональную поддержку и участие.

Знаем, умеем, применяем

Одним из факторов в пользу такого решения должно стать постоянное стремление специалистов детского сада к повышению своей квалификации, расширению знаний в области коррекционной работы.

Заведующий детским садом Светлана Сорнева не просто получила яркие впечатления во время стажировки в Санкт-Петербурге в октябре этого года, когда на примере дошкольного учреждения, где ведется работа с детьми с диагнозом «аутизм», были показаны все стороны работы с ребенком специалистами учреждения, педагогами и родителями. Возвратившись в Воркуту и делясь с педагогами своего детского сада этой информацией, она еще раз убедилась, что те в полном объеме владеют современными подходами, приёмами работы и методиками. Знания и умения стоит уточнить воспитателям компенсирующих групп, поэтому в данный момент ведется работа по обучению педагогов. Они повышают свою квалификацию на специальных курсах в фондах, которые много лет работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и имеют высокие результаты.

Слаженная и согласованная работа педагогов и специалистов детского сада способствует развитию и поддержке семей, воспитывающих детей с особенностями развития.

 

Информация и фото предоставлены управлением образования администрации МО ГО «Воркута»

 
Распечатать