Иногда такое происходит: прошлое какого-нибудь населенного пункта причудливым образом умещается в одной скульптуре или архитектурном памятнике. На роль своеобразного «историографа» Воркуты вполне подходит известная многим скульптура оленя, которая долгое время располагалась на крыше Воркутинского хладокомбината.

Приговоренные художники

Даже само знакомство со скульптурой где-то напоминает знакомство гостей города с Воркутой. «Думали увидеть небольшой северный городок, а тут у вас бульвары и дворцы», – не раз приходилось слышать от участников экскурсии, впервые попавших в Воркуту. При первом взгляде на скульптуру она поражает своими размерами. Когда памятник стоял на крыше холодильника, он казался величиной с крупную собаку. Но его натуральные размеры по-настоящему впечатляют.

Настоящей иллюстрацией истории Воркуты стали непростые судьбы авторов этого памятника. Их имена указаны на стальной плите, которая вмонтирована в нижнюю часть постамента. Автор – скульптор Анатолий Григорьев.

Анатолий Григорьев получил образование в Высших художественно-технических мастерских и Высшем художественно-техническом институте в 25-30-х годах. Там его наставниками были выдающиеся отечественные скульпторы того времени, в том числе Вера Мухина. В 1948 году его арестовали и приговорили к восьми годам исправительно-трудовых работ за «контрреволюционную деятельность». В Воркуте отбывал наказание с весны 1953 года по декабрь 1954 года.

Инженером проекта памятника был Николай Вовченко. В 1936 году его осудили по той же статье, что и Григорьева, и приговорили к десяти годам лишения свободы и пяти годам поражения в правах. Отбывал наказание в Воркуте, освободился в мае 1949 года. Вовченко считался одним из первых строителей города, долго трудился в Воркуте. Представленная фотография украшала Доску почета комбината «Печоршахтострой», где трудился Николай Андреевич.

Вроде бы все понятно, но история нашего города богата и неоднозначна на столько, что волны этой неоднозначности отразились и на истории этой скульптуры. В 1990 году в фонды краеведческого музея передали коллекцию материалов из архива Арнольда Динга, репрессированного в 40-50-х годах. В аннотации к одной из фотографий мы читаем: «Розе Барздинья – скульптор. Приехала с Колымы к мужу. Автор скульптуры (макет) оленя на хладокомбинате».

Интригу о происхождении скульптуры невольно усиливает стальная плита, которая вроде бы должна была расставить все точки над i. Если имя инженера проекта Николая Вовченко было отлито на плите изначально, то имя скульптора нанесли электросваркой, что видно невооруженным взглядом. Как будто рабочие, которые отливали плиту, устанавливали оленя, не знали имя скульптора, ждали сигнала о том, чье же имя вывести на стальной пластине.

«Когда б вы знали, из какого сора»

Скульптуру выполнили буквально из сорного материала: металлических конструкций и цементного раствора, и потому она получилась довольно хрупкой. В каркасе, как иллюстрация эволюции материалов, использована еще гладкая стальная арматура, активно бытовавшая в отечественном строительстве до 50-х годов. И с этой стороны памятник так же похож на город, который тоже не думали сначала строить на века, решая в лучшем случае оперативные задачи, стоявшие перед страной в 40-50-е годы.
Над восстановлением скульптуры перед постановкой ее в парке города несколько месяцев трудился Тимур Кузиев, председатель городского Союза фотохудожников. Он подметил колористическую особенность памятника, которая иллюстрирует историю города в XX веке.В процессе работы удалось обнаружить, что скульптура была покрашена сначала золотой краской, затем серой, потом сверху ее покрыли полупрозрачным зеленым лаком с бронзовой пудрой. Скульптуру неоднократно олифили, в целях защиты, видимо… Неоднократно подкрашивали, восстанавливали цементом, видны натуральные культурные слои, которые чем-то напоминают саму Воркуту, – делится своими впечатлениями Тимур.

Как иллюстрация жизни страны в 90-х годах в памяти воркутинцев сохранились особенные истории, связанные с этим памятником. Еще передаются из уст в уста сказания о невероятных идеях «обогащения», основанных на сдаче в лом цветных металлов медленно ветшавшей скульптуры. Горячие головы размышляли, какой автокран и как надо разместить у здания «холодильника», чтобы снять желанный артефакт, в котором на вид «никак ни меньше полутора тонн бронзы или меди». «Когда б вы знали, из какого сора…» – хочется повторить слова нашей выдающейся поэтессы.
Вот какая история открывается, если немного постоять перед известным памятником, покопаться в его прошлом, приложить его фрагменты к образам минувших дней в истории города. И если мы уже связали судьбы скульптуры и города, может быть, новая страница в истории памятника станет прообразом, началом новой страницы в истории самой Воркуты.

СПРАВКА «МВ»

Николай Вовченко, инженер родился в 1908 году в Одессе. Был арестован 26 мая 1936 года и приговорен к десяти годам лишения свободы и пяти годам поражения в правах за «контрреволюционную деятельность». Отбывал наказание в Воркуте. После освобождения 30 мая 1949 года остался в Воркуте. Николай Вовченко много лет трудился в Воркуте, считался одним из первых строителей города. В архивах сохранилась, в частности, фотография с Доски почета комбината «Печоршахтострой», где он трудился.

 
Источник: http://gazetamv.ru
 
 
Распечатать   596 просмотров