Елена Хайдарова: «Давайте ЖИТЬ среди детей!»
16.10.2023 15:34В школах и гимназиях нашего города в этом учебном году появилась новая штатная должность – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Этот пилотный проект был опробован в некоторых регионах страны, получил хорошую оценку его участников и теперь реализуется во всех средних общеобразовательных учреждениях. Претендентам на эту должность надо было пройти конкурсный отбор. Советник – это тот специалист, который работает «в поле», то есть напрямую контактирует со школьниками, причем не только с коллективом в целом, но и персонально с каждым. Он помогает «настроить» воспитательную работу в образовательном учреждении.
В гимназии №2 советником по воспитанию стала Елена Хайдарова, учитель физкультуры. Она опытный педагог. В своем школьном прошлом была членом всех детских организаций советского периода, причем в школе и институте – членом комитета комсомола, с восторгом вспоминает сборы, лекции, семинары, выезды на базы детских лагерей, игры. Она уверена, что этот личный опыт ей сегодня очень помогает.
– Нам, – говорит Елена Нагитулловна, имея ввиду людей своего поколения,– сегодня проще справляться с некоторыми организационными моментами – мы в этом «варились» в свое время…
– А что в принципе может помочь специалисту на этой должности?
– Как минимум, основы психологии. Не каждый человек и не каждый учитель может сказать детям, что он их любит. Я могу. И постоянно говорю им об этом. Думаю, дети именно поэтому и тянутся ко мне и добиваются результата в любом виде деятельности. Например, ребенок говорит мне: «Я не могу…», – я ему в ответ: «Да ты все можешь! Я в тебя верю!». «Ну, хорошо,– соглашается он, – тогда попробую…», – пробует и все у него получается. К тому же у меня полная голова различных идей, я всегда могу что-то предложить детям, легко перестраиваюсь, чтобы школьникам было легко и интересно в общении со мной.
– Задания и мероприятия в проекте «Навигаторы детства» хорошо методически проработаны…
– Это очень удобно для работы, но на самом деле мы выполняем не только те задачи, которые ставит перед нами проект, а еще многое из запланированного в нашей гимназии. Например, ко Дню пожилых людей мы провели конкурс рисунков. Дети рисовали своих дедушек и бабушек. Перед начальной школой мы поставили задачу нарисовать открытку ко Дню дошкольного работника. Ученики 1-4 классов недавно вышли из детского сада и хорошо помнят своих воспитателей, поэтому очень постарались, красиво нарисовали, а мы донесли их поздравления до адресатов. Эта деятельность органично встроилась в предложенную от наших координаторов акцию «Почтовая карточка». Мы поставили почтовый ящик в гимназии, чтобы юным художникам было более интересно работать над посланием. В честь Дня туризма выбирались с детьми в скверики вокруг гимназии, а начальная школа специально ходила за листьями для гербария. Затем из этого материала будут изготавливаться различны поделки – вот вам и элемент экологического воспитания.
– Елена Нагитулловна, а что в работе советника для вас новое?
– Пожалуй, работа при включенной видеокамере (чтобы потом делиться информацией в медиапространстве) – это немного напрягает, но когда ты увлечен самим процессом, то забываешь об этом неудобстве. У нас в гимназии мы открыли кинозал (это была наша общая с руководством задумка). Показываю ученикам наши советские фильмы для детей: «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Приключение желтого чемоданчика», «Сказка о потерянном времени» и другие, а после просмотра мы обсуждаем фильм, разбираем образы героев. Все фильмы советского периода, по большому счету, о добре и зле, поэтому легко доносить до детей главные человеческие ценности на примере положительных киногероев.
– Кого из детей вовлекаете в свою деятельность?
– Всех! Ни один не останется, что называется, за бортом. Обычно я беру весь класс, и если какому-то ребенку не интересно в этот раз, то он все равно тянется за коллективом и когда-то будет участвовать в наших акциях, и обязательно войдет во вкус.
– На ваш взгляд, уже можно как-то оценивать этот новый опыт – работу советником по воспитанию?
– Думаю, да. У меня свои оценочные критерии. Вижу, что дети уже начинают привыкать к тому, что можно не пройти мимо моего кабинета, который всегда открыт. Если у какого-то класса «окно», я быстро нахожу, чем им заняться. Я им всегда рада, и они довольны, спрашивают: «А вы еще у нас что-нибудь проведете?». И даже акции, которые у нас были, мы проводили не в одном классе, а сразу в двух-трех. Причем, я не удерживаю детей силой на таких мероприятиях, и если даже кто-то уходит, то потом все равно придет. Ко мне дети всегда возвращаются.
– Что бы вы посоветовали коллегам из других образовательных учреждений?
– Сказала бы: «Друзья, в школе мы живем среди детей, так давайте ЖИТЬ среди детей!». Это интересно – вернуться в детство. Я, наверное, просто человек такой – всегда на позитиве. Папа говорил, что я улыбалась с самого момента своего рождения. Во всех минусах есть плюсы, просто надо их найти. Верю, что очень скоро советники поймут, что от них требуется, и им станет легко работать. И еще большое значение имеет мотивация и поощрение детей. Это я вижу по своим спортивным занятиям с ребятами. Говорю: «Выиграете – пойдем в пиццерию, не выиграете – все равно пойдем». Вручишь ребенку грамоту или хотя бы конфету на мероприятии – и у него уже хорошее настроение.